Предупреждение №ИП-06/2881 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №П06-13/2020 о прекращении действий (бездейст... от 6 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП-06/2881 от 06.03.2020

В адрес Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение (№20492/ж от 19.12.2019) гражданки <…> по вопросу размещения передвижного нестационарного торгового объекта без проведения конкурсных процедур.

В ходе проверочных мероприятии в адрес Руководителя Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Председателя МКУ «Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» и Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования «город Альметьевск» был направлен запрос о предоставлении информации.

В ходе изучения предоставленной информации Татарстанским УФАС России установлено, что Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан без проведения конкурсных процедур, предоставил ИП Багаутдинову Р.М. <…> право на осуществление торговой деятельности на территории площади ДК «Нефтьче» посредством мобильного торгового объекта.

Так согласно материалам и информации, которые имеются в распоряжении Татарстанского УФАС России, ИП Багаутдинов Р.М. 16.10.2019 направил письмо на имя Заместителя руководителя Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района <…> – [должностное лицо] с просьбой выдать разрешение на организацию торговой деятельности хлебобулочными изделиями, месторасположение ул. Герцена 94.

22 октября 2019 года Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района направил ответ ИП Багаутдинову Р.М. (№3904-гр). В ответе Исполнительный комитет указал, что данное место (ул. Герцена 94) будет внесено в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Альметьевска в случае, если данный объект соответствует требованием постановления исполнительного комитета от 17 июня 2015 г. №19 «Об утверждении положения о порядке размещения сезонных нестационарных торговых объектов на территории города Альметьевск.

В связи с открытием городского «Корта», а также во исполнение п.10 (обеспечить начало работы точек общепита на пл. Нефтяников с 1 ноября 2019 г.) Протокола совещания с участием и.о. Руководителя Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района <…> – [должностное лицо] от 25.09.2019 г. ИП Багаутдинову Р.М. было предложено разместить автолавку на площади ДК «Нефтьче».

Таким образом, ИП Багаутдинов Р.М. на основании предложения Исполнительного комитета стал осуществлять торговую деятельность на территории площади ДК «Нефтьче».

Согласно ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарный торговый объект – это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» установлены особенности размещения нестационарных торговых объектов. Так согласно п. 1 ст. 10 указанного закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, указанную в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.09.2010 №772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов» включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

Включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также в целях размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли и повышения доступности товаров для населения.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В Альметьевском муниципальном районе постановление Исполнительного комитета от 17 июня 2015 года №19 утверждено Положение «О порядке размещения сезонных нестационарных торговых объектов на территории г. Альметьевск», а также Положение «Об организации и проведении аукциона по продаже права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов на территории г. Альметьевск».   

Согласно п. 3.1 Положения «О порядке размещения сезонных нестационарных торговых объектов на территории г. Альметьевск» размещение сезонных нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных схемой размещения.

Пунктом 4.1 Положения «О порядке размещения сезонных нестационарных торговых объектов на территории г. Альметьевск» определено, что право размещения сезонных нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Альметьевска приобретается по результатам проведения открытых аукционов по продаже права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов на территории г. Альметьевска.

В соответствии с п. 1.3 Положения «Об организации и проведении аукциона по продаже права на размещение сезонных нестационарных торговых объектов на территории г. Альметьевск» торги по продаже права на размещение сезонного нестационарного торгового объекта являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона, при этом аукцион является открытым по форме подачи предложений о размере стоимости права за размещение сезонного нестационарного торгового объекта.

Проведение аукциона осуществляется комиссий по организации  и проведению торгов, состав которой утвержден постановлением исполнительного комитета района (по согласованию).

Извещение о проведении аукциона не менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона публикуется уполномоченным органом в газете «Альметьевский вестник» и размещается одновременно с аукционной документацией на сайте Альметьевского муниципального района.

По результатам аукциона победитель аукциона и уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с даты подведения итогов аукциона заключают договор.

Таким  образом, на территории г. Альметьевск разработан и утвержден порядок размещения нестационарного торгового объекта, а также порядок по проведению аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта.

Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района предложил ИП Багаутдинову Р.М. разместить мобильный торговый объект на территории площади ДК «Нефтьче», для осуществления торговой деятельности, без проведения торгов. В результате действий Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района ИП Багаутдинов Р.М. получил не обоснованное преимущество перед другими хозяйствующими субъектами, что недопустимо в соответствии с действующим законодательством.

ИП Багаутдинов Р.М. осуществляет торговую деятельность на территории площади ДК «Нефтьче» на безвозмездной основе. То есть Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района предоставил ИП Багаутдинов Р.М. право осуществлять торговую деятельность на площади ДК «Нефтьче» без взимания платы, что в свою очередь также недопустимо в соответствии с действующим законодательством.

Согласно выписке из ЕГРН  от 11.02.2020 г. №16/001/003/2020-67826 земельный участок с кадастровым номером 16:45:010113:30, общей площадью 20 554 кв.м. находится в муниципальной собственности, правообладателем данного земельного участка является муниципальное образование «город Альметьевск», в границах данного земельного участка расположена площадь ДК «Нефтьче».

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.

В статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены основные принципы земельного законодательства, одним из таких принципов является принцип платности использования земель, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату, договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В силу статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Нарушение порядка предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, хозяйствующим субъектам в целях осуществления последними предпринимательской деятельности ведет к ограничению, устранению конкуренции.

При предоставлении муниципального имущества приобретатели должны находиться в равных условиях. Запрещаются действия, которые могут привести к нарушению равенства хозяйствующих субъектов и граждан при получении муниципального имущества.

Использование земельного участка в целях предпринимательской деятельности не исключает, в том числе извлечение прибыли от указанной деятельности, кроме того передача земельного участка во владение и пользование определенного хозяйствующего субъекта ограничивает права неопределенного круга лиц на свободное использование соответствующего земельного участка, следовательно, процедура предоставления должна строится на принципах публичности.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что любое использование земли должно осуществляться за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарные торговые объекты могут размещаться на земельных участках находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Из взаимосвязанных положений Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» следует вывод, что размещение нестационарного торгового на земельном участке находящегося в государственной или муниципальной собственности, для целей осуществления предпринимательской деятельности должно осуществляться на платной основе.

Согласно п. 4.3 Положения «О порядке размещения сезонных нестационарных торговых объектов на территории г. Альметьевск» основанием для установки нестационарного торгового объекта на территории г. Альметьевска является заключенный с уполномоченным органом  исполнительного комитета района договор купли-продажи права на размещение сезонного нестационарного торгового объекта на территории г. Альметьевска.

По договору купли-продажи права на размещение сезонного нестационарного торгового объекта на территории г. Альметьевска, Покупателю за плату предоставляется земельный участок, утвержденный схемой размещения сезонных нестационарных торговых объектов на территории г. Альметьевска, для предпринимательской деятельности. Таким образом, реализуется принцип платности использования земель.

В рассматриваемом случае, ИП Багаутдинов Р.М. размести мобильный торговый объект на земельном участке находящемся в муниципальной собственности без заключения какого-либо договора предусматривающего плату за использование земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом, ИП Багаутдинов Р.М. используя земельный участок находящийся в муниципальной собственности на безвозмездной основе, фактически необоснованно получает имущественную выгоду, что по сути является упущенной выгодой муниципальной казны.

В силу п. 1 ст. 62 Земельного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти,  органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления,  иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам,  Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или)  осуществлять действия (бездействие),  которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или)  осуществления таких действий (бездействия)  запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации,  иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, создание дискриминационных условий.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектов, органом власти исключается любая возможность  конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) хозяйствующим субъектов, органом власти существенно снижается возможность конкуренции.

Исходя из изложенного, действия Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части предоставления ИП Багаутдинову Р.М. право на размещение нестационарного торгового объекта с нарушением установленного порядка, а также в части не взимания палаты за пользование земельным участком находящимся в муниципальной собственности, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части предоставления ИП Багаутдинову Р.М. право на размещение нестационарного торгового объекта с нарушением установленного порядка, а также в части не взимания палаты за пользование земельным участком находящимся в муниципальной собственности, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения торговой деятельности ИП Багаутдиновым Р.М. посредством размещения обозначенного нестационарного торгового объекта на территории площади ДК «Нефтьче», а также предпринять меры по возмещению в бюджет недополученной прибыли, за время осуществления ИП Багаутдиновым Р.М. торговой деятельности на территории площади ДК «Нефтьче» на безвозмездной основе.   

Предупреждение должно быть исполнено в течение 30 дней с момента получения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

[должностное лицо]                                                                                                <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны