Решение №04-04/14663 Решение по делу №016/06/64-1590/2019 о нарушении законодател... от 30 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/14663 от 30.09.2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика СУ СК России по Республике Татарстан – <…> (доверенность №вн-207/1-68746-19 от 16.07.2019г.), в отсутствие заявителя, о времени и месте рассмотрения жалобы извещенного надлежащим образом (заявлено ходатайство о рассмотрении в отсутствие), рассмотрев жалобу ИП Масленниковой С.Е. (вх. №15145/ж от 18.09.2019г.) на действия заказчика при проведении закупки №0111100008619000079 на предмет: «поставка противогазов гражданских фильтрующих»

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении электронного аукциона №0111100008619000079 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 10.09.2019г.

Начальная (максимальная) цена контракта– 198 462,00  руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.

Относительно доводов Заявителя о нарушениях Заказчика в части технических требований к противогазу, описанных в техническом задании документации (требования к наличию блочно-композитной конструкции, относительно времени защитного действия, состава лицевой части из резины), что в совокупности позволяет возможным осуществить поставку противогаза исключительно одной модели.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно техническому заданию Заказчиком по оспариваемым показателям установлены следующие требования:

«…….Комбинированный фильтр фильтрующего противогаза должен обеспечивать защиту одновременно от газов, паров и аэрозолей. Комбинированный фильтр должен иметь блочно-композитную конструкцию для обеспечения меньшего сопротивления дыханию и массы противогаза, что способствует снижению утомляемости пользователя.

По результатам прогнозирования поражающих факторов, характерных для региона заказчика, и в целях гарантированного исключения риска поражения человека в процессе проведения первоочередных (эвакуационных) мероприятий фильтрующий противогаз должен обеспечивать время защитного действия не менее 80 минут по следующим аварийно-химически опасным веществам ингаляционного действия: хлор (объемная доля – не менее 0,1%, массовая концентрация – не менее 3,0 мг/дм3), сероводород (объемная доля – не менее 0,1%, массовая концентрация – не менее 1,4 мг/дм3), аммиак (объемная доля – не менее 0,1%, массовая концентрация – не менее 0,7 мг/дм3).

Лицевая часть противогаза должна быть выполнена из резины в соответствии с пунктом 2.9.12 Приказа МЧС России от 27 мая 2003 года № 285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля».».

 

Документация электронного аукциона предусматривает возможность поставки эквивалентного товара. В жалобе указаны предлагаемые к поставке (эквивалентные) гражданские противогазы, в то же время не приложены документы, свидетельствующие о несоответствии всех указанных в жалобе моделей гражданских противогазов (кроме ГП-7БТ), установленным документацией о закупке требованиям.

Согласно пояснениям заказчика и представленных в ходе рассмотрения жалобы документов, установлено, что закупка противогазов осуществляется в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 01.10.2014 № 543, которые предполагают обеспечение всех категорий населения, проживающих на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), средствами индивидуальной защиты. Под всеми категориями населения подразумеваются лица различных возрастных групп, в том числе имеющие определенные ограничения по здоровью.

Частью 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379 предусмотрено, что номенклатура и объёмы запасов (в т. ч. противогазов) определяются создающими их органами и организациями с учётом методических рекомендаций МЧС России.

Подпунктом «а» части 6 постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379 определена деятельность Заказчика в чрезвычайной ситуации, которая должна учитываться при создании запасов и определение их номенклатуры и объёмов.

Вышеупомянутые нормативные документы, предполагают осуществление закупки средств индивидуальной защиты (в т. ч. противогазов) на основе учёта всех факторов и особенностей возможного развития чрезвычайных ситуаций, характерных для конкретного региона в современных условиях, деятельности Заказчика при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Руководствуясь данными нормативными документами, а также потребностью Заказчика, вытекающей из учёта всех факторов особенностей возможного развития чрезвычайных ситуаций, характерных для региона заказчика, были определены требования к времени защитного действия противогаза по различным опасным химическим веществам.

В описание объекта закупки включено обоснование указанных требований к времени защитного действия, а именно: «По результатам прогнозирования поражающих факторов, характерных для региона заказчика, и в целях гарантированного исключения риска поражения человека в процессе проведения первоочередных (эвакуационных) мероприятий фильтрующий противогаз должен обеспечивать время защитного действия не менее 80 минут по следующим аварийно-химически опасным веществам ингаляционного действия…».

Оспариваемое требование не противоречит требованиям ГОСТ 12.4.235-2012, в соответствии с абзацем 4 пункта 5.9.1 которого указанное время защитного действия противогазовых фильтров определено в лабораторных испытаниях в стандартных условиях и не даёт представления о возможном сроке службы фильтра при его практическом применении. Следовательно, в соответствии с целями обеспечения деятельности, предусмотренной подпунктом «а» части 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379, Заказчик вправе устанавливать требования, которые могут превышать минимально установленные требования стандарта, если это обусловлено потребностью Заказчика.

Заказчик вправе включить в документацию электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения, отвечающего за создание и содержание запасов материально-технических средств в целях гражданской обороны. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика. Данная позиция подтверждается судебной практикой, в частности решением Арбитражного суда города Москвы от 02.09.2019 по делу № А40-114735/19-92-1029.

В обзоре судебной практики применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, отмечается, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учётом специфики использования такого товара, не может рассматриваться, как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию о закупке требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как не содержит норм, обязывающих заказчика в ущерб своей потребности (обеспечения необходимого уровня защиты и деятельности в чрезвычайной ситуации) предусматривать возможность поставки товара, обладающего характеристиками, которые не могут в полной мере обеспечить потребность заказчика.

Средство индивидуальной защиты должно быть универсальными по назначению и защитным свойствам (время защитного действия при различных концентрациях радиоактивных и опасных химических веществ, и биологических средств, эргономических свойств, массогабаритных характеристик, показателей надёжности и т.д.).

Указанными рекомендациями также предусмотрена необходимость учета особенностей использования противогазов различными категориями населения, а также учет медицинских противопоказаний.

В соответствии с описанием объекта закупки: «Комбинированный фильтр должен иметь блочно-композитную конструкцию для обеспечения меньшего сопротивления дыханию и массы противогаза, что способствует снижению утомляемости пользователя». Блочно-композитные фильтры имеют значительно меньшую массу, за счет чего снижается нагрузка на голову пользователя, следовательно, уменьшается его утомляемость, а также имеют существенно меньшее сопротивление дыханию.

Например, фильтр блочно-композитной конструкции ГП-9кБ-Оптим имеет массу 290 граммов и сопротивление дыханию 176,4 Па, тогда как фильтр насыпной конструкции ГП-7КБ имеет существенно худшие параметры: массу 350 граммов и сопротивление дыханию 200 Па.

Таким образом, установленные требования не содержат признаков нарушения норм части 1 статьи 33 Закон о контрактной системе, так содержат обоснования, является объективным, обусловленным потребностью заказчика.

В соответствии с документацией о закупке поставке подлежат противогазы, оснащённые лицевыми частями из резины. Термин «резина» является широко распространённым. Под термином «резина» понимается эластичный материал, получаемый вулканизацией каучука.

Установленное требование также обусловлено положениями пункта 2.9.12 Приказа МЧС России от 27.05.2003 № 285, в котором сказано, что при осмотре средств индивидуальной защиты, в том числе противогазов и дополнительных патронов, проверяется состояние резины лицевой части противогаза. Возможность проверки лицевой части, выполненной из другого материала указанным приказом не предусмотрена.

Таким образом, оспариваемое требования выражает объективную потребность заказчика и обусловлено нормами Приказа МЧС России от 27.05.2003 № 285. Кроме того, данное обоснование также включено в описание объекта закупки.

Комиссия Татарстанского УФАС по результатам анализа приходит к выводу об отсутствии нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, поскольку требования к товару установлены Заказчиком в соответствии со своими потребностями и не нарушают ст. 33 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ИП Масленниковой С.Е. (вх. №15145/ж от 18.09.2019г.) на действия заказчика СУ СК России по Республике Татарстан при проведении закупки №0111100008619000079 на предмет: «поставка противогазов гражданских фильтрующих» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны