Решение №04-04/256 РЕШЕНИЕ по делу №016/07/3-2480/2021 от 13 января 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №04-04/256 от 13.01.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
в присутствии представителя заказчика АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТАВТОДОР" – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителя заявителя ООО «Клиника Контакт» - <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев после перерыва жалобы заявителя ООО «Клиника Контакт» (вх. №16540/ж от 13.12.2021 г., 16796/ж от 17.12.2021 г.) на действия заказчика АО "ТАТАВТОДОР" при проведении закупки № 32110808913 на предмет: «Оказание медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств и машинистов дорожных машин (работников Заказчика) на базе Заказчика в соответствии с Техническим заданием»
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении закупки №32110808913 на предмет: «Оказание медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств и машинистов дорожных машин (работников Заказчика) на базе Заказчика в соответствии с Техническим заданием» размещено на официальном сайте Российской Федерации http://zakupki.gov.ru/ 11.11.2021г.
Способ размещения закупки Конкурс в электронной форме.
Заказчик - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТАТАВТОДОР".
Начальная (максимальная) цена договора — 15 613 333,20 руб.
Данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – закон о Закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Изучив доводы сторон, а также представленные сторонами документы и материалы, Комиссией установлено следующее.
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона № 223 от 18.07.2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, при проведении данной закупочной процедуры заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Татавтодор» (далее – Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
1. Относительно довода заявителя о необоснованном отклонении заявки заявителя Заказчиком.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 25 статьи 3.2 Закона о закупках Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.
В соответствии с частью 26 статьи 3.2 Закона о закупках возврат участнику конкурентной закупки обеспечения заявки на участие в закупке не производится в следующих случаях:
1) уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;
2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим Федеральным законом, до заключения договора заказчику обеспечения исполнения договора (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).
В соответствии с протоколом № 32110808913-01 по рассмотрению заявок на участие в конкурсе в электронной форме и подведению итогов закупки от 29.11.2021г. заявка участника ООО «Клиника Контакт» (№4) была признана несоответствующей требованиям документации о закупке по следующему основанию:
«По Заявке № 4 выявлено следующее несоответствие требованиям документации о закупке:
- в банковской гарантии отсутствует условие о выплате суммы гарантии в случае уклонения или отказа участника закупки от заключения договора, что не соответствует требованиям подп. 6 п. 1.18 документации о закупке.
На основании подп. «в» пункта 6.2 Положения, подп. 2.3.4.3 документации о закупке заявка не допущена к участию в закупке».
Согласно пункту 1.18.4 конкурсной документации в случае если обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется участником закупки в виде банковской гарантии, банковская гарантия должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и настоящей документации:
1) банковская гарантия должна содержать сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом;
2) банковская гарантия должна содержать указание на номер, предмет закупки и наименование заказчика;
3) в банковской гарантии должны быть определены обязательства Принципала по заключению договора по итогам закупки, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
4) в банковской гарантии должно быть указано, что требование Бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть исполнено в разумный срок, но не превышающий 10 (десять) рабочих дней со дня получения Гарантом требования Бенефициара;
5) банковская гарантия должна содержать прямое указание на то, что она не может быть отозвана Гарантом.
6) банковской гарантией должно быть предусмотрено условие о выплате суммы гарантии в случае уклонения или отказа участника закупки от заключения договора.
В соответствии с пунктом 2.3.4.3 конкурсной документации критериями допуска к участию в закупке является предоставление Участником закупки требуемого обеспечения заявки в установленных размере, форме, порядке при условии поступления денежных средств на счет Заказчика, указанный в закупочной документации, на момент рассмотрения заявок, либо на счет, предусмотренный регламентом электронной площадки (при необходимости).
Заявителем в качестве обеспечения заявки была предоставлена банковская гарантия №42/8610/018/714 ПАО «Сбербанк России» от 26.11.2021г.
Согласно условиям выданной Банковской гарантии (абзац 4 стр.1) по просьбе Принципала Гарант принимает на себя обязательство уплатить по первому требованию Бенефициара сумму в размере 780 000 (семьсот восемьдесят тысяч) рублей в следующих случаях:
- включение информации о Принципале в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по основаниям, связанным с участием Принципала в Тендере;
- в иных случаях, определенных в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке.
Таким образом, из содержания условий банковской гарантии следует наличие условия, предусматривающего выплату в пользу АО «Татавтодор» в случае уклонения или отказа Принципала от заключения договора, учитывая, что указанное условие было отражено в закупочной документации Заказчика.
Согласно представленным пояснениям заявителя им был сделан запрос в Банк, по результатам которого Банком по электронной почте был дан ответ, подтверждающий возможность обеспечения выплаты по выданной банковской гарантии.
В целях подтверждения информации Комиссией был объявлен перерыв в целях осуществления самостоятельного запроса в Банк.
По результатам сделанного запроса ПАО «Сбербанк» был представлен ответ (исх. №8610-11-исх./1 от 10.01.2022г., вх. №93 от 11.01.2022г.), в соответствии с которым Банк подтвердил возможность обеспечения выплаты в пользу АО «Татавтодор» в случае уклонения или отказа от заключения договора.
Таким образом, представленная участником банковская гарантия обеспечивала возможность в случае отказа от заключения договора, что соответствовало требованиям закупочной документации.
Действия Заказчика при отклонении заявки в рассматриваемом случае нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Довод заявителя признан обоснованным.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства.
2. Относительно довода заявителя о не подписании закупочной документации ЭЦП.
По мнению заявителя, закупочная документация Заказчика не подписана ЭЦП, заявителем был сделан в этой связи запрос ЭТП «РТС-Тендер», о чем заявителем было озвучено на заседании Комиссии.
Вместе с тем, Комиссия по результатам заявленного довода приходит к выводу о его несостоятельности в силу следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 "Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке" утверждено Положение о размещении в единой информационной системе информации о закупке.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства N 908 информация о закупке размещается в единой информационной системе только после подписания документа, содержащего указанную информацию, усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного на размещение в единой информационной системе информации от имени заказчика (далее - представитель заказчика).
В соответствии с пунктом 22 Постановления Правительства N 908 с извещением о закупке в единой информационной системе размещается электронный вид документации о закупке и электронный вид проекта договора, являющегося неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Правительства N 908 Извещение о закупке считается размещенным в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в единой информационной системе извещения о закупке, сформированного в соответствии с пунктом 21 настоящего Положения, и документов, предусмотренных пунктами 22 и 23 настоящего Положения.
Таким образом, само по себе размещение извещения и закупочной документации в ЕИС указывает на то, что Заказчиком был пройден этап подписания
документации усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного на размещение в единой информационной системе информации от имени заказчика исходя из положений пункта 4 Постановления Правительства N 908.
В случае отсутствия ЭЦП Заказчик бы не смог разместить соответствующее извещение и документацию в ЕИС.
Довод признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобы заявителя ООО «Клиника Контакт» (вх. №16540/ж от 13.12.2021г., 16796/ж от 17.12.2021г.) на действия заказчика АО "ТАТАВТОДОР" при проведении закупки № 32110808913 на предмет: «Оказание медицинских услуг по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств и машинистов дорожных машин (работников Заказчика) на базе Заказчика в соответствии с Техническим заданием» обоснованными частично по доводу 1.
Признать Заказчика АО "ТАТАВТОДОР" нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Выдать Предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |