Предупреждение №СП-05/4453 Предупреждение №П05-27/2019 ФГУП "Почта России" по п. 8 ч. 1... от 27 марта 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №СП-05/4453 от 27.03.2019 г.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) поступило обращение АО «Буинск-Водоканал» по вопросу установления ФГУП «Почта России» необоснованно высокой цены на оказание услуг по доставке счетов-извещений.
Между ФГУП «Почта России» и АО «Буинск-Водоканал» заключен договор №24.02.01/2167-11 на оказание услуг по доставке неконвертированных счетов-извещений физическим лицам от 08 июня 2011 года, по условиям которого АО «Буинск-Водоканал» поручает ФГУП «Почта России» принять на себя обязанности по обработке, пересылке и доставке неконвертирвоанных счетов-извещений клиентам АО «Буинск-Водоканал».
В соответствии с п 2.1.4 договора стоимость услуги составляет 0,94 рублей.
Дополнительным соглашением № 1 от 25.11.2013 к договору установлен тариф на оказание услуг по доставке счетов-извещений с 01.01.2014 года в размере 2,81 рублей. Дополнительным соглашением № 2 от 08.06.2016 к договору установлен тариф на оказание услуг по доставке счетов-извещений с 01.07.2016 года в размере 3,54 рублей. Дополнительным соглашением № 3 от 20.01.2017 к договору установлен тариф на оказание услуг по доставке счетов-извещений с 20.01.2017 года в размере 3,89 рублей. Дополнительном соглашением № 4 к договору тариф на оказание услуг по доставке счетов-извещений с 1 января 2018 года установлен в размере 4,22 рублей.
14 декабря 2018 года исх. № 7.3.18.13/539 АО «Буинск-Водоканал» получено уведомление ФГУП «Почта России» о повышении тарифов на доставку счетов-извещении с 01.01.2019 до 4,88 руб. и дополнительное соглашение к нему.
В связи с вышеизложенным, на основании статьи 25 Федерального закона № 135 от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – закон о защите конкуренции), в адрес ФГУП «Почта России» были направлены запросы информации №СП-05/2294 от 18.02.2019, №СП-05/3250 от 06.03.2019.
Согласно пояснениям ФГУП «Почта России» (вх. № 3409 от 01.03.2019), оказание услуг по доставке счетов-извещений является нерегулируемым видом деятельности и стороны вправе самостоятельно устанавливать цену договора в соответствии с положениями статей 420, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также было выявлено, что ФГУП «Почта России» устанавливает децентрализованные тарифы для региональных структурных подразделений.
Так приказом ФГУП «Почта России» № 2/1-п от 19.01.2018 установлены следующие минимальные тарифы для УФПС «Татарстан почтасы» - филиала ФГУП «Почта России»:
Для н/п с численностью населения свыше 100 тыс. человек |
Для н/п с численностью населения от 20 тыс. человек до 100 тыс. человек |
Для н/п с численностью населения до 20 тыс. человек |
3,42 руб. с учетом НДС |
4,37 руб. с учетом НДС |
8,73 руб. с учетом НДС |
Вместе с тем, письмом вх.№ 4136 от 14.03.2019 УФПС «Татарстан почтасы» - филиала ФГУП «Почта России» сообщает, что цена может устанавливаться ниже установленного минимального тарифа для организаций с большим объемом отправления счетов-извещений по соглашению сторон.
Так, согласно реестру всех организаций, которым «Татарстан почтасы» - филиала ФГУП «Почта России» оказывает услуги по пересылке и доставке неконвертированных счетов-извещений в Республике Татарстан, тариф для ООО «Газпром трансгаз Казань» в 2018 году установлен в размере – 1,93 руб. (без НДС) при 18 963 207 доставленных счетов – извещений за 2017 год.
Кроме того, установлено, что в 2018 году для АО «Буинск-Водоканал» установлен тариф 3,58 руб. (без НДС) при доставленных за 2017 год 81 501 счетов-извещений.
Вместе с тем для АО «Тетюши-Водоканал» установлен тариф 3,25 руб. при объеме доставки счетов-извещений за 2017 год – 70 377. То есть при меньшем объеме доставленных счетов-извещений установлен меньший тариф, чем для АО «Буинск-Водоканал».
При таких обстоятельствах АО «Буинск-Водоканал» и АО «Тетюши-Водоканал» имеют неравный доступ к услугам ФГУП «Почта России» по доставке неконвертированных счетов-извещений на территории Республики Татарстан.
Кроме того, данный перечень неисчерпывающий.
<…>
Кроме того, установление повышение или уменьшение тарифа несоразмерна объемам оказываемых услуг.
Аналогичные неравнозначные условия при формировании тарифа установлены и для других организаций.
Например, для ПАО «Мобильные ТелеСистемы» в 2018 году установлен тариф 7,26 руб. при 615 262 доставленных счетов-извещений в 2017 году.
При таких обстоятельствах организации обладают неравным доступом к услугам ФГУП «Почта России» по доставке неконвертированных счетов-извещений на территории Республики Татарстан.
Согласно статье 1 Федерального закона № 135 от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренци, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О естественных монополиях", субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О естественных монополиях", одной из сфер деятельности субъекта естественной монополии являются услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Таким образом, ФГУП «Почта России» является субъектом естественной монополии и следовательно является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение в соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции.
На ФГУП «Почта России» распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, Татарстанское УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях ФГУП «Почта России» признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в установлении неравных условий для доступа к услугам по доставке неконвертированных счетов-извещений по Республике Татарстан.
В связи с наличием в действиях ФГУП «Почта России» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 8 части1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения нарушения путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно в срок до 31 мая 2019 года:
- установить соразмерные, объективные и недискриминационные тарифы для потребителей услуг по доставке неконвертированных счетов-извещений по Республике Татарстан.
О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.
<…> [должностное лицо]