Решение №ВЧ-08/1613 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/5-54/2024 о нарушении законодательст... от 22 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/1613 от 22.02.2024 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев материалы дела в отношении индивидуального предпринимателя Мухутдинова Айнура Раилевича (ИНН: <…>) по факту размещения на витрине салона цветов MADEIRA неоновой рекламной вывески с текстом «чем круче букет, тем ниже поцелуи», что является нарушением части 6 статьи 5 и части 9 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»,

в присутствии:

- Мухутдинова Айнура Раилевича лично.

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление, Татарстанское УФАС России) на рассмотрение поступило обращение <…>  (вх. №12412/ж от 22.11.2023 г.), по факту размещения на витрине салона цветов MADEIRA, расположенного по адресу: г.Казань, ул.Пушкина, д.17, неоновой рекламной вывески с текстом «чем круче букет, тем ниже поцелуи».

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Тем самым признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

Изображение представлено ниже:

<…>

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Объектом рекламирования является салон цветов «MADEIRA».

Согласно информации, представленной Исполнительным Комитетом муниципального образования города Казани, по адресу г.Казань, ул.Пушкина, д.17 осуществляет деятельность индивидуальный предприниматель Мухутдинов Айнур Раилевич (ИНН <…>).

Согласно пояснениям ИП Мухутдинова А.Р., слоган «Чем круче букет, тем ниже поцелуи» не является авторским произведением, а взят из рекламных материалов, находящихся в открытом доступе. Размещая данный слоган, не преследовалось цели вложить в него двойной смысл.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, основанный на восприятии данной информации каждым человеком в отдельности.

В рамках рассмотрения настоящего дела видеоролик был вынесен на заочное обсуждение членами Экспертного Совета по применению законодательства «О рекламе» при Татарстанском УФАС России.

Перед членами Экспертного совета поставлены следующие вопросы:

1. «Считаете ли Вы допустимым (уместным) трансляции приведенного изображения в центре г.Казани?»;

2. «Имеются ли по Вашему мнению признаки нарушения Закона «О рекламе», с учетом части 6 статьи 5 Закона «О рекламе»?».

По результатам проведенного опроса на первый вопрос положительно ответили 3 члена совета. 8 членов экспертного совета посчитали данный видеоролик неуместным. На второй вопрос положительно ответили 8 членов совета (в том числе из числа сотрудников Управления). При этом в указанную выборку опрошенных необходимо включить заявителя, которая непосредственно обратилась в Управление, посчитала рекламу не этичной (не допустимой) и нарушающей требования Закона «О рекламе».

Таким образом, результаты проведенного опроса показали, что большинство граждан воспринимают рекламную фразу «чем круче букет, тем ниже поцелуй» как неприличную, поскольку она актуализирует тему личных отношений не в романтическом плане, а в прагматично – циничном, что противоречит принятым в обществе нормам общения между людьми.

Как было указано выше по тексту настоящего решения, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что рассматриваемая реклама нарушает общепринятые нормы и ценности, подрывает сложившиеся в Республике Татарстан моральные принципы и устои.

Согласно части 6 статьи 5 Закона «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Кроме того, согласно пояснениям ИП Мухутдинова А.Р., согласование на размещение рассматриваемой рекламной вывески Исполнительным комитетом г. Казани не выдавалось.

На основании части 9 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель- изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламораспространитель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодателем и рекламораспространителем является ИП Мухутдинов Айнур Раилевич (ИНН 163403262157).

Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона «О рекламе», а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей неоновую рекламную вывеску с текстом «чем круче букет, тем ниже поцелуи», размещенную ИП Мухутдиновым А.Р. (ИНН <…>) на витрине салона цветов MADEIRA, расположенного по адресу: г.Казань, ул.Пушкина, д.17, поскольку в нем нарушены требования части 6 статьи 5 и части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Рекламодателем и рекламораспространителем признать ИП Мухутдинова А.Р. (ИНН 163403262157).

ИП Мухутдинову А.Р. выдать предписание об устранении нарушения закона о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 21 февраля 2024 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны