Решение №АР-05/2093 Решение по делу №05-46/2018 от 24 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АР-05/2093 от 24.02.2021

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №05-46/2018 по признакам нарушения АО «ТАИФ-НК» (ИНН 1651025328) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления и поддержания цен на оптовом рынке дизельного топлива,

УСТАНОВИЛА:

В Татарстанское УФАС России поступило обращение (вх. № 20591/ж от 26.10.2017) Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ по факту состояния дел в розничном сегменте топливного рынка республики, в том числе необоснованного роста цен на нефтепродукты заводами-изготовителями, диспаритет установления оптовых и розничных цен на бензин, дизельное топливо на территории Республики Татарстан.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что в состав хозяйствующих субъектов на товарном рынке розничной реализации автомобильного топлива включены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию дизельного топлива через собственные, либо арендованные автозаправочные станции.

Покупателями нефтепродуктов являются как владельцы автотранспортных средств, проживающие на территории муниципального образования, так и владельцы автотранспортных средств, путь следования которых проходит через территорию данного муниципального образования.

На территории Республики Татарстан расположены 720 автозаправочных станций.

Реализацию автомобильного топлива через АЗС в Республике Татарстан осуществляют более 160 хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей.

Наиболее крупными в 2017 году хозяйствующими субъектами на товарном рынке, реализующими дизельное топливо являются группа лиц ООО «ТАИФ-НК АЗС», ООО «Татнефть-АЗС Центр», ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт» и ООО «АЗС-Ирбис».

Установлено, что оптовые цены на дизельное топливо на заводах производителях компаний «ТАИФ», «ТАТНЕФТЬ» выше оптовых цен на дизельное топливо Уфимского НПЗ, средних цен на НПЗ России, (сведения с сайта NGE независимая торговая площадка по нефтепродуктам в России и СНГ), цен Санкт - Петербургской Международной товарно-сырьевой биржи.  

Вместе с тем, установленные наиболее высокие оптовые отпускные цены на заводах производителях компаний «ТАИФ», «ТАТНЕФТЬ», стали причиной повышения розничных цены на зимнее дизельное топливо в ноябре 2017 г. автозаправочными станциями, входящими в указанные вертикально-интегрированные нефтяные компании -  ООО «Татнефть-АЗС Центр», ООО «ТАИФ-НК АЗС».

Управлением установлено, что по состоянию на 14.11.2017 ООО «ТАИФ-НК АЗС», ООО «Татнефть-АЗС Центр» цена на розничную реализацию дизельного топлива в границах Республики Татарстан была установлена на 1,50 руб. выше рекомендованной розничной цены ГБУ «Управление рационального использования ТЭР».

Таким образом, в действиях ООО «ТАИФ-НК АЗС», ООО «Татнефть-АЗС Центр», осуществляющих продажу товаров на одном товарном рынке, выявлены обстоятельства, свидетельствующие о заключении и участии в соглашении, которое привело или могло привести к установлению или поддержанию цен на розничную реализацию дизельного топлива.

На основании изложенного издан Приказ Татарстанского УФАС России от 27.11.2017г. №01/548-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «ТАИФ-НК АЗС», ООО «Татнефть-АЗС Центр» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении соглашения между хозяйствующими субъектами, которое привело или могло привести к установлению или поддержанию цен на розничную реализацию дизельного топлива.

По результатам рассмотрения дела №05-217/2017 Комиссией установлено следующее.

На территории Республики Татарстан находятся два нефтеперерабатывающих завода ОАО «ТАИФ-НК» и АО «ТАНЕКО» (входит в группу компаний «Татнефть»), осуществляющие производство и оптовую реализацию дизельного топлива.

Дизельное топливо реализуется непосредственно на основании заключенных договоров, через Санкт - Петербургскую Международную товарно-сырьевую биржу и электронную торговую площадку Onlinecontract.

Согласно представленным сведениям исх.№25267/101 от 18.12.2017, №950/101 от 23.01.2018, ОАО «ТАИФ-НК» в 2017 году было реализовано дизельного топлива на 17,3% больше, чем в 2016г. Из общего объема - 20% приходится на Республику Татарстан, из них 6,07 %. было продано через электронную торговую площадку Onlinecontract.

Доля оптовой продажи зимнего дизельного топлива ОАО «ТАИФ-НК» составляет 19 % от общего объема реализованного дизельного топлива на территории Республики Татарстан.

В день рассмотрения комиссии 28.12.2017г., представитель АО «ТАНЕКО» пояснил, что Общество осуществляет переработку нефти по давальческой схеме, «Татнефть им. В.Д. Шашина» является поставщиком сырья, потребителем услуг по переработке нефти, собственником производимой продукции, а также осуществляет ее реализацию.

Таким образом, Комиссией установлено, что АО «ТАНЕКО» реализует дизельное топливо на территории Республики Татарстан только ПАО «Татнефть им. В.Д. Шашина».

Вместе с тем, АО «ТАНЕКО» зимнее дизельное топливо с февраля по декабрь 2017 года не реализовывало.

Согласно представленной информации ПАО «Татнефть им. В.Д. Шашина» об оптовых объемах производства и реализации нефтепродуктов, установлено следующее.

Объем оптового реализованного зимнего дизельного топлива «ПАО «Татнефть им. В.Д. Шашина» в 2017 года составил 16% от общего объема оптовых продаж дизельного топлива.

Оптовыми покупателями зимнего дизельного топлива ПАО «Татнефть им. В.Д. Шашина» являются более 30 хозяйствующих субъектов. Основными, из которых является ООО «Татнефть-АЗС Центр», ООО «Октан-Ресурс» и ООО «ТК «ТразитСити».

По данным АО «СПбМТСБ» рост биржевого индекса на автомобильный бензин марки АИ-92 в 2017 году по сравнению с январем 2017 года составил около 12%, на АИ-95 -13%, дизельное топливо -21%.

Необходимо отметить, что цены на нефтепродукты в крупнооптовом сегменте оказывают существенное влияние на розничные цены. По данным Росстат в Российской Федерации в 2017году рост розничных цен на автомобильный бензин Аи-92 составил 7,71%, Аи-95 – 7,01%, дизельное топливо – 9,79%.

Основными факторами, оказывающими влияние на формирование цен на моторное топливо являются:

- динамика (рост) налоговой нагрузки;

- сезонный характер на нефтепродукты;

- динамика (рост) мировых цен на нефть и нефтепродукты;

- рост отраслевых издержек;

- профилактика и плановые ремонты российских НПЗ;

- динамика производства нефтепродуктов нефтяными компаниями;

- условия мелкооптовой отгрузки (реализации) нефтепродуктов нефтяными компаниями в адрес независимых хозяйствующих субъектов, а также наличие/недостаток свободных емкостей с целью накопления запасов (создания резервуаров).

В целях недопущения негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов ФАС России предприняты следующие меры:

- проводится проверка обоснованности цен на автомобильные бензины нефтяных компания, а также биржевых трейдеров;

- в марте 2017 года в адрес крупных нефтяных компания направлены предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в создании дискриминационных условий и ущемлении интересов потребителей;

- в ноябре 2017 года в адрес крупных нефтяных компаний направлены письма о необходимости предпринять меры, направленные на надлежащее удовлетворение спроса на автомобильные бензины на внутреннем рынке Российской Федерации и стабилизации цен их реализации потребителям;

- проводится работа по совершенствованию механизмов реализации нефтепродуктов на организованных торгах.

В результате проводимой ФАС России работы:

- ФАС России и Минэнерго России внесены изменения в Совместный приказ в части дополнения сделок, которые не учитываются при определении соответствия объемов минимальной величине продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, сделками, заключенными внутри группы лиц хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, а также между хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение и являющимися производителями соответствующих видов нефтепродуктов. Данные изменения позволят удовлетворить спрос на моторное топливо независимых участников рынка, сбалансировать спрос и предложение на бирже и, как следствие, будет способствовать стабилизации цен на оптовом рынке нефтепродуктов.

По результатам рассмотрения дела №05-217/2017 Комиссия Татарстанского УФАС России решила выделить в отдельное производство дело в отношении ОАО «ТАИФ-НК», ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина» и АО «ТАНЕКО» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижения соглашения между хозяйствующими субъектами, которое привело к установлению и поддержанию цен на оптовом рынке дизельного топлива.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Соглашению свойственна взаимозависимость и взаимодополняемость действий (бездействий) хозяйствующих субъектов. В соглашении, действия одних хозяйствующих субъектов совершаются (или не совершаются) как бы в комплекте с действиями других участников картеля, и именно такое поведение – предмет договоренности.

Следовательно, модель группового поведения независимых хозяйствующих субъектов предполагает совершение хозяйствующими субъектами координированных, сознательных действий (не обусловленных внешними условиями функционирования конкретного товарного рынка), направленных в той или иной мере на ограничение конкуренции.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции одним из признаков ограничения конкуренции является рост цены товара (услуги), не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами.

На основании вышеизложенного издан Приказ Татарстанского УФАС от 10.04.2018 г. № 01/148-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «ТАИФ-НК», ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина» и АО «ТАНЕКО» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении соглашения между хозяйствующими субъектами, которое привело к установлению и поддержанию цен на оптовом рынке дизельного топлива.

В ходе рассмотрения дела по результатам анализа документов, представленных участниками, Комиссией не установлены обстоятельства, которые могут свидетельствовать о достижении трехстороннего антиконкурентного соглашения между ОАО «ТАИФ-НК», ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина» и АО «ТАНЕКО».

Вместе с тем, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ответчиков имеются признаки нарушений п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления и поддержания цен на оптовом рынке дизельного топлива.

Учитывая изложенное, в целях объективного и всестороннего рассмотрения дела, Комиссия Татарстанского УФАС России пришло к выводу о необходимости переквалификации рассматриваемых действий ОАО «ТАИФ-НК» в части установления и поддержания цен на оптовом рынке дизельного топлива как содержащих признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

08 ноября 2018 года в соответствии с Определением о приостановлении производства по делу №05-46/2018 рассмотрение настоящего дела было приостановлено до вступления в силу решения по судебному делу №А65-31207/2018.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.02.2020 года по делу №А65-31207/2018 требования заявителя были удовлетворены в полном объеме, предупреждения № П05-107/2018, №П05-108/2018 признаны незаконными.

Постановлением 11 арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 года по делу №А65-31207/2018 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан оставлено без изменения.

Постановлением арбитражного суда Поволжского округа от 03.11.2020 года Решение Арбитражного суда Республики Татарстан, Постановление 11 арбитражного апелляционного суда от 22.07.2020 года оставлены без изменения.

При вынесении актов суды исходили из следующего.

В части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на конкретном товарном рынке, действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с требованиями раздела 4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок № 220) процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

 - предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

При этом Порядок № 220 не допускает, чтобы какой-либо из этапов определения географических границ товарного рынка был пропущен антимонопольным органом при проведении анализа рынка. В целях разрешения вопроса определения географических границ товарного рынка и об экономической обоснованности цен в рамках дела проведена экспертиза.

Во исполнение определения суда экспертом было подготовлено экспертное заключение от 13.11.2019 № 0319/01-БЭ, которое суды признали соответствующим требованиям статьи 86 АПК РФ. Как указали суды, в заключении отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов и нормативных актов, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам, в том числе относительно правильности определения географических границ товарного рынка.

Суды учитывали результаты проведенной экспертизы, и пришли к выводам о нарушении антимонопольным органом Порядка № 220 при проведении анализа рынка дизельного топлива и составлении аналитического отчета и недоказанности антимонопольным органом доминирующего положения заявителей, что исключает квалификацию их действий как нарушающих требования статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций отклонили доводы административного органа об установлении заявителем экономически необоснованных оптовых цен на дизельное топливо в спорный период правоотношений.

Ввиду вступления в законную силу судебного акта по делу №А65-31207/2018 Комиссией Татарстанского УФАС России в соответствии с Определением от 18 января 2021 года (исх.№АР-05/446 от 20.01.2021) производство по делу №05-46/2018 было возобновлено.

Вместе с тем, ввиду указания судом в рамках рассмотрения дела №А65-31207/2018 на отсутствие у АО «ТАИФ-НК» доминирующего положения на рынке оптовой реализации дизельного топлива, в действиях указанной организации отсутствует нарушение пунктов 4 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 41.1, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.         Рассмотрение дела №05-46/2018 по признакам нарушения АО «ТАИФ-НК» (ИНН 1651025328) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления и поддержания цен на оптовом рынке дизельного топлива, прекратить.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны