Постановление №ВЧ-08/2087 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 9 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/2087 от 09.03.2023 г.

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан «…»- должностное лицо, рассмотрев протокол и материалы дела №016/04/14.3-45/2023 об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – ООО «МФК Быстроденьги» (ИНН: 7325081622, юридический адрес: 123290, г. Москва, 1-й магистральный тупик, д. 11, стр. 10) по факту нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отсутствии ООО «МФК Быстроденьги» или его представителя по доверенности, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего административного дела,

УСТАНОВИЛ:

В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан были установлены признаки правонарушения по факту распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «Займ под ПТС Казань. До 1 млн рублей уже сегодня! Авто остается у Вас. Одобрение за 3 мин. На срок от 3 до 36 мес. Оформить заявку! Без отметок В ПТС. Прозрачные тарифы. Без доп. комиссий. Простая оплата…», содержащей признаки Закона «О рекламе».

Фотоизображение рекламы представлено ниже:

«…»

Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение к которым направлена реклама.

Объектом рекламирования являются услуги по предоставлению краткосрочных займов.

Информация со сведениями: «Займ под ПТС Казань. До 1 млн рублей уже сегодня! Авто остается у Вас. Одобрение за 3 мин. На срок от 3 до 36 мес. Оформить заявку! Без отметок В ПТС. Прозрачные тарифы. Без доп. комиссий. Простая оплата…» в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

Согласно поступившему ответу от ООО «Яндекс» (вх. № 10944 от 26.08.2022) реклама была размещена в рамках договора возмездного оказания услуг № 46820/15 от 05.10.2015, заключённого между ООО «Яндекс» и ИП Маракасовым Н.А. «…».

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

Условиями, влияющими на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

При этом, как следует из фактических обстоятельств, рекламное объявление, размещенное в сети Интернет, представляет собой текстовое сообщение небольшого размера, с помощью которого пользователь может перейти на сайт лица, разместившего объявление. Само объявление не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является сам по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар. Фактически объявление, неразрывно связанное с сайтом, является частью того сайта, который открывается после «клика» на объявление, и не может рассматриваться в отрыве от самого сайта https://www.car.bistrodengi.ru/.

Скриншоты сайта представлены ниже:

«…»

 При этом, на сайте https://www.car.bistrodengi.ru/ не содержатся все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

В самой рекламной информации, а также на сайте указано, что финансовые услуги оказывает ООО «МФК Быстроденьги» (ИНН: 7325081622, юридический адрес: 123290, г. Москва, 1-й магистральный тупик, д. 11, стр. 10).

«…»

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. (Письмо ФАС России от 13.08.2010 № АК/26483 «Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг»).

Вышеуказанная реклама не содержит ряд условий, а именно подробную информацию о фактической стоимости кредита для заемщика, условия предоставления указанной процентной ставки, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара, однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту, рекламирования в целом.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, на которое может быть обращено взыскание.

Паспорт транспортного средства (далее ПТС) является документом, который, в свою очередь, предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также для идентификации самого транспортного средства.

Вместе с тем, ПТС должен храниться у собственников либо владельцев транспортных средств.

Из смысла вышеуказанной нормы, регулирующего такую меру обеспечения исполнения обязательства как залог имущества усматривается, что таким предметом может быть имущество, за счет которого в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником, кредитор может получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества.

Таким образом, предмет залога должен иметь стоимостную оценку, тогда как ПТС является документом, не имеющим стоимостной оценки. Следовательно, финансовая организация не сможет получить удовлетворение требований из стоимости ПТС в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения заемщиком своих обязательств.

При таких обстоятельствах, следует вывод о том, что ПТС не может являться предметом залога по договору займа.

Исходя из представленных пояснений ИП Маракасова Н.А. следует, что 22 июня 2022 года между ООО МФК «Быстроденьги» и ИП Маракасовым Н.А. был заключен договор №А177. В соответствии с п. 2.1.3. Договора ООО МФК «Быстроденьги» предоставляет ИП Маракасову Н.А. готовые к размещению рекламные материалы (тексты), а также всю необходимую информацию об условиях размещения.

Далее, ИП Маракасов Н.А., действуя в рамках договора №46820/15 от 05.10.2015 с ООО «Яндекс», размещает принятое рекламное объявление на Интернет-площадке Яндекс.

В агентском кабинете, созданном ОО «Яндекс», все рекламные кампании до запуска проходят модерацию со стороны ОО «Яндекс» на соответствие законодательству РФ и правилам размещения рекламы в сети Интернет. Данное условие является обязательным и прописано в условиях сотрудничества.

ООО «Яндекс» отклоняет рекламные объявления, запрещенные законодательством РФ, например такие, как:

товары, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации. Например: контрафактные товары; услуги регистрации по месту жительства; дипломы;

наркотические вещества, психотропные вещества и их прекурсоры;

взрывчатые вещества и материалы, кроме пиротехнических изделий;

товары и услуги, подлежащие сертификации / лицензированию, при отсутствии необходимых сертификатов / лицензий;

распространение (продажу) дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ;

табачные изделия и курительные принадлежности;

медицинские услуги по искусственному прерыванию беременности.

Таким образом, рекламные объявления, не подпадающие под вышеуказанные категории, ООО «Яндекс» принимаются.

Согласно пояснениям ООО МФК «Быстроденьги» (вх. №12889 от 12.10.2022г.), в рекламном объявлении присутствовала гиперссылка, которая является частью рассматриваемой рекламы, при переходе на которую потребитель попадал на сайт https://www.car.bistrodengi.ru/, на котором размещалась вся существенная информация о рекламируемом товаре (услуге), об условиях его приобретения или использования.

Потенциальный потребитель, при обращении к тексту рекламного объявления имел возможность интуитивно понятным способом получить всю необходимую информацию посредством перехода на соответствующую интернет-страницу https://www.car.bistrodengi.ru/.

Так, согласно пояснениям Общества, на сайте https://www.car.bistrodengi.ru/ в подразделе «Условия» раздела «Ответы на часто задаваемые вопросы» размещена информация об условиях получения потребительских займов под залог транспортного средства.

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает следующее.

1) При оценке спорной рекламы на соответствие нормам Федерального закона «О рекламе» Управление учло, что контекстная реклама — это особый вид Интернет-рекламы, которая показывается в зависимости от поискового запроса пользователя и состоит из слова или группы слов в тексте, представляющих собой гиперссылку, приводящую на страницу сайта рекламодателя.

Основной функцией контекстной рекламы как формы распространения рекламы (ссылка в списке результатов поиска) является: предоставление потребителю ссылки на конкретный источник информации о товаре (работе, услуге), который соответствует содержанию запроса поисковой системе.

Учитывая специфику распространения информации в сети Интернет, в том числе, с использованием гиперссылок, а также отсутствием всех существенных условий договора на сайте заявителя, при условии, что потенциальному потребителю требуются дополнительные усилия для получения всей интересующей его информации об условиях кредитования, Управление пришло к выводу о наличии нарушения.

Таким образом, указанная интернет страница не раскрывает всех условий получения кредитной карты, а является в свою очередь действием по получению (одобрению) Банком финансовой услуги, что противоречит требованиям законодательства о рекламе.

2) Комиссией рассматривается рекламное объявление с текстом «Займ под ПТС Казань. До 1 млн рублей уже сегодня! Авто остается у Вас. Одобрение за 3 мин. На срок от 3 до 36 мес. Оформить заявку! Без отметок В ПТС. Прозрачные тарифы. Без доп. комиссий. Простая оплата…». Вместе с тем, на сайте, а также в пояснениях Общества представлена информация о залоге непосредственно транспортного средства. Также следует отметить, что названия вкладок на сайте «займ под ПТС».

Скриншоты представлены ниже:

«…»

При этом, согласно договору, предоставленному Обществом в качестве примера, в качестве обеспечения исполнения обязательств Заемщик обязан предоставить в залог транспортное средство.

С учетом вышеизложенного, использованное в рекламе выражение: «Займ под ПТС Казань. До 1 млн рублей уже сегодня! Авто остается у Вас. Одобрение за 3 мин. На срок от 3 до 36 мес. Оформить заявку! Без отметок В ПТС. Прозрачные тарифы. Без доп. комиссий. Простая оплата…», не соответствует действительности, поскольку фактически деньги выдаются под залог автомобиля. Данное рекламное объявление вводит потребителя рекламы в заблуждение относительно оказываемых обществом услуг.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с Письмом ФАС России от 21.03.2016 №АК/17292/16 «О рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности» согласно статье 7 Закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации, а также реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара, однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений тили условий оказания услуг, том оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту, рекламирования в целом.

Спорная реклама содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве.

Рассматриваемая реклама, расположенная на сайте https://www.car.bistrodengi.ru/ свидетельствует об оказании услуг по предоставлению денежных средств по договору займа. Рекламный слоган «Займ под ПТС Казань. До 1 млн рублей уже сегодня! Авто остается у Вас. Одобрение за 3 мин. На срок от 3 до 36 мес. Оформить заявку! Без отметок В ПТС. Прозрачные тарифы. Без доп. комиссий. Простая оплата…» не отражает полной действительности. К ней можно отнести предоставление денежных средств на возмездной основе (займ, кредит).

Исходя из содержания рекламы, можно прийти к выводу, что данная реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а именно- потребителей (физических лиц), которые в свою очередь являются менее защищенной категорией. Спорная реклама сформирована таким образом, что у потребителя, ознакомившегося с данной рекламой, создается впечатление (должно создаваться впечатление) о том, что объектом рекламирования является именно услуга по предоставлению денежных средств (заем) и возможность их получения у рекламодателя.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего дела, Комиссия также пришла к выводу о наличии в действиях ИП Маракасова Н.А. и ООО «МФК Быстроденьги» признаков нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе».

Как видно из материалов дела, информация, отраженная в рекламе, является недостоверной, поскольку доводятся не соответствующие действительности сведения о предмете залога по договору займа (Паспорт транспортного средства).

На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть ООО «МФК Быстроденьги» (ИНН: 7325081622).

На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 статьи 38 Закона «О рекламе», в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, то есть ИП Маракасов Н.А. (ИНН: 540862583826) и ООО «МФК Быстроденьги» (ИНН: 7325081622).

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1         статьи 14.3 КоАП РФ, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, действия ООО «МФК Быстроденьги», выразившиеся в нарушении законодательства о рекламе, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

«…»

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.3, части 2 и 3 статьи 3.4, частью 2 статьи 25.1, статьей 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо ООО «МФК Быстроденьги» (ИНН: 7325081622, юридический адрес: 123290, г. Москва, 1-й магистральный тупик, д. 11, стр. 10) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

«…»

Назначение платежа – денежное взыскание (штраф) за нарушение законодательства о рекламе, налагаемое федеральным органом государственной власти по делу №016/04/14.3–45/2023.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу в Татарстанское УФАС России, ул. Московская д. 55, г. Казань, 420021, тел: (843) 238-30-41, а также направив на электронную почту to16-«…»@fas.gov.ru.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в соответствии с которой неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны