Определение №СП-05-16124 Определение о назначении дела №016/01/10-1629/2019 в отношен... от 28 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. СП-05-16124 от 28.10.2019

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <...> [заместитель руководителя]

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В ходе осуществления своей деятельности, в рамках предоставленных полномочий, Управлением было установлено следующее.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение Прокуратуры Республики Татарстан вх.№ 14579 от 09.09.2019 о даче оценки деятельности АО «Газпром межрегионгаз Казань» (ИНН 1660031631) в части соблюдения антимонопольного законодательства, а также признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В рамках обращения в распоряжение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан были представлены документы, в процессе изучения которых установлены следующие обстоятельства совершения правонарушения.

В прокуратуру Республики Татарстан поступило представление Елабужской городской прокуратуры в адрес АО «Газпром межрегионгаз Казань» об устранении нарушений законодательства по факту прекращения подачи газа в котельную АО «Елабужское ПТС» (далее - АО «ЕПТС»), расположенную в с. Тарловка Елабужского муниципального района Республики Татарстан.

Прокуратурой Республики Татарстан установлено, что подача газа прекращена АО «Газпром межрегионгаз Казань» в связи с наличием задолженности АО «ЕПТС» в размере более 60 млн. рублей. В результате допущено нарушение прав добросовестных потребителей, не имеющих задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг – 134 собственников жилищных помещений, 5 социально-значимых объектов (ООШ № 11, фельдшерско-акушерский пункт ГАУЗ «ЕЦРБ» и т.д.

Добросовестность оплаты жилищно-коммунальных услуг указанных потребителей подтверждается процентом собираемости денежных средств в г. Елабуга, который составляет 98,2%.

В ходе рассмотрения Прокуратурой Республики Татарстан представления, представителями АО «Газпром межрегионгаз Казань» факт прекращения подачи газа 05.06.2019 подтвержден, о чем указанной организацией сообщено в Прокуратуру Республики Татарстан в информации №169/8 от 09.08.2019.

Согласно подп. е п.2 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 № 1245 (далее – Правила), полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более трех раз в течение двенадцати месяцев, является одним из оснований для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа. Полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более двух раз в течение двенадцати месяцев, является основанием для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа (подп. г. п.3 Правил).

Ограничение подачи (поставки) газа потребителю по основаниям, предусмотренным подп. е п.2 и подп. г п.3 Правил, осуществляется поставщиком (с привлечением при необходимости газораспределительной организации), а при отсутствии возможности произвести ограничение поставки газа потребителю путем выполнения соответствующих технических мероприятий на сетях и оборудовании, предназначенных для транспортировки газа, прекращение отбора газа в соответствии с уведомлением поставщика осуществляется потребителем (п.9 Правил).

В силу п.10 Правил, ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подп. е п.2 и подп. г п.3 Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых ресурсов, осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных п.11-13 Правил. Потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения (п.11 Правил), в том числе путем: полного и (или) частичного ограничения ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов.

Согласно п.11 Правил, потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.

В соответствии с п.12 Правил, исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем:

а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;

в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" настоящего пункта.

Так, согласно п.13 Правил, в случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).

Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

В случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа (с предупреждением потребителя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за сутки), в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца. Последующее возобновление подачи (поставки) газа в установленных на период ограничения объемах осуществляется поставщиком с наступлением следующего месяца, если иное не предусмотрено договором поставки газа.

Согласно вышеизложенному, информации, представленной Прокуратурой Республики Татарстан, АО «Газпром межрегионгаз Казань» не действовало в рамках законодательства Российской Федерации и допустило полное отключение газоснабжения в котельную АО «ЕПТС», тем самым нарушив права добросовестных потребителей, не имеющих задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Пункт 2 Правил относит организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) теплоснабжения населенных пунктов к категории потребителей газа, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

В силу п. 121 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

АО «Газпром межрегионгаз Казань» осуществляет предоставление газа потребителям.

В связи со сложившейся схемой газосабжения, в силу физического расположения энергопринимающих устройств и привязкой их к определенному месту, а также наличия технологического присоединения системы газоснабжения субабонентов к газоснабжению с учетом принципа однократности такого присоединения, котельная АО «ЕПТС» имеет возможность получать газ и услуги по передаче газа на территории, охваченной существующими сетями, и не имеет этой возможности (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна) за ее пределами.

Исходя из изложенного, АО «Газпром межрегионгаз Казань» занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по газоснабжению в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой системой газоснабжение, обеспечивающими соответствующим ресурсом (газ) котельную АО «ЕПТС».

Следовательно, на АО «Газпром межрегионгаз Казань» распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

На основании вышеуказанных действий, совершенных АО «Газпром межрегионгаз Казань», издан приказ Татарстанского УФАС России от 04.10.2019 02/398-к о возбуждении дела №016/01/10-1629/2019 по признакам нарушения АО «Газпром межрегионгаз Казань» (ИНН 1660031631) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в полном отключении газоснабжения в котельную АО «ЕПТС», тем самым нарушив права добросовестных потребителей, не имеющих задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело №016/01/10-1629/2019 к рассмотрению на 14 ноября 2019 года в 10 часов 00 минут по адресу: г.Казань, ул.Московская, 55, 2 этаж, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела №016/01/10-1629/2019: Прокуратуру Республики Татарстан (420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д.14; ИНН 1654014476) в качестве заявителя; АО «Газпром межрегионгаз Казань» (420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Подлужная, д.19; ИНН 1660031631,) в качестве ответчика; АО «Елабужское ПТС (423602, Республика Татарстан, Елабужский район, г. Елабуга, ул. Интернациональная, д.9А; ИНН 1646020589) в качестве заинтересованного лица; Елабужскую городскую прокуратуру Республики Татарстан (423630, Республика Татарстан, Елабужский район, г. Елабуга, ул. Тази Гиззата, д.30А) в качестве лиц, обладающеих сведениями;

3. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» АО «Газпром межрегионгаз Казань» в срок до 07 ноября 2019 года представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню:

письменные пояснения по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в полном отключении газоснабжения в котельную АО «Елабужское ПТС»;

сведения (с приложением подтверждающих документов) о том, какие меры предпринимались ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ до отключения газоснабжения котельной АО «Елабужское ПТС» в целях урегулирования возникшего конфликта;

копии всех действующих договоров, контрактов, соглашений, заключенных между ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ с АО «Елабужское ПТС» предметом которых является поставка газа;

реестр всех счетов, выставленных ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ в адрес АО «Елабужское ПТС» по оплате коммунальных услуг по поставке газа за период с 2016 по 2019 гг., а также даты и суммы оплаты АО «Елабужское ПТС» в виде таблицы, представленной ниже, с приложением всех квитанций и платежных документов;

Дата выставленной квитанции

Сумма начислений

Дата оплаты

Сумма оплаты

 

 

 

 

копии входящей и исходящей корреспонденции между ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ и АО «Елабужское ПТС» по вопросу оплаты услуг газоснабжения, прекращения, возобновления газоснабжения;

Справку о сумме задолженности АО «Елабужское ПТС» перед ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ на дату отключения и на настоящее время;

Информацию о возобновлении газоснабжения в котельную АО «Елабужское ПТС» с указанием даты, приложением подтверждающих документов;

4. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Прокуратуре Республики Татарстан и Елабужской городской прокуратуре в срок до 07 ноября 2019 года представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню:

имеющиеся в Вашем распоряжении сведения по факту отключения АО «Газпром межрегионгаз Казань» газоснабжения в котельную АО «Елабужское ПТС», с приложением копий материалов, на основе которых было выдано представление Елабужской городской прокуратуры от №2.8.2;

Информацию о возобновлении газоснабжения в котельную АО «Елабужское ПТС» с указанием даты, приложением подтверждающих документов;

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» АО «Елабужское ПТС» в срок до 07 ноября 2019 года представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню, копии документов должны быть заверены надлежащим образом;

имеющиеся в Вашем распоряжении сведения, материалы по факту отключения АО «Газпром межрегионгаз Казань» газоснабжения в котельную АО «Елабужское ПТС»;

реестр абонентов, подключенных к котельной ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ;

пояснения о причине образовавшейся задолженности ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ перед АО «Газпром межрегионгаз Казань» и о мерах, предпринятых для ее устранения;

информацию (в форме справки за подписью руководителя организации) о сумме выручки Вашей организации за 2016, 2017, 2018, 2019 года (в руб., с НДС и без НДС) с разбивкой суммы выручки по видам деятельности и приложением копии отчета о прибылях и убытках за указанный период, либо копии налоговой декларации;

копии всех действующих договоров, контрактов, соглашений, заключенных между ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ с АО «Газпром межрегионгаз Казань» предметом которых является поставка газа;

реестр всех счетов, выставленных АО «Газпром межрегионгаз Казань» в адрес ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ по оплате коммунальных услуг по поставке газа за период с 2016 по 2019 гг., а также даты и суммы оплаты ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ в виде таблицы, представленной ниже, с приложением всех квитанций и платежных документов;

Дата выставленной квитанции

Сумма начислений

Дата оплаты

Сумма оплаты

 

 

 

 

 

 

 

 

копии входящей и исходящей корреспонденции между ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ и АО «Газпром межрегионгаз Казань» за период с 2016 по 2019 г. по вопросу по вопросу оплаты услуг газоснабжения, прекращения, возобновления газоснабжения;

Информацию о возобновлении газоснабжения в котельную АО «Елабужское ПТС» с указанием даты, приложением подтверждающих документов;

Справка о проценте собираемости сумм коммунальных начислений с абонентов, подключенных к котельной ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ на дату отключения и настоящий момент.

Документы представляются сопроводительным письмом в виде надлежащим образом заверенных копий с приложением реестра представляемых документов. Представляемые документы подшиваются, брошюруются и скрепляются печатью.

В случае отсутствия или невозможности представления документов и (или) информации согласно запрашиваемому перечню следует письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или невозможности представления.

Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями статей 25, 26 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, или представление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При представлении документов, информации, ссылка на номер дела обязательна.

Разъясняю, что согласно ст. 43 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме Комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

Согласно п. 1 Примечания к ст. 14.32 КоАП РФ, лицо добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 - 4, 6 и 7 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий:

на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.

Явка представителей с надлежаще оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела №016/01/10-1629/2019 в Татарстанском УФАС России обязательна.

<…>                                                                                               [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны