Постановление №ВЧ-08/7108 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 12 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/7108 от 12.07.2023 г.

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан <…> – [должностное лицо], рассмотрев протокол и материалы дела №016/04/14.3-892/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица ООО «Лизинг Гарант» (ИНН 1657239118, ОГРН: 1171690075721, дата присвоения ОГРН: 28.07.2017, КПП: 165701001, адрес регистрации: 420066, РТ, г. Казань, пр-кт Ямашева, д. 33, оф. 502) по факту нарушения требований пунктов 2 и 6 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1 и 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в присутствии представителя ООО «Лизинг Гарант» по доверенности <…>,

УСТАНОВИЛ:

В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан 16.02.2023 были выявлены признаки нарушения по факту распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «До 3 млн. под ПТС. Авто – остается! Деньги под залог ПТС в Казани. 100 % от 30 тыс. до 3 млн. руб. Звоните!», содержащей признаки нарушения Закона «О рекламе».

Фотоизображение представлено ниже:

<…>

Указанная реклама размещена по ссылке:

https://yandex.ru/an/count/Wb8ejI_zO9K1HH80b20CTRFXlwjySmK0bG8nKqlkOm00000uzgZD0Rx7uuZ1vVxVaG600R-izSe6Y06pmCBgdm6G0Vhi_AlZW8200fW1-kpygsEu0P3WteqcyfOSu07or8SGw07Y0lW1tBdUlW680lu1e0Bwd80Qy0Azbv_e1i0cVkW4ctBu1F2CWGE81RhIb06G1V2CWGEW1S2-TQW5Y_HXi0MBz66u1OlqOS05fU771CW5-BIK0T05juSie0PMg0PMk0O6oGOYOzFlHb3QXga7IEOC379di0Yu1xG6me201k08lOw03UW91u0A0Vm3w0oN0fWDfhCzu0s2Wi61WA2029WEeiRD_kw8bEs60P0Givh9wgA2l9ehmQ0Gc17-ZYoXkUaIJtIYo4i6l9-e4yMVrBlRxh-A5u0KW23G50tW507e58m2c1QGlhAV1g395l0_q1RSkTw-0PWNoz3J4AWN2RWN8C0NjTO1e1bMi1cu6V___m7u6RF1vno16l__Y-nhRSu3e1gUiSkvqyd6lCK1i1g0lk3kXylXtSi1WXmDS6j2Ebb3Pp9bRZHdDwWU0R0V0SWVWRcB3gaWC0mQswKDvJ-u8DxTAR8X2JSnCZarE3eqD90Ysuqia2BYZIoG8kQDB90Yw8qia2BhZIoG8lwEBDKY__z__u4ZYIFSFv0ZshlfeztqY_xM0PWZi9tBclYovOlL0H805wq6JWmVaMnau3rcEwbYuAcCyZGSzcekh4LF9bL2IFrp9pPcPmS0MyTtpYSdaBHQ0sOYOHRZs5RR11u0~1?test-tag=16413

Представленное рекламное объявление «кликабельное», при переходе открывается сайт:

https://lizing-garant.ru/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=rt_pts_rsya-48256173&utm_content=v2%7C%7C13333666621%7C%7C42904625203%7C%7Cсрочный%20залог%20под%20автомобиль%7C%7C0%7C%7Cnone%7C%7Cdzen.ru%7C%7Ccontext%7C%7Cno%7C%7CКазань&utm_term=срочный%20залог%20под%20автомобиль&yclid=626121354739249971

Изображения содержания сайта представлены ниже:

<…>

Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования являются услуги по предоставлению займов.

Информация со сведениями: «До 3 млн. под ПТС. Авто – остается! Деньги под залог ПТС в Казани. 100 % от 30 тыс. до 3 млн. руб. Звоните!» в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

Согласно информации, размещенной на сайте по адресу https://lizing-garant.ru/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=rt_pts_rsya-48256173&utm_content=v2%7C%7C13333666621%7C%7C42904625203%7C%7Cсрочный%20залог%20под%20автомобиль%7C%7C0%7C%7Cnone%7C%7Cdzen.ru%7C%7Ccontext%7C%7Cno%7C%7CКазань&utm_term=срочный%20залог%20под%20автомобиль&yclid=626121354739249971, лицом, в интересах которого распространяется реклама, является ООО «Лизинг Гарант» (ИНН 1657239118, 420066, РТ, г. Казань, пр-кт Ямашева, д. 33, оф. 502).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

Условиями, влияющими на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

При этом, как следует из фактических обстоятельств, рекламное объявление, размещенное в сети Интернет, представляет собой текстовое сообщение небольшого размера, с помощью которого пользователь может перейти на сайт лица, разместившего объявление. Само объявление не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является сам по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар. Фактически объявление, неразрывно связанное с сайтом, является частью того сайта, который открывается после «клика» на объявление, и не может рассматриваться в отрыве от самого сайта.

При этом вышеуказанные страницы сайта не содержат всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

Вместе с тем, в самой рекламной информации, указано, что финансовые услуги оказывает АО «ЮниКредит Банк» (ИНН 7710030411, 119034, г. Москва, Пречистенская набережная, д.9).

Изображение рекламы представлено ниже:

<…>

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. (Письмо ФАС России от 13.08.2010 № АК/26483 «Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг»).

Вышеуказанная реклама не содержит ряд условий, а именно подробную информацию о фактической стоимости кредита для заемщика, условия предоставления финансовой услуги, процентной ставки, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара, однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту, рекламирования в целом.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, на которое может быть обращено взыскание.

Паспорт транспортного средства (далее ПТС) является документом, который, в свою очередь, предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также для идентификации самого транспортного средства.

Вместе с тем, ПТС должен храниться у собственников либо владельцев транспортных средств.

Из смысла вышеуказанной нормы, регулирующего такую меру обеспечения исполнения обязательства как залог имущества усматривается, что таким предметом может быть имущество, за счет которого в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником, кредитор может получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества.

Таким образом, предмет залога должен иметь стоимостную оценку, тогда как ПТС является документом, не имеющим стоимостной оценки. Следовательно, финансовая организация не сможет получить удовлетворение требований из стоимости ПТС в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения заемщиком своих обязательств.

При таких обстоятельствах, следует вывод о том, что ПТС не может являться предметом залога по договору займа.

Кроме того, из буквального смысла содержания рекламного текста следует, что ООО «ЛИЗИНГ ГАРАНТ» гарантирует 100 % успешность получения денежных средств, оказания финансовой услуги.

В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе», Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара.

Управлением было направлено письмо об оказании содействия в адрес ООО «Дзен.Платформа», согласно ответу которого, размещение вышеуказанных ссылок осуществляется ООО «Яндекс» (ИНН: 7736207543).

Согласно ответу ООО «Яндекс» (вх. №3407 от 04.04.2023), рассматриваемая реклама была размещена в рамках договора, заключенного между ООО «Яндекс» и ООО «Лизинг Гарант» (ИНН 1657239118).

Согласно ответу (вх. №3280 от 31.03.2023) АО «ЮниКредит Банк» (ИНН 7710030411), между Обществом и ООО «Лизинг Гарант» отсутствуют партнерские взаимоотношения, Банк не располагает информацией об условиях предоставления рекламируемой услуги.

В ходе рассмотрения дела представительно ООО «Лизинг Гарант» подтвердила факт распространения рассматриваемой рекламы Обществом. Представителем представлены платежные поручения, согласно которым размещение рекламы оплачивается Обществом. Кроме того, представителем даны пояснения, согласно которым АО «ЮниКредит Банк» услуги не оказывает, а лишь принимает переводы заказчиком. Вместе с тем, на рекламном объявлении указано, что финансовые услуги оказывает АО «ЮниКредит Банк». Согласно пояснениям, финансовые услуги оказывает ООО «МФК «Кармани».

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО «Лизинг Гарант» части 1 статьи 28 Закона «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Исходя из содержания рекламы, можно прийти к выводу, что данная реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а именно- потребителей (физических лиц), которые в свою очередь являются менее защищенной категорией. Спорная реклама сформирована таким образом, что у потребителя, ознакомившегося с данной рекламой, создается впечатление (должно создаваться впечатление) о том, что объектом рекламирования является именно услуга по предоставлению денежных средств (заем) и возможность их получения у рекламодателя.

Как видно из материалов дела, информация, отраженная в рекламе, является недостоверной, поскольку доводятся не соответствующие действительности сведения о предмете залога по договору займа (Паспорт транспортного средства).

На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частями 3, 7 статьи 5, статьей 28 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, предусмотренных вышеуказанными нормами, несет ответственность рекламопроизводитель, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно пункту 7 статьи 38 Закона о рекламе, за нарушение требований части 1 статьи 28 закона о рекламе ответственность несет рекламораспространитель.

Рекламораспространитель, согласно пункту 7 статьи 3 закона о рекламе, - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Таким образом, ООО «Лизинг Гарант» в рассматриваемом случае является рекламодателем, рекламораспространителем, и рекламопроизводителем.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1         статьи 14.3 КоАП РФ, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, действия ООО «Лизинг Гарант», выразившиеся в нарушении законодательства о рекламе, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

<…>

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3, частью 2 статьи 25.1, статьей 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо ООО «Лизинг Гарант» (ИНН 1657239118, ОГРН: 1171690075721, дата присвоения ОГРН: 28.07.2017, КПП: 165701001, адрес регистрации: 420066, РТ, г. Казань, пр-кт Ямашева, д. 33, оф. 502) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

<…>

Назначение платежа – денежное взыскание (штраф) за нарушение законодательства о рекламе, налагаемое федеральным органом государственной власти по делу №016/04/14.3–892/2023.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу в Татарстанское УФАС России, ул. Московская д. 55, г. Казань, 420021, тел: (843) 238-30-41, а также направив на электронную почту to16-<…>@fas.gov.ru.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны