Решение №АЯ-04/12591 Решение по делу №016/10/18.1-1631/2023 от 30 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/12591 от 30.11.2023 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя организатора торгов Отдела водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителя заявителя КАЗ им. С.П. Горбунова – филиал АО «Туполев» – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя КАЗ им. С.П. Горбунова – филиал АО «Туполев» (№12235/ж от 17.11.2023 г.) на действия организатора торгов Отдела водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов при проведении торгов на право заключения договора водопользования по номеру извещения на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ №22000147840000000301, лот №1,

УСТАНОВИЛА:

Извещение №22000147840000000301 о проведении торгов на право заключения договора водопользования размещено на официальном сайте Российской Федерации https://torgi.gov.ru/ 14.08.2023 г.

Организатор торгов: Отдел водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.

Предмет лота - Открытый аукцион № 1115 по приобретению права на заключение договора водопользования в целях использования участка акватории Куйбышевского водохранилища для размещения сооружений для отстоя плавательных средств на 1831 км от устья р. Волга в районе ул. Брюсова, Кировский район, г. Казань, Республика Татарстан.

Дата начала подачи заявок: 14.08.2023 15:00 (МСК)

Дата окончания подачи заявок: 23.10.2023 11:00 (МСК)

Место и порядок подачи заявок: 420073, Республика Татарстан, г. Казань. ул. Аделя Кутуя, д. 50, офис 414.

Дата и время проведения аукциона:         30.10.2023 10:00 (МСК)

Место проведения аукциона: 420073, Республика Татарстан, г. Казань. ул. Аделя Кутуя, д. 50, офис 414.

Начальная цена: 15 894,14 руб.

Шаг аукциона: 1 589,41 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, торги проведены с нарушениями норм действующего законодательства.

Организатор торгов с доводами, изложенными в жалобе не согласился, были представлены устные и письменные пояснения, а также документы по торгам, которые приобщены к материалам дела.

Жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия организатора торгов и позиции организатора торгов, изучения документации приходит к следующим выводам.

В соответствие с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования (далее – Правила) (действующие на момент размещения настоящего извещения).

Пунктом 5 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования при проведении аукциона установлено, что не допускается:

а) создание преимущественных условий для отдельных лиц или группы лиц, в том числе предоставление доступа к конфиденциальной информации;

б) осуществление организатором аукциона координации деятельности участников аукциона, в результате которой ограничивается либо может ограничиваться конкуренция между участниками аукциона или ущемляются их интересы;

в) необоснованное ограничение доступа к участию в аукционе.

Согласно пункту 43 Правил аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона на "шаг аукциона".

В соответствии пунктом 44 Правил «шаг аукциона» устанавливается в размере 10 процентов начальной цены предмета аукциона. Если после троекратного объявления последнего предложения о цене предмета аукциона ни один из участников аукциона не предложил более высокую цену предмета аукциона, организатор аукциона вправе снизить "шаг аукциона", но не более чем в 10 раз.

Участники аукциона при проведении аукциона вправе предлагать более высокую цену предмета аукциона, равную либо кратную величине "шага аукциона".

Пунктом 46 Правил установлено, что победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену предмета аукциона.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе №1115 от 23 октября 2023 года на участие в торгах было подано 3 заявки:

 


п/п

Наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) участника аукциона

Организационно-правовая форма участника аукциона

Место нахождения (для юридического лица), место жительства (для физического лица)

Почтовый адрес

Входящий №, дата и время приема заявки

Документ, подтверждающий внесение задатка

1

Акционерное общество «Туполев»

Юридическое

 лицо

420127, РТ, г. Казань, ул. Деметьева, д.1

420127, РТ, г. Казань, ул. Деметьева, д.1

№ 9824 от 10.10.2023г., 10:10 по МСК

Платежное поручение №91841 от 18.09.2023 г. (ПАО «Сбербанк»)

2

Общество с ограниченной ответственностью «Водопользователь»

Юридическое

 лицо

420073, РТ, г. Казань, ул. А. Кутуя, д.50/9, офис 3-12а

420073, РТ, г. Казань, ул. А. Кутуя, д.50/9, офис 3-12а

№ 10294 от 16.10.2023г., 10:30 по МСК

Платежное поручение №100 от 13.10.2023 г. (ООО «Банк Точка» г. Москва)

3

<…> – [физическое лицо]

Физическое

 лицо

 

 

№ 10460 от 20.10.2023г., 14:35 по МСК

Чек №б/н от 20.10.2023 г. (ПАО «Сбербанк»)

 

Согласно протоколу открытого аукциона №1115 от 30 октября 2023 года победителем аукциона признан <…> – [физическое лицо] с предложением о цене договора в размере 3 194 714 рублей 14 копеек на шаге №2000.

Предпоследнее предложение о цене предмета аукциона сделано 30 октября 2023 г. участником аукциона №2 Обществом с ограниченной ответственностью «Водопользователь» на шаге № 7 и составило 27 020 рублей 01 копейка.

Согласно изложенным доводам заявителя проведение рассматриваемых торгов было осуществлено с нарушением требования действующего законодательства, учитывая, что по намеренно предложенной признанным победителем торгов цене лота, в сотни раз превышающей шаг аукциона, договор <…> – [физическое лицо] заключаться не будет, что впоследствии скажется на создании преимущественных условий для участника с предпоследним ценовым предложением. Напротив выделенного водного участка части акватории находится земельный участок с кадастровым номером 16:50:020101:0025 площадью 0,039 Га, предоставленный АО «Туполев» в аренду на срок 49 лет по договору № 9775 от 03.05.2005г. для переноса пристани в связи с благоустройством Кремлевской дамбы, без права строительства объектов недвижимости и часть земельного участка с кадастровым номером предоставленная в пользование на основании Приказа от 04.10.2022  №2118/КЗИО-ПК. Акватория, являющаяся предметом рассматриваемого аукциона не представляла интереса без земельных участков, посредством которых был бы обеспечен доступ к части водной акватории. По мнению заявителя, действия признанного победителя торгов являлись умышленным воспрепятствованием для осуществления действий АО «Туполев» для подачи заявки в том ценовом диапазоне, который являлся бы приемлемым и объективным относительно рыночной цены заключаемого договора. При добросовестных действиях участников торгов в рамках добросовестной конкуренции участники предлагали бы цену эквивалентную стоимости реальной цены такого вида договора. В свою очередь, АО «Туполев» имело возможность предложить большую цену, нежели предложенной ООО «Водопользователь».

Согласно представленным пояснениям Организатора торгов предложенная участником торгов №3 цена являлась кратной величине "шага аукциона". Учитывая, что последняя предложенная им цена являлась наиболее высокой ценой, Организатор торгов, руководствуясь п.46 Правил, признал победителя торгов участника №3 (<…> – [физическое лицо]).

Из представленных пояснений и сведений Организатором торгов следовало, что по результатам подведения итогов в предусмотренные сроки признанным победителем аукциона подписанный договор водопользования организатору торгов представлен не был, в связи с чем указанный участник был признан уклонившимся от заключения договора водопользования и включен в реестр недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования. В настоящее время участнику аукциона №2 (ООО «Водопользователь»), предложившему предпоследнее ценовое предложение был направлен проект договора о рассмотрении возможности заключения договора водопользования по предложенной им цене предмета аукциона, подписанный участником 08.11.2023г.

Из анализа представленного заявителем протокола аудиозаписи аукциона установлено, что начало аукциона проходило путем последовательного повышения цены лота на «шаг аукциона» при поднятии участниками торгов карточек. На 4 минуте 36 секунде аудиопротокола участником №3 (<…> – [физическое лицо]) озвучивается шаг аукциона «2000», что фиксируется организатором торгов, как предложение о цене договора в размере 3 194 714 рублей 14 копеек. Последующих предложений с ценой договора в 2001 шаг от участников в ходе проведения торгов не поступает. После троекратного объявления последнего предложения о цене предмета аукциона ни один из участников аукциона не предложил более высокую цену предмета аукциона. Участник №3 (<…> – [физическое лицо]) был объявлен победителем.

При проведении аукциона аукционист объявил о начале проведения процедуры аукциона, предмете аукциона, начальной цене предмета аукциона и начальном «шаге аукциона»; предложил участникам аукциона заявлять свои предложения по цене предмета аукциона равный шагу, либо предлагать более высокую цену предмета аукциона, равную либо кратную величине «шага аукциона».

Вместе с тем, в рассматриваемом случае Комиссия Татарстанского УФАС России считает необходимым отметить следующее.

Так, Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 №230, прямо указывают на то, что торги в форме аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования проводятся с установлением и соблюдением «шага аукциона» - суммы, на которую может увеличиваться цена договора (п.43 Правил).

Факт несоблюдения «шага аукциона» является нарушением императивных норм, регулирующих проведение такого рода аукционов и направленных на увеличение прозрачности проведения торговой процедуры в целях уменьшения числа лиц, злоупотребляющих действиями создания «видимости» конкурентной процедуры без последующего впоследствии намерения заключения договора по предлагаемой ими цене.

В указанном случае нарушение пошагового режима аукциона привело к отсутствию состязательности и нарушению прав остальных участников аукциона.

Факт несоблюдения «шага аукциона» документально подтвержден (аудиопротокол аукциона) и не оспаривается участниками дела.

Кроме того, был подтвержден факт отказа от заключения договора участником №3 <…> – [физическое лицо], что также свидетельствует об отсутствии реального намерения приобретения лота признанным победителем аукциона по озвученной им цене.

В рассматриваемом случае организатор торгов не имел правовых оснований принимать указанное предложение участника №3 <…> – [физическое лицо] в размере 3 194 714 рублей 14 копеек, поскольку озвученное им ценовое предложение было осуществлено с нарушением правил повышения начальной цены предмета аукциона именно на "шаг аукциона".

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.

Организатором торгов нарушены требования пунктов 43 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования.

Комиссия принимает решение о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства.

Кроме того, относительно заявленных доводов о согласованных действиях победителя аукциона и участника, предложившего предпоследнее ценовое предложение, Комиссия принимает решение о передаче материалов настоящего дела для проверки в части наличия согласованных действий в структурное подразделение Татарстанского УФАС России.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя КАЗ им. С.П. Горбунова – филиал АО «Туполев» (№12235/ж от 17.11.2023 г.) на действия организатора торгов Отдела водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов при проведении торгов на право заключения договора водопользования по номеру извещения на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ №22000147840000000301, лот №1 обоснованной.

Признать организатора торгов Отдел водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов нарушившим требования пункта 43 Постановления Правительства РФ от 14.04.2007 г. N230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» (вместе с «Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе», «Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования»).

Выдать организатору торгов Отделу водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Передать в установленном порядке материалы жалобы в структурное подразделение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в целях проверки на факт наличия согласованных действий со стороны участников.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны