Решение №АЯ-04/2325 Решение по делу № 016/07/3-288/2023 от 14 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/2325 от 14.03.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика АО «Международный аэропорт «Казань» – <…> – [должностное лицо] (доверенность №10/23 от 02.02.2023 г.), представителя заявителя ООО «Экостандарт «Технические решения» – <…> – [должностное лицо] (доверенность №1 от 07.03.2023 г.), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «Экостандарт «Технические решения» (вх. № 1934/ж от 27.02.2023г.) на действия заказчика АО «Международный аэропорт «Казань» при проведении закупки №32312093732 на предмет: «Оказание услуг по отбору проб и лабораторным исследованиям согласно техническому заданию для нужд АО «Международный аэропорт «Казань»»,

УСТАНОВИЛА:

Изменения извещения о проведении закупки в форме запроса предложений в электронной форме №32312093732, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 08.02.2023 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 528 532,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно заявка заявителя отклонена заказчиком неправомерно.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке в электронном виде, которые приобщены к материалам дела.

Уведомлением исх. №АЯ-04/1760 от 28.02.2023г. рассмотрение данной жалобы было назначено на 06.03.2023г. в 10 час. 30 мин.

Вместе с тем, 06.03.2023г. в связи с необходимостью надлежащего извещения заявителя жалобы ООО «Экостандарт «Технические решения», Комиссией объявлен перерыв на 09.03.2023г. в 10 час. 20 мин.

09.03.2023г. Комиссия продолжила рассмотрение жалобы после перерыва.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При проведении обжалуемой закупки заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд Акционерного общества «Международный аэропорт «Казань» (актуальный на момент проведения закупки).

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пунктам 5 и 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) и порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом либо без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Пунктом 4.4.2 Положения заказчиком указано, что извещение о проведении запроса предложений должно содержать:

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Документация о запросе предложений должна содержать следующие сведения:

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

7) обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;

В пункте 4.4.3 Положения заказчик устанавливает требования к заявке на участие в запросе предложений, в том числе, заявка должна содержать сведения о цене товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).

При этом согласно пункту 4.4.6 Положения комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе предложений, в случае если предложенная в заявках цена товаров, работ, услуг превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса предложений (подпункт «ж»).

Изучив извещение о проведении закупки, Комиссией установлено, что в пункте 3.5.4 документации, заказчиком установлено, что Заявка на участие в запросе предложений состоит из двух частей и ценового предложения Заявки.

Первая часть Заявки должна содержать описание поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) в соответствии с требованиями настоящей документации, при этом не допускается указание в первой части Заявки сведений об участнике закупки и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным настоящей Документацией (в случае установления квалификационных требований).

Вторая часть Заявки должна содержать сведения об участнике закупки, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены), об окончательном предложении участника закупки о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара (качестве работы, услуги) и об иных условиях исполнения договора.

В пункте 2.6 информационной карты заказчик установил, что Начальная (максимальная) цена договора: 528 532,00 рублей без учета НДС. Аналогичное указано заказчиком также в Обосновании цены (приложение №7).

В соответствии с протоколом подведения итогов от 21.02.2023г. заявка ООО «Экостандарт «Технические решения» (№396010) отклонена заказчиком согласно п. 4.2 Документации закупки, а именно по причине несоответствия участника запроса предложений требованиям, установленным настоящей документацией, предложенная в заявке цена товаров, работ, услуг превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса предложений.

Согласно позиции заявителя, цена ООО «ЭКОСТАНДАРТ «Технические решения», предложенная в заявке, составляет 543 373,62 (Пятьсот сорок три тысячи триста семьдесят три) рубля 62 копейки, в том числе 20% НДС – 90 562,27 (Девяносто тысяч пятьсот шестьдесят два) рубля 27 копеек. В закупочной документации заказчик не указал сведения о включенных налогах и расходах в начальную(максимальную) цену договора, кроме того, что начальная (максимальная) цена договора не содержит НДС, из чего заявитель сделал вывод, что имеет право подать предложение, превышающее начальную (максимальную) цену договора Заказчика без НДС, на сумму НДС.

Также заявитель пояснил, что функционал электронной торговой площадки zakazrf.ru позволил подать предложение участника с ценой выше начальной (максимальной) цены договора, при этом с указанием, что цена участника содержит НДС.

Согласно пояснениям заказчика, заявитель направил ценовое предложение в размере 543 373, 62 рублей с учетом НДС. Два других участника закупки подали предложения без НДС. При этом, цена договора, заключаемого по результатам закупки, устанавливается в соответствии с ценой, предложенной в заявке победителя (независимо от применяемой им системы налогообложения). Иные условия в документации о закупке отсутствуют.

Комиссия также отмечает, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При проведении закупки победитель определяется путем сравнения поступивших ценовых предложений и выигравшим признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора (если по остальным критериям предложения участников закупки совпадают).

Комиссия отмечает, что применение порядка оценки ценового предложения участника закупки, допускающего уменьшение ценового предложения участника, являющегося плательщиком НДС, может привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения, то есть привести к созданию неравных условий и, соответственно, ограничению конкуренции, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме этого, в Законе о закупках отсутствуют нормы о возможности при осуществлении оценки заявок участников закупочной процедуры применения единого базиса оценки цены, предложенной участником без учета НДС.

Таким образом, оценка цены договора, заключаемого по результатам закупки, должна осуществляться в соответствии с ценой, предложенной в заявке участника.

Заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.

Предпринимательская деятельность в силу положений статьи 2 ГК РФ, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Участники закупки, принимая решение об участии в закупке, самостоятельно формируют предложения по оцениваемым условиям закупки, исходя из своих возможностей, с учетом интереса одержать победу. Предлагая определенную цену, участник несет риск получения меньшего количества баллов при наличии лучшего предложения другого участника закупки, что в конечном итоге определяет конкуренцию при проведении закупки.

Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушений норм действующего законодательства при рассмотрении (отклонении) заявки заявителя.

Довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «Экостандарт «Технические решения» (вх. № 1934/ж от 27.02.2023г.) на действия заказчика АО «Международный аэропорт «Казань» при проведении закупки №32312093732 на предмет: «Оказание услуг по отбору проб и лабораторным исследованиям согласно техническому заданию для нужд АО «Международный аэропорт «Казань»» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны