Предупреждение №ВЧ-05/11186 Предупреждения №П05-55/2021 в отношении ООО «Центр обслужива... от 3 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № ВЧ-05/11186 от 03.09.2021 г.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан из прокуратуры Мамадышского района Республики Татарстан поступило коллективное обращение граждан (вх. № 9010 от 05.07.2021) по вопросу повышения тарифа до 314 рублей 37 копеек на водоснабжение в с. Урманчеево Мамадышского района Республики Татарстан.

По результатам рассмотрения указанного обращения, Татарстанским УФАС России установлено следующее.

В соответствии с обращением сообщалось, что ООО «Центр обслуживания поселений», оказывающее услуги водоснабжения в с. Урманчеево Мамадышского района Республики Татарстан, незаконно увеличило тариф на услугу водоснабжения «полив» до 314 рублей 37 копеек.

Согласно обращению, «услуги водоснабжения разделены на три части:

Холодная вода;

Полив;

Вода для бани.

В 2020 году с мая месяца тарифы были таковы:

Холодная вода – 120 руб. 05 коп.;

Полив – 30 руб. 97 коп.;

Вода для бани – 31 руб. 41 коп.

В 2021 году с мая месяца тарифы стали:

Холодная вода – 122 руб. 80 коп.;

Полив – 314 руб. 37 коп.;

Вода для бани – 32 руб. 12 коп.»

В соответствии с утвержденным Административным регламентом рассмотрения и возбуждения дел по нарушениям антимонопольного законодательства, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 №339, в процессе рассмотрения заявления предполагается сбор и анализ необходимых документов и материалов.

Татарстанским УФАС России в адрес ООО «Центр обслуживания поселений» направлены запросы о предоставлении информации (исх. № АР-05/8417 от 09.07.2021 и № АР-05/9842 от 09.08.2021).

В соответствии с представленной информацией установлено, что ООО «Центр обслуживания поселений» оказывает услуги по водоснабжению в с. Урманчеево Мамадышского района Республики Татарстан.

14.12.2012 года в периодическом издании № 98 «Вятка» («Нократ»), принадлежащем АО «ТАТМЕДИА», опубликован Публичный договор продажи (поставки) коммунальных ресурсов – холодной воды населению сельских поселений (далее – Публичный договор).

В соответствии с пунктом 1 Публичного договора – публичный договор, согласно статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), является заключенным между Заказчиком (лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирным доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные ресурсы) и Поставщиком с момента обращения Заказчика к Поставщику с заявлением, при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

- отсутствия у Заказчика договора оказания ресурсов водоснабжения либо поставки коммунального ресурса с другой организацией, поставляющей коммунальный ресурс либо оказывающей коммунальные ресурсы;

- отсутствие Исполнителя потребителя коммунальной ресурсы в многоквартирном доме, жилом доме, в котором Заказчику принадлежат помещения;

- принятие собственниками помещения в многоквартирном доме решения о непосредственном управлении.

Моментом полного и безоговорочного принятия условий Поставщика считается подача Заказчиком заявления на заключение договора.

Настоящий договор регламентируется нормами гражданского законодательства о публичном договоре (статья 426 ГК РФ).

Согласно подпункту «н» пункта 3.3 Публичного договора – заказчик обязан при отсутствии индивидуального прибора учета в домовладении уведомить Поставщика о целях потребления коммунальных ресурсов при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, видов и количества сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии), площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, режима водопотребления на полив земельного участка, а также мощности применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов, а если такие данные были указаны в договоре, содержащем положения о поставке коммунальных ресурсов, то уведомить исполнителя об их изменении в течении 10 рабочих дней со дня указанных изменений.

Согласно пункту 4.3 Публичного договора - размер платы за коммунальные ресурсы определяются исходя из показаний прибора учета, а при их отсутствии – исходя из утвержденных уполномоченными органами нормативов потребления.

В соответствии с пунктом 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения» (далее – Постановление № 644) – к договору холодного водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ.

Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатацию находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии со статьей 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Начисление абонентам производится в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению в многоквартирных и жилых домах для муниципальных районов (городов) Республики Татарстан и нормативами потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для муниципальных районов (городов) Республики Татарстан на основании Приказа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 21.08.2012 года № 131/о «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в многоквартирных и жилых домах для муниципальных районов (городов) Республики Татарстан» (с изменениями на 24.03.2020) (далее – Приказ).

Начисления производятся по типу потребления:

Холодная вода;

Вода для бани;

Полив (начисления производятся с мая по август).

В соответствии с Приказом норматив потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению в многоквартирных и жилых домах для муниципальных районов (городов) Республики Татарстан в Мамадышском районе Республики Татарстан составляет 2.5 куб.м. в месяц/чел., норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек для муниципальных районов (городов) Республики Татарстан для типа потребления «баня» составляет 0.654 куб.м. в месяц/чел., для типа потребления «полив земельного участка (с мая по август)» составляет 0.064 куб.м./кв.м.

Согласно приложению к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 11.11.2020 № 183-40/кс-2020 «Об установление тарифов на питьевую воду для Общества с ограниченной ответственностью «Центр обслуживания поселений» на 2021 год» тариф на питьевую воду составляет 24,37 руб.

В соответствии с реестром, представленным ООО «Центр обслуживания поселений», в селе Урманчеево Мамадышского района Республики Татарстан оказываются услуги 74 абонентам – физическим лицам.

В 2020 году ООО «Центр обслуживания поселений» производило начисления по следующим формулам:

Холодная вода: кол-во проживающих*2.5 куб.м.*24,01 руб.;

Вода для бани: кол-во проживающих*0.654 куб.м.*24,01 руб.;

Полив земельного участка (с мая по август): 20 кв.м.*0.064 куб.м.* 24,01 руб.

В 2021 году ООО «Центр обслуживания поселений» производило начисления по следующим формулам:

Холодная вода: кол-во проживающих*2.5 куб.м.*24,37 руб.;

Вода для бани: кол-во проживающих*0.654 куб.м.*24,37 руб.;

Полив земельного участка (с мая по август): 200 кв.м.*0.064 куб.м.* 24,37 руб.

Относительно повышения платы ООО «Центр обслуживания поселений» указало, что «организация, осуществляющая услуги водоснабжения вправе учитывать для расчетов всю площадь земельного участка (по данным росреестра), на котором расположен жилой дом абонентов, кроме площади самого дома и надворных построек. Начисления могут производиться на всю скотину поголовно, на плодово-ягодные сады, огород для посадки картофеля, свеклы и т.д. Мониторинг о порядке начисления абонентам водоснабжающих организаций в близлежащих районах показал, что поливочную площадь каждая организация устанавливает по своему усмотрению. Увеличение поливочной площади для абонентов ООО «Центр обслуживания поселений» с мая 2021 года связано с увеличением затрат на ведение финансово-хозяйственной деятельности организации. По результатам 2020 года общий убыток организации составил около 389 т.р. Затраты на электроэнергию увеличились в несколько раз именно в период поливочного сезона (с мая по август). А период с 01.06.2021 года по 30.06.2021 года расходы на электроэнергию увеличились на 382052 рубля в месяц (с 937948 руб. до 1300000 руб) по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, что только утвердило целесообразность наших повышенных начислений.

Информирование населения об увеличении площади, применяемой для расчета стоимости за полив было осуществлено на проведенных сходах граждан в каждом сельском поселении Мамадышского муниципального района Республики Татарстан в начале 2021 года.»

27.01.2021 на информационном сайте «Нократ» («Вятка»), филиала АО «ТАТМЕДИА» «Мамадыш-информ» была размещена информация под названием «Тариф не меняется. Увеличивается площадь полива» (ссылка на материал: http://mamadysh-rt.ru/news/obshchestvo/tarif-ne-menyaetsya-uvelichivaetsya-ploshchad-poliva

Вместе с тем, Татарстанское УФАС России отмечает, что в Публичном договоре отсутствуют указания на площадь земельных участков для расчета платы за услугу «полив земельного участка». ООО «Центр обслуживания поселений» представило договор водоснабжения от 16.11.2012 (далее – Договор от 16.11.2012), заключенный с <…>, проживающем по адресу: <…>. В Договоре от 16.11.2012 также отсутствуют указания на площадь земельного участка.

Таким образом, Татарстанское УФАС России приходит к выводу, что ООО «Центр обслуживания поселений» без предварительного уведомления абонентов об увеличении площади земельных участков с 20 кв.м. до 200 кв.м., применяемой при расчете платы за услуги «полив» в с. Урманчеево Мамадышского района Республики Татарстан, без внесения изменений в действующие договоры водоснабжения условий по увеличению площади земельных участков при расчете платы за услуги «полив», навязывает абонентам – физическим лицам в с. Урманчеево невыгодные и не относящиеся к предмету договора водоснабжения условия, в результате чего размер платы за услугу «полив» увеличился в 10 раз.

В соответствии с пунктом 3 частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Татарстанским УФАС России установлено, что ООО «Центр обслуживания поселений» (ИНН 1626013174) оказывает услуги водоснабжения в с. Урманчеево Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, осуществляющий водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, является субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о естественных монополиях доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, установлено, что ООО «Центр обслуживания поселений» (ИНН 1626013174) занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг водоснабжения в с. Урманчеево Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.

Учитывая вышеизложенное, Татарстанское УФАС России пришло к выводу, что на ООО «Центр обслуживания поселений» (ИНН 1626013174) распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ООО «Центр обслуживания поселений», злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке услуг водоснабжения в с. Урманчеево Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, необоснованно увеличивает размер земельного участка для расчетов и выставления счетов на оплату услуги «полив».

В действиях ООО «Центр обслуживания поселений» содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5 и 6 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом ФАС России от 22.01.2016
№ 57/16 «Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства», считаем целесообразным выдать ООО «Центр обслуживания поселений» предупреждение о прекращении нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях ООО «Центр обслуживания поселений» (ИНН 1626013174) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном увеличении площади земельного участка, применяемого для расчетов и выставления счетов на оплату услуги «полив», Татарстанское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения, путем прекращения произвольного и необоснованного установления (изменения) размера площади земельного участка, применяемого при расчете платы за полив.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в срок до 27 сентября 2021 года, представив подтверждающие документы.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны