Решение №ВЧ-08/12593 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/28-1304/2022 о нарушении законодател... от 12 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх № ВЧ-08/12593 от 12.10.2022

28 сентября 2022 г.                                                                             г. Казань

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

Члены Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

<…> –[должностное лицо];

 

рассмотрев материалы дела в отношении ООО «Луидор-Казань» (ИНН: 1657241491, ОГРН: 1171690109337, юридический адрес: 420094, РТ, г. Казань, ул. Ярослава Гашека, д. 7, пом. 8) по факту распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «В Луидор Chery в кредит от 177 Р/день и рассрочка 0%», что имеет признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),   

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан были установлены признаки правонарушения по факту распространения в поисковой системе «Яндекс» рекламы с текстом: «В Луидор Chery в кредит от 177 Р/день и рассрочка 0%», содержащей признаки Закона «О рекламе»..

Фотоизображение рекламы представлено ниже:

Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования являются услуги по продаже автомобилей.

Дата фиксации рекламы – 04.08.2022 год.

Информация со сведениями: «В Луидор Chery в кредит от 177 Р/день и рассрочка 0%» в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

Согласно поступившему ответу от ООО «ЯНДЕКС» (вх. № 10489 от 16.08.2022) реклама была размещена в рамках договора возмездного оказания услуг № 74008/17 от 20.10.2017, заключённого между ООО «Яндекс» и ООО «АДВ-сервис» (ОГРН: 1177847285967, ИНН: 7810704382, юридический адрес: 196084, г. Санкт-Петербург, ул. Цветочная, д. 16, лит. П, пом. 4,6).

Из ответа ООО «АДВ-сервис» следует, что Общество является компанией, оказывающей услуги в сети «Интернет» по предоставлению клиентам возможности с использованием сервиса «eLama» управлять рекламными компаниями с помощью инструментов сервиса и размещать рекламу через Интернет-площадки (Яндекс.Директ, Google Ads, Мэйл.ру…), а также сопутствующие услуги по созданию и ведению рекламных компаний и иные дополнительные услуги.

Данный сервис представляет собой платформу автоматизации контекстной рекламы, который упрощает процесс работы с рекламными кампаниями на Интернет-площадках (в рекламных системах).

Так рекламная кампания размещалась в сети Интернет, через сервис eLama ООО «Луидор-Казань» (ИНН: 1657241491, ОГРН: 1171690109337, юридический адрес: 420094, РТ, г. Казань, ул. Ярослава Гашека, д. 7, пом. 8).

В соответствии с пунктом 3.3.1 Приложения 1 к оферте на оказание услуг в сети «Интернет» вышеуказанные юридические лица самостоятельно определяют содержание размещаемой рекламы и рекламной кампании.

Кроме того, согласно пункту 7.4 Приложения 1 к оферте рекламные материалы вышеуказанных юридических лиц должны соответствовать всем требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации, в том числе законодательству Российской Федерации о рекламе.

Таким образом, ООО «АДВ-сервис» и сервис «eLama» не участвуют в формировании рекламной кампании, ее настройке, написании, согласовании и модерации. При распространении данной рекламы ООО «АДВ-сервис» и сервис «eLama» выполняют лишь техническую функцию.

Учитывая, что в рекламе ООО «Луидор-Казань» размещена информация о банках, оказывающих финансовые услуги Управлением были направлены запросы в адрес указанных организаций с целью установления достоверности размещенной информации.

Так, согласно информации, указанной в рекламе, финансовые услуги оказывает ПАО «Совкомбанк» и АО «Альфастрахование».

Исходя из ответа ПАО «Совкомбанк» следует, что между банком и ООО «Луидор-Инвест» (ИНН 5261053856) заключен договор возмездного оказания услуг № ДПА –ЮЛ/28 от 01.04.2021 г. в рамках которого Общество обязуется оказать банку комплекс услуг по поиску физических лиц, заинтересованных в получении в банке кредита на приобретение транспортного средства. Однако договорные отношения между банком и ООО «Луидор-Казань» (ИНН 1657241491) отсутствуют.

Согласно ответу АО «Альфастрахование» договорные отношения между АО «Альфастрахование» и ООО «Луидор-Казань» отсутствуют.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

Условиями, влияющими на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

При этом, как следует из фактических обстоятельств, рекламное объявление, размещенное в сети Интернет, представляет собой текстовое сообщение небольшого размера, с помощью которого пользователь может перейти на сайт лица, разместившего объявление. Само объявление не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является сам по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар. Фактически объявление, неразрывно связанное с сайтом, является частью того сайта, который открывается после «клика» на объявление, и не может рассматриваться в отрыве от самого сайта.

 

Рисунок №1

Рисунок №2

Рисунок №3

Рисунок №4

 

При этом, вышеуказанные страницы не содержат всех остальных условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. (Письмо ФАС России от 13.08.2010 N АК/26483 «Об усилении контроля за рекламой финансовых услуг»).

Вышеуказанная реклама не содержит ряд условий, а именно срок предоставления кредита, подробную информацию о фактической стоимости кредита для заемщика.

Таким образом, информация обо всех условиях кредитования не была доведена до потребителей надлежащим образом, отсутствовала часть существенной информации, а именно полная стоимость кредита, условия предоставления указанной процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара, однако, при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту, рекламирования в целом.

На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, статьей 28 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть ООО «Луидор-Казань» (ИНН: 1657241491, ОГРН: 1171690109337, юридический адрес: 420094, РТ, г. Казань, ул. Ярослава Гашека, д. 7, пом. 8).

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 N АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).

На основании части 8 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 статьи 38 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, то есть ООО «Луидор-Казань» (ИНН: 1657241491, ОГРН: 1171690109337, юридический адрес: 420094, РТ, г. Казань, ул. Ярослава Гашека, д. 7, пом. 8).

На заседание Комиссии представители ООО «Луидор-Казань» [физического лица 1] и [физического лица 2] пояснили, что вся существенная информация по кредиту была отражена в разделе «акции». Однако из-за допущенных технических ошибок в коде сайта, переход в некоторые разделы, в том числе в раздел «акции», был недоступен.  ООО «Луидор-Казань» признает допущенные технические ошибки и сообщает, что на момент мониторинга сайта https://chery-luidor.ru/, был невозможен переход на раздел «акции».

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России учитывая совокупность имеющихся доказательств, в том числе материалы предоставленные в адрес Управления, приходит к выводу о нарушении ООО «Луидор-Казань» требований части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

На момент рассмотрения дела №016/05/28-1304/2022 в материалах дела отсутствуют подтверждения прекращения распространения ненадлежащей рекламы. Таким образом, комиссией Татарстанского УФАС установлены основания для выдачи предписания.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО «Луидор-Казань» (ИНН: 1657241491, ОГРН: 1171690109337, юридический адрес: 420094, РТ, г. Казань, ул. Ярослава Гашека, д. 7, пом. 8) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - поисковой системе «Яндекс» с текстом: «В Луидор Chery в кредит от 177 Р/день и рассрочка 0%», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Рекламодателем и рекламопроизводителем признать ООО «Луидор-Казань» (ИНН: 1657241491, ОГРН: 1171690109337, юридический адрес: 420094, РТ, г. Казань, ул. Ярослава Гашека, д. 7, пом. 8).

ООО «Луидор-Казань» выдать предписание об устранении нарушения Закона «О рекламе».

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 12 октября 2022 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

Члены Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

<…> –[должностное лицо];

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны