Решение №АЯ-04/13944 РЕШЕНИЕ по делу №016/07/3-2054/2021 от 1 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/13944 от 01.11.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТУПОЛЕВ" – <…> – [должностное лицо] (доверенность №Д-29 от 01.04.2021г.), в присутствии представителя заявителя ООО «Торговый Дом ЗЕВС» - <…> – [должностное лицо] (доверенность от 14.05.2021 г.), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО «Торговый Дом ЗЕВС» поступившую в Управление путем перенаправления из Московского УФАС России (вх. 14258 от 21.10.2021г.) на действия Заказчика - ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТУПОЛЕВ" при проведении закупки № 32110668087 на предмет: 2334-2021-00902 Поставка кабельной арматуры,

УСТАНОВИЛА:

Дата размещения текущей редакции извещения закупки №32110668087 в Единой Информационной системе в сфере закупок – 24.09.2021 года.

Начальная (максимальная) цена договора — 4 000 000,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Единым Положением о закупке Государственной корпорации "Ростех" (далее – Положение).

Относительно доводов жалобы заявителя о том, что заявка участника закупки с идентификационным номером №279605 была необоснованно допущена до участия в торгах.  

Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Исходя из части 5 статьи 3 Закона о закупках Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Исходя из части 11 статьи 3.2 Закона о закупках Участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в такой закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке. Участник конкурентной закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок. Заявка на участие в такой закупке является измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Согласно п. 12.8.1 Положения Рассмотрение заявок является отборочной стадией конкурентной процедуры закупки, в рамках которой ЗК осуществляет проверку соблюдения участниками процедуры закупки установленных в извещении, документации о закупке требований, а именно:

к содержанию, форме и составу заявки на участие в закупке (подраздел 10.9 Положения);

к продукции и условиям исполнения договора (подраздел 10.3 Положения);

к участнику закупки, в том числе лицам, выступающим на стороне одного участника закупки (подразделы 10.4, 10.5 Положения);

к описанию продукции (подраздел 10.6 Положения);

к ценовому предложению участника закупки (подраздел 10.8 Положения);

к предоставлению обеспечения заявки (подраздел 10.10 Положения).

В соответствии с п. 12.8.11 Положения ЗК отклоняет заявку участника процедуры закупки по следующим основаниям:

(1)       непредоставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных извещением, документацией о закупке; нарушение требований извещения, документации о закупке к содержанию заявки;

(2)       несоответствие участника процедуры закупки, в том числе несоответствие лиц, выступающих на стороне одного участника процедуры закупки, требованиям извещения, документации о закупке;

(3)       несоответствие предлагаемой продукции и / или условий исполнения договора требованиям, установленным в извещении, документации о закупке;

(4)       несоблюдение требований извещения, документации о закупке к описанию продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки на участие в закупке;

(5)       несоответствие цены заявки требованиям извещения, документации о закупке, в том числе наличие предложения о цене договора (цене за единицу продукции), превышающей размер НМЦ;

(6)       наличие в составе заявки недостоверных сведений.

Исходя из пункта 4.13.1 документации заказчика 4.13.1 После рассмотрения заявок непосредственно перед их оценкой и сопоставлением ЗК принимает решение о проведении или непроведении (в зависимости от наличия условий, указанных в п. 4.13.2, 4.13.3) процедуры переторжки, т.е. предоставлении участникам закупки возможности добровольно повысить предпочтительность своих ранее поданных заявок путем снижения первоначальных цен заявок. Снижение цены заявки не должно повлечь за собой изменение иных предложений и условий, изложенных в заявке.

В соответствии с пунктом 4.13.2 документации заказчика 4.13.2       ЗК обязана принять решение о проведении переторжки при выполнении в совокупности следующих условий:

(1)       по результатам рассмотрения заявок до дальнейшего участия в процедуре закупки допущено не менее 2 (двух) участников закупки;

(2)       отклонение средней цены заявок участников закупки от размера НМЦ, установленной в извещении и п. 10 информационной карты, составляет менее 15% (пятнадцати процентов) от данной НМЦ;

(3)       возможность проведения переторжки предусмотрена п. 28 Информационной карты.

В соответствии с доводами жалобы заявителя, заявка победителя закупки с идентификационным номером №279605 была необоснованно допущена до участия в торгах, ввиду того, что участником, было подано ценовое предложение, которое превышает начальную максимальную цену договора, что согласно Положению заказчика является основанием для отклонения заявки участника.

В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России было установлено, что заказчиком в пункте 10 информационной карты документации заказчика указано, начальная максимальная цена закупки составляет 151 457 (сто пятьдесят одна тысяча четыреста пятьдесят семь) рублей 17 копеек с НДС, с учетом всех расходов, предусмотренных проектом договора, и налогов, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства, при этом максимальное значение цены договора составляет 4 000 000,00 (четыре миллиона) рублей 00 копеек с НДС, с учетом всех расходов, предусмотренных проектом договора, и налогов, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства. Вместе с тем, согласно извещению к закупке - Общая начальная (максимальная) цена единиц товара / работ (услуг) составила 153 557,64 рублей.

Представитель заказчика в ходе заседания пояснил, что им была допущена техническая ошибка при составлении конкурсной документации, в связи с чем, в информационной карте, начальная максимальная цена единицы товара была указана неверно.

Изучив доводы заявителя, заказчика, положения документации Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к следующим выводам:

Так, согласно пункту 9 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 ("Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке" Сведения, содержащиеся в документах, составленных с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом единой информационной системы (далее - функционал единой информационной системы), и сведения, содержащиеся в файле в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (далее - электронный вид), или в файле с графическим образом оригинала документа (далее - графический вид), должны совпадать, а в случае несовпадения приоритетными являются сведения, составленные с помощью функционала единой информационной системы.

Таким образом, в случае несоответствия цены в извещении размещенной в ЕИС и на сайте электронной площадки с положениями документации, приоритетом являются сведения, отраженные в извещении. В извещении к настоящей закупке, заказчиком была указана начальная максимальная цена единицы товара закупки, в размере - 153 557,64 рублей.

Так, согласно протоколу №206 от 05.10.2021 на участие в закупке было подано две заявки. Согласно данным заявкам, участниками были предложены следующие ценовые предложения о цене за единицу продукции:

№ п/п

Идентификационный номер участника процедуры закупки

Цена заявки,

Дата и время регистрации заявки

1.

279605 – Победитель закупки

 

153 155 (Сто пятьдесят три тысячи сто пятьдесят пять) руб. 81 копейка (с НДС)

04.10.2021 09:19:27

2.

279851 – Заявитель

149 500 (Сто сорок девять тысяч пятьсот) руб. (с НДС)

03.10.2021 17:03:16

 

Таким образом, цена обоих участников за единицу товара, ниже чем цена, указанная в извещении к закупке.

Указанным протоколом было также установлено, что заказчиком будет проведена переторжка, проведение которой предусмотрено условиями документации, и назначена на 08 октября 2021 года.

По результатам проведения переторжки участником закупки с идентификационным номером №279605 ценовое предложение за единицу продукции было снижено и составило 145000,00 рублей. Заявителем, в ходе проведения переторжки цена не снижалась.

Таким образом, финальное предложение по цене за единицу продукции, участника закупки с идентификационным номером №279851 (заявитель) составила 149 500,00 рублей.

В связи с этим, заказчиком было принято решение о заключении договора с участником с идентификационным номером №279605, как с участником предложившим наименьшую цену за единицу товара.

На основании изложенного, Комиссией установлено, что участником с идентификационным номером №279605, была предложена цена за единицу товара, в пределах установленной извещением максимальной цены.

Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно системному толкованию норм Закона о закупках, документации заказчика, победителем закупки будет признано лицо, предложившее наименьшую цену за единицу, участник закупки, данную цену предлагает самостоятельно. Таким образом, заявителем самостоятельно была предложена цена, не позволившая стать победителем закупки.

Таким образом, довод заявителя о том, что предложенная участником закупки с идентификационным номером №279605, цена за единицу товара, превышает цену, установленную документацией признан необоснованным.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что в заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 3, в части установления в документации и извещении различных сведений в отношении начальной максимальной цены единицы товара.

Ввиду того, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика, предписание заказчику не выдавать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «Торговый Дом ЗЕВС» поступившую в Управление путем перенаправления из Московского УФАС России (вх. 14258 от 21.10.2021г.) на действия Заказчика - ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТУПОЛЕВ" при проведении закупки № 32110668087 на предмет: 2334-2021-00902 Поставка кабельной арматуры, необоснованной.

Признать заказчика ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТУПОЛЕВ" нарушившим требования пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны