Решение №СП-05/9733 Решение по делу №05-13/2019 от 2 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №05-13/2019

Исх. №СП-05/9733 от 02.07.2019

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело № 05-13/2019 по признакам нарушения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании экономически или технологически необоснованных завышенных цен на оказываемые услуги АНО «Центр гигиенического обучения населения»,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» (ИНН 1660077474, ОГРН 1051641018582) явилось обращение АНО «Центр Гигиенического обучения населения» (вх.№17764/ж от 12.11.2018г.) по вопросу законности действий ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» относительно увеличения цен за оказываемые услуги в рамках договора с АНО «Центр Гигиенического обучения населения» от 31.01.2013г. №112 и расторжением в связи с этим его в одностороннем порядке.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения вышеуказанного обращения, а также установления наличия либо отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства Татарстанским УФАС России был направлен запрос в адрес ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан».

Как было установлено, поводом для обращения АНО «Центр гигиенического обучения населения» в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан послужило расторжение со стороны ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в одностороннем порядке договора №112 от 31.01.2013г. за оказываемые услуги в связи с повышением цен, что явилось препятствием для исполнения контракта, выигранного АНО «Центр гигиенического обучения населения» по результатам проведения электронного аукциона №0711200061818000128.

По результатам изучения представленных документов и анализа имеющихся сведений, учитывая отсутствие объективных причин, обуславливающих повышение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» цен за оказываемые услуги для АНО «Центр гигиенического обучения населения», 13 декабря 2018 года в адрес ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» было выдано предупреждение (исх.№СП-05/19994 от 13.12.2018г.) о необходимости прекращения нарушения и заключения договора с АНО «Центр гигиенического обучения населения» на экономически обоснованных и технологически целесообразных ценах.

Вышеуказанное предупреждение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» не исполнено.

В соответствии с ч.8 ст.39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Учитывая наличие в действиях ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» признаков нарушения антимонопольного законодательства, Татарстанским УФАС России был издан Приказ №01/38-к от 01.02.2019г. о возбуждении дела №05-13/2019 по признакам нарушения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании экономически или технологически необоснованных завышенных цен на оказываемые услуги АНО «Центр гигиенического обучения населения».

По результатам анализа представленных документов и рассмотрения настоящего дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в письменных объяснениях и устных выступлениях присутствующих на заседании представителей участвующих в деле ответчиков, изучив материалы дела, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.

На официальном сайте etp.zakazrf.ru было размещено Извещение №0711200061818000128 от 07.08.2018г. о проведении электронного аукциона в открытой форме, предметом которого являлось оказание услуг по проведению профессиональной гигиенической подготовки (санитарный минимум) по установленным дифференцированным программам и аттестации с последующим внесением результатов аттестации в личную медицинскую книжку (ЛМК) в 2018 году.

Заказчиком настоящего аукциона является ГАУЗ «Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер».

Реестровый номер аукциона на официальном сайте Единой информационной системе на официальном сайте государственных закупок - 0711200016818000128.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 750 000 рублей.

Согласно техническому заданию настоящего аукциона одним из обязательных условий для возможности участия и заключения контракта по результатам аукциона являлось проведение аттестации по результатам профессиональной гигиенической подготовки специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ» в форме собеседования или тестового контроля и внесение результатов гигиенической аттестации в ЛМК.

По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, были допущены как соответствующие требованиям аукционной документации следующие заявки участников:

№ п/п

Идентификационный номер заявки

Наименование участника

1

1068028

АНО «Центр гигиенического обучения населения

2

1070393

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ»

3

1069723

ООО «САВАНД»

 

В соответствии с протоколом проведения открытого аукциона в электронной форме № 0711200016818000128 от 20.08.2018г. и таблицей о соответствии вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным в документации об аукционе, было произведено ранжирование заявок по мере убывания ценовых предложений участников:

п/п

Идентификационный номер заявки

Время подачи предложения

Ценовое предложение

Наименование участника

1

1

1068028

20.08.2018 10:38(+03:00)

525 000 руб.

АНО «Центр гигиенического обучения населения

2

2

1070393

20.08.2018 10:38(+03:00)

528 750 руб.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ»

3

3

1069723

20.08.2018 10:09(+03:00)

660 000 руб.

ООО «САВАНД»

По результатам рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов открытого аукциона согласно протоколу № 0711200016818000128/2 от 22.08.2018г. победителем аукциона был объявлен участник под номером 1068028 - АНО «Центр гигиенического обучения населения», с которым, соответственно, было принято решение заключить контракт на оказание услуг, предусмотренных предметом аукциона.

03.09.2018 г. между ГАУЗ «Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер» (Заказчик) и АНО «Центр гигиенического обучения населения» (Исполнитель) был заключен государственный контракт на оказание услуг №465244, по условиям которого (в т.ч. и технического задания по настоящему аукциону) установлена необходимость наличия договорных отношений исполнителя с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» а именно в части проведения аттестации по результатам профессиональной гигиенической подготовки специалистами вышеназванной организации.

На основании представленных документов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» (вх.№ 18939 от 29.11.18г.) установлено наличие договорных отношений между ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» и АНО «Центр гигиенического обучения населения» еще с 2013 года.

Так, на основании договора №112 от 31.01.2013г. на проведение возмездных работ (услуг) и дополнительного соглашения №1 от 20.12.2014г. между ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» и АНО «Центр гигиенического обучения населения» производилось осуществление в рамках предмета договора, в т.ч. услуг по:

проведению среди лиц, прошедших у Заказчика профессиональную гигиеническую подготовку (обучение) (далее – декретированный контингент), аттестации по профессиональной гигиенической подготовке и заполнению соотвествующей графы личной медицинской книжки;

оформлению ЛМК декретированному контингенту.

В соответствии с приложением №1 к договору №112 от31.01.2013 г. стоимость цен на выполнение работ (оказание услуг) определялась в следующем размере:

проведение среди лиц, прошедших у Заказчика профессиональную гигиеническую подготовку (обучение) (далее – декретированный контингент), аттестации по профессиональной гигиенической подготовке и заполнению соответствующей графы личной медицинской книжки – 30 рублей 00 копеек за каждого аттестованного человека;

оформление личных медицинских книжек декретированному контингенту – 150 рублей 00 копеек за каждую личную медицинскую книжку.

На протяжении 5 лет стоимость услуг изменениям не подвергалась.

Позднее, 03.09.2018г. (в день заключения государственного контракта по результатам аукциона № 0711200016818000128) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в адрес АНО «Центр гигиенического обучения населения» было направлено письмо, уведомляющее об увеличении цен на оказываемые услуги в связи приведением цен в соответствие с действующим прейскурантом на основании приказа №05-01/361п от 03.08.2018г., устанавливающего цены на оказываемые услуги по следующей стоимости:

гигиеническая аттестация работников, прошедших гигиеническую подготовку в сторонних организациях (на 1 чел.) – 250 рублей 00 копеек;

оформление, выдача и учет медицинской книжки (1 шт.) – 300 рублей 00 копеек.

Ниже приведены сведения по ценам, действовавшим до принятия приказа №05-01/361п от 03.08.2018г. и после:

Вид услуги

Цены по приказу №227п от 26.09.2011г.

Цены по приказу

№05-01/361п от 03.08.2018г.

Рост цены в %

Оформление ЛМК

150 рублей

300 рублей

100 %

Гигиеническая аттестация

30 рублей

250 рублей

833 %

В ответ на запрос информации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» (Исх. № ИП-05/18790 от 26.11.2018г.), в том числе запроса относительно оснований повышения цен на оказываемые услуги для АНО «Центр Гигиенического обучения населения», подробной калькуляции цен (тарифов) на услуги (пункт 1, 3, 4 запроса), сведений и документов, обосновывающих экономическую и технологическую целесообразность завышения цен в таком диапазоне, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» предоставлено не было.

Письмом от 27.09.2018 г. (исх.№17 от 27.09.2018г.) АНО «Центр гигиенического обучения населения» обратилось к ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» с просьбой необходимости не создавать препятствия для исполнения контракта и дальнейших обязательств по договору и сохранения сотрудничества на условиях договора №112, заключенного между организациями 31.01.2013г.

В ответ на письмо АНО «Центр гигиенического обучения населения» ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» было направлено уведомление о расторжении договора на проведение возмездных работ (оказание услуг) №112 от 31.01.2013г. в одностороннем порядке с 19.11.2018г.

В последующем, на официальное обращение (№25 от 19.11.2018г.) АНО «Центр гигиенического обучения населения» в адрес ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» с просьбой оформления медицинских книжек по заявкам, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» письмом от 21.11.2018г. (исх.03-06/17944 от 21.11.2018г.) уведомило АНО «Центр гигиенического обучения населения» о невозможности оформления медицинских книжек в связи с расторжением договора №112 от 31.01.2013г. в одностороннем порядке с 19.11.2018 года.

Последующие препятствия в связи с указанными событиями у АНО «Центр гигиенического обучения населения» начали возникать и при исполнении контрактов, выигранных по результатам участия в других закупках.

Так, в адрес АНО «Центр гигиенического обучения населения» поступило письмо от Заказчика МБДОУ «Детский сад №11 «Ручеек» (исх.№138 от 17.04.2019г.), которым АНО «Центр гигиенического обучения населения» уведомлялось о просьбе расторжения договора №6 от 12.03.2019г., заключенного по результатам выигранного аукциона, по причине в том числе расторгнутого договора АНО «Центр гигиенического обучения населения» №112 от 31.01.2013г. с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ».

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что изменение цен на оказываемые услуги со стороны ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» было инициировано гораздо раньше.

Так, в ходе заседания Комиссии, представителями ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» были даны пояснения о том, что повышение цен на оказываемые услуги осуществлено еще введением в действие Приказа ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» № 05-01/189п от 14.04.2015г. «о введении перечня и стоимости работ и услуг, оказываемых по договорам, заявкам граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Представителями ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» Приказ был приобщен к материалам дела.

Так, в соответствии с введением в действие Приказа ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» № 05-01/189п от 14.04.2015г. стоимость рассматриваемых в рамках дела услуг устанавливалась в следующем размере:

оформление, выдача и учет медицинской книжки (1 шт.) – 300 рублей 00 копеек;

гигиеническая аттестация работников, прошедших гигиеническую подготовку в сторонних организациях (на 1 чел.) – 250 рублей 00 копеек.

Исходя из содержания вышеуказанного Приказа, новые цены устанавливались и применялись в отношении всех обращающихся в ФБУЗ заказчиков, исключений данным Приказом никаких не вводилось и не предусматривалось.

При этом, исходя из устных и письменных пояснений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ», установлено, что новый прейскурант, введенный в действие еще с 2015 года, не применялся в отношении АНО «Центр гигиенического обучения населения» вплоть до 2018 года - то есть, до момента проведения спорного аукциона №0711200016818000128.

Комиссией Татарстанского УФАС в ходе рассмотрения дела у ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» была запрошена информация и сведения (с предоставлением оснований, причин, послуживших принятию данного решения) относительно обоснования действий ФБУЗ, выразившихся в оставлении без изменения цен за оказываемые услуги для АНО «Центр гигиенического обучения населения» в связи с введением в действие Приказа № 05-01/189п от 14.04.2015г., увеличивающего стоимость оказываемых платных услуг для всех граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

На поставленный Комиссией вопрос к ФБУЗ, исходя из устных и письменных пояснений, по существу ответов предоставлено и получено не было.

Факт оставления без изменения цен за оказываемые услуги ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» для АНО «Центр гигиенического обучения населения», несмотря на установление новых цен для всех хозяйствующих субъектов еще с 2015 года, свидетельствует о создании со стороны ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» дискриминационных условий, ставящих в неравное положение хозяйствующих субъектов.

Вышеизложенные обстоятельства также подтверждают факт того, что указанное недобросовестное поведение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» вызвано в том числе и конкуренцией, возникшей между участниками в ходе проведения аукциона, что послужило поводом необходимости увеличения цен только в 2018 году, во время проведения торгов, а не ранее, тем самым способствуя воспрепятствованию надлежащего исполнения контракта признанным победителем АНО «Центр гигиенического обучения населения».

Гигиеническое воспитание и обучение граждан определены как одна из главных составляющих комплекса организуемых и проводимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществление которых регламентировано Федеральном Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ. Законом установлен обязательный характер гигиенического воспитания и обучения граждан с целью повышения санитарной культуры населения, профилактики заболеваний и распространения знаний о здоровом образе жизни.

Необходимость прохождения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации определяется в соответствии с положениями статьи 36 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Порядок проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации установлен Приказом Минздрава РФ №229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций».

В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 29 июня 2000 г. N 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций» аттестация категории должностных лиц и работников организаций по результатам профессиональной гигиенической подготовки проводится в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее - центры госсанэпиднадзора) в форме собеседования или тестового контроля.

Аттестация проводится после прохождения профессиональной гигиенической подготовки, которой предшествует прохождение медицинских осмотров и внесение их результатов в личную медицинскую книжку.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 г. N 23-р «О создании федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, подведомственных Роспотребнадзору» в целях обеспечения деятельности органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, путем реорганизации в форме слияния федеральных государственных учреждений - центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, созданы федеральные государственные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии, подведомственные Роспотребнадзору.

Пунктом 1 Порядка осуществления территориальными органами федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека координации и контроля деятельности центров гигиены и эпидемиологии, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 10 октября 2006 г. N 332 (зарегистрирован в Минюсте России 19 октября 2006 г. N 8390), установлено, что территориальные органы Роспотребнадзора осуществляют координацию и контроль деятельности центров гигиены и эпидемиологии за полнотой и качеством профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (подпункт 1.5.6).

Приказом Роспотребнадзора от 23 октября 2005 г. N 751 (зарегистрирован в Минюсте России 30 ноября 2005 г. N 7219) утвержден Временный регламент взаимодействия территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации при выполнении основных функций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия человека и защиты прав потребителей.

На основании пункта 1.1 приведенного регламента территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации разрабатывает и в срок до 15 декабря предшествующего планируемому периоду года утверждает план работы на очередной год по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, который включает перечень и объем санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проводимых федеральным государственным учреждением здравоохранения - центром гигиены и эпидемиологии в субъекте Российской Федерации, в том числе по аттестации работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Таким образом, деятельность по проведению аттестации работников, а также деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения входит исключительно в компетенцию федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, подведомственных Роспотребнадзору, а именно ФБУЗ.

Данная позиция также подтверждается Апелляционным определением Верховного суда № АПЛ18-442 от 18.10.2018г.

В рамках рассмотрения настоящего дела здесь имеет немаловажное значение и то обстоятельство, которое следует из обязательных условий технического задания в рамках проводимого аукциона №0711200061818000128, в соответствии с которыми в качестве учреждения, наделяющегося полномочиями на право проведения аттестации по результатам профессиональной гигиенической подготовки в форме собеседования или тестового контроля и внесения результатов гигиенической аттестации в ЛМК, указывалось исключительно ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ».

Следовательно, с учетом вышеизложенного, учитывая отсутствие возможности у иных хозяйствующих субъектов оказания услуги по проведению гигиенической аттестации работников самостоятельно, действия в рамках данного вида услуг сводятся к исключительной компетенции ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ», что, соответственно, свидетельствует о том, что указанный хозяйствующий субъект на соответствующем локальном рынке занимает доминирующее положение.

В устных и письменных пояснениях ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ» указывает о возможности проведения аналогичной услуги Казанским филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», который также наделен полномочиями по проведению гигиенической аттестации работников.

Исходя из сведений Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, полномочиями на проведение гигиенической аттестации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» был наделен до 22.01.2019г. В настоящее время на территории Республики Татарстан организацией, имеющей право проведений указанной услуги, является исключительно ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан».

Кроме того, в ходе рассмотрения дела по результатам изучения предоставленных сведений обо всех оказанных услугах по проведению профессиональной гигиенической подготовке и аттестации за период с 2015-2019гг. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ» и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», Комиссией был установлен факт наличия большой разницы в объемах рынка оказанных услуг (свыше 95% у ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ») от деятельности между хозяйствующими субъектами, что также подтверждает факт наличия доминирования у ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ» на соответствующем локальном товарном рынке вышеназванной услуги в пределах географических границ Республики Татарстан.

Ниже представлены сведения об оказанных и реализованных услугах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ» и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» за период с 2015 по 2018 гг.:

Объем оказанных услуг в стоимостном выражении,

руб./с НДС

2015

2016

2017

2018

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту»

137 937, 28

214 323,40

97 600,16

141 932,76

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ»

19 355 311, 25

18 081 560,56

18 922 369,36

22 020 376,94

Итого

19 493 248,53

18 295 883,96

19 019 969,52

22 162 309,7

Таким образом, процентное соотношение объема услуг, оказанных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ» по сравнению с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», выражено следующим образом:

Объем оказанных услуг в процентном выражении, %

2015

2016

2017

2018

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту»

0,7%

1,2%

0,5%

0,64%

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ»

99,3%

98,8%

99,5%

99,36%

 

С учетом изложенного, на ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссией Татарстанского УФАС России в результате проведения сравнительного анализа цен учреждения на аналогичные платные медицинские услуги в федеральных бюджетных учреждениях здравоохранения других регионов РФ на основании сведений, указанных на официальных сайтах учреждений, установлено, что цена указанных медицинских услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» превышает цену аналогичных услуг в учреждениях иных регионов Российской Федерации в пределах от 20% до 50%.

Ниже представлены сведения по стоимости услуг оформления ЛМК и Профессиональной гигиенической подготовке и аттестации, оказываемые ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» других регионов Российской Федерации.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» соответствующего региона

Официальный сайт учреждения

Стоимость услуги оформления ЛМК

Стоимость профессиональной гигиенической подготовки и аттестации

Республика Чувашия

www.cge21.ru/userfiles/Files/price.pdf

181,00 руб.

499,00 руб.

Республика Марий Эл

12sanepid.ru/uslugi/price.php?sphrase_id=4940

200,00 руб.

400, 00 руб.

Республика Удмуртия

www.udmfguz.ru/price/

210,00 руб.

406,00 руб.

Ульяновская область

https://73fguz.ru/dopolnitelnaya-informacziya/kak-projti-ochno-zaochnuyu-formu-gigienicheskogo-obucheniya-i-attestacziyu-v-forme-sobesedovaniya-ili-testovogo-kontrolya/

150,00 руб.

315,00 руб.

Республика Татарстан

fbuz16.ru/menu/contentview/gigienicheskoe_obuchenie_i_medicinskie_osmotry

300,00 руб.

550,00 руб.

 

Относительно вопроса обоснования экономической либо технологической целесообразности повышения цен на оказываемые услуги ФБУЗ указывает (и приводит в калькуляции расчета) на то, что причинами, послужившими повышению цен на услуги по проведению гигиенической аттестации, оформлению ЛМК и внесению результатов гигиенической аттестации в ЛМК, являются повышение рентабельности учреждения до 30%, увеличение средней заработной платы отдельных категорий работников в месяц (31571 руль в месяц), повышение стоимости одного бланка ЛМК, голограммы круглой и квадратной.

При этом к калькуляции, представленной ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» и обосновывающей установление экономической либо технологической целесообразности повышения цен на оказываемые услуги по оформлению ЛМК и гигиенической аттестации, не было представлено документов, подтверждающих экономическое, технологическое или иное обоснование правомерности завышения цен в таком большом диапазоне.

В силу п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что его деятельность соответствует таким целям и сведения о ней указаны в его учредительных документах (Уставе).

Согласно ст. 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» правила оказания отдельных видов услуг устанавливаются Правительством РФ. В частности, в отношении платных медицинских услуг соответствующие документы разработаны Постановлением от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

Стоимость платной медицинской услуги (цена) является одним из существенных условий договора, заключаемого между бюджетной организацией и потребителем услуги. В большинстве случаев учреждения при расчете цены на платную услугу, работу руководствуются рекомендациями, доведенными до них органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель). Данные указания иногда содержатся в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ. В частности, п. 8 Правил № 1006 предусмотрено, что определение цен на медицинские услуги, оказываемые бюджетными и казенными учреждениями здравоохранения, устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. В соответствии с данным пунктом учредитель медицинского учреждения разрабатывает свой порядок формирования цены на платную услугу.

Так, устанавливаемый порядок для учреждений, подведомственных Роспотребнадзору, утвержден Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13.12.2010 № 459, для учреждений, подведомственных Минздраву, – Приказом Минздрава РФ от 29.12.2012 № 1631н. Как следует из перечисленных документов, цены (тарифы) на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждения на оказание данных услуг и утверждаются приказом учреждения.

Как вытекает из п.7 Приказа № 459, регламентирующего порядок определения оказания платных услуг, размер стоимости платных услуг определяется на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат материальных и трудовых затрат с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг, и устанавливается руководителем учреждения.

На отдельные платные услуги (работы), предусмотренные ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, сформированным в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, которые не включены в государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) (в том числе на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к основным видам деятельности учреждения), плата может определяться нормативным, структурным методами, а также на основе калькуляции соответствующих затрат.

Размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

Кроме того, Приказом Федеральной налоговой службы России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» приведены расчеты рентабельности продаж и активов услуг по основным видам экономической деятельности, начиная с 2006 года. Так, в соответствии с Приложением №4 Приказа рентабельность услуг по виду экономической деятельности в области здравоохранения и социальных услуг в период с 2006 по 2017 гг. предусматривает наличие следующих показателей:

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД)

2017

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

Деят-ть в области здравоохранения и социальных услуг

10,4%

6,1%

7,6%

7,4%

5,9%

6,5%

5,3%

7,2%

8,5%

8,7%

8,5%

7,2%

 

Таким образом, из всего вышеизложенного следует, что цена платной услуги, оказываемой бюджетным учреждением, должна покрывать затраты, связанные с ее оказанием, а также, при этом, должна быть сориентирована с учетом конъюнктуры рынка с применением уровня рентабельности, предусмотренного в разумных пределах, с учетом рекомендаций вышеприведенных статистических показателей.

Следовательно, с учетом вышеприведенных статистических данных в случае применения показателей в пределах от 10,4 до 20%, исходя из представленных сведений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ» по себестоимости затрат, рентабельность учреждения должна составлять следующие показатели:

Себестоимость работы, руб.

Рентабельность, устанавливаемая ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» в 2018г., в руб.

Рекомендуемый показатель рентабельности, в руб.

30 %

10,4%

20%

Оформление ЛМК – 194,45

58,33

20, 22

38,89

Гигиеническая аттестация работников, прошедших подготовку в сторонних организациях – 170,76

51,20

17,76

34,15

 

В целях установления доли ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» на локальном рынке оказания услуг по проведению профессиональной гигиенической аттестации работников проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке.

Для целей установления доминирующего положения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ» были определены основные параметры рынка: временной интервал исследования, продуктовые и географические границы анализируемого товарного рынка, состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке и др.

Исследование товарного рынка проводилось за период с 01.01.2017 г. по 31.12.2018 г.

Продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка определены как услуги профессионального гигиенического обучения и аттестации работников и должностных лиц.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами.

Географическими границами рынка по предоставлению вышеназванных услуг является Республика Татарстан.

Из сведений Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, установлено, что полномочиями на проведение гигиенической аттестации в настоящее время на территории Республики Татарстан организацией, имеющей право проведения указанной услуги, является исключительно ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан».

Комиссией был сделан вывод о том, что доля, занимаемая ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» на рынке оказания услуг по проведению профессиональной гигиенической аттестации составляет 99%.

Таким образом, в процессе рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено, что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» занимает доминирующее положение на локальном рынке оказания услуг по проведению профессиональной гигиенической аттестации в пределах административных границ Республики Татарстан.

На ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Татарстанского УФАС России, проведя анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по проведению гигиенической аттестации, установила, что на данный рынок ограничен доступ других хозяйствующих субъектов - продавцов. То есть, указанный локальный товарный рынок монополизирован, цена на данном рынке установлена единственным продавцом-монополистом, а не сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке.

Таким образом, исходя из отраженных в Заключении данных, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ» является монополистом на соответствующем локальном товарном рынке рассматриваемой в рамках дела услуги по проведению гигиенической аттестации в пределах географических границ Республики Татарстан.

На основании изложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России делает вывод об отсутствии сопоставимого рынка и конкурентной цены, с которой можно было бы сравнить цену по проведению гигиенической аттестации. Действия по установлению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» цены на услуги по проведению гигиенической аттестации соответствуют критерию, определяющему монопольно высокую цену товара исходя из того, что превышают сумму, необходимую для оказания данной услуги, расходов и прибыли и цену, которая сформировалась бы в условиях конкуренции на товарном рынке, определяющему монопольно высокую цену, так как в рассматриваемом случае увеличение цены (суммы необходимых для проведения гигиенической аттестации) не было технологически обоснованным или обусловлено экономическими факторами, т.к. часть расходов не нашла документального подтверждения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Исходя из системного толкования норм антимонопольного законодательства под навязыванием следует понимать действия (бездействие) доминанта по принуждению контрагента к принятию условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

О навязывании невыгодных контрагенту условий договора будет свидетельствовать настаивание занимающей доминирующее положение организации на включение в договор спорных условий под угрозой не заключения договора или прекращения действующего договора, а также прекращение исполнения обязательств по договору. Указанные выводы подтверждаются судебной практикой.

Так, Арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 06.02.2017 № Ф05-21931/2016 по делу №А40-195153/2015 указал, что увеличение платы по договору под страхом его расторжения со стороны общества, занимающего доминирующее положение, верно квалифицировано в качестве навязывания невыгодных условий договора.

Разъясняя часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" указал, что, оценивая действия доминирующих на рынке субъектов как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. Данное правило должно применяться и к такому нарушению, как навязывание невыгодных условий договора.

При оценке невыгодности или не относимости навязываемых условий к предмету договора антимонопольному органу необходимо оценить соответствие таких условий интересам контрагента.

С учетом имеющихся в материалах дела №05-13/2019 доказательств, Комиссия считает, что в действиях ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ», выразившихся в навязывании экономически необоснованных завышенных цен на оказываемые услуги по проведению гигиенической аттестации с внесением результатов гигиенической аттестации в ЛМК для АНО «Центр гигиенического обучения населения» в географических границах рынка Республики Татарстан, имеются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ответчик в рамках рассмотрения антимонопольного дела не представил документов и информацию о том, что вменяемое нарушение антимонопольного законодательства было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.

18 апреля 2019 года Комиссия Татарстанского УФАС России, руководствуясь ч.1 ст.48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», вынесла заключение об обстоятельствах дела №05-13/2019г.

В соответствии с пунктом 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Рассмотрев вынесенное заключение об обстоятельствах по делу №05-13/2019 г., ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» представили устные, а также письменные возражения на указанное заключение на заседании Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела №05-13/19, назначенное на 30 мая 2019 года. Указанное возражение было приобщено к материалам дела №05-13/2019 г.

Относительно возражений ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» (далее - Возражения) сообщаем следующее.

В своих Возражениях ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» ссылается на направление оснований повышения цен на оказываемые услуги для АНО «Центр Гигиенического обучения населения», подробной калькуляции цен (тарифов на услуги), сведений и документов, обосновывающих экономическую и технологическую целесообразность завышения цен в таком диапазоне.

Стоит отметить, что со стороны ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» была направлена калькуляция стоимости работ и услуг, оказываемых по договорам, заявкам граждан, юридических лиц и иных предпринимателей, в соответствии с которой приведена информация о стоимости работ по оформлению, выдаче и учету медицинской книжки и гигиенической аттестации работников, прошедших гигиеническую подготовку в сторонних организациях (на 1 чел.) с разбивкой указанных значений по статьям расходов организации. В ходе изучения направленной калькуляции Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что со стороны ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» не приложены документы, подтверждающие обоснованность учета затрат в указанных размерах, не приведен подробный порядок формирования конечных цен. В связи с этим, Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимого документального подтверждения технологической обоснованности и экономической обусловленности увеличения цен на услуги по проведению гигиенической аттестации.

В части возражений на отсутствие правовой оценки оказания услуг АНО «Центр гигиенического обучения населения» по проведению профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организации, ссылаясь на недействующий на момент оказания услуг договор №113 от 31.01.2013 г., Комиссия Татарстанского УФАС России сообщает, что полномочия антимонопольного органа прямо закреплены в следующих документах: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Приказ ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы». Из комплексного толкования норм указанных документов следует, что у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по рассмотрению нарушений гражданского законодательства, в том числе в части оценки правовых последствий сделок, совершенных на основании недействующего договора.

В Возражениях также имеется довод о несогласии ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» с выводом о том, что новый прейскурант организации не применялся в отношении АНО «Центр гигиенического обучения населения» до момента проведения спорного аукциона №0711200016818000128. Стоит подчеркнуть, что указанный вывод сделан Комиссией Татарстанского УФАС России на основании приобщенного со стороны ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» к материалам дела №05-13/19 Приказа №05-01/189п от 14.04.2015г., в соответствии с которым цены за оказываемые АНО «Центр гигиенического обучения населения» были оставлены без изменения вплоть до 2018 года, несмотря на увеличение стоимости оказываемых платных услуг для всех граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей еще в 2015 году. Акцентируем внимание, что Комиссией Татарстанского УФАС в рамках рассматриваемого дела данные обстоятельства оценивались ранее при вынесении Заключения об обстоятельствах дела №05-13/19г.

Довод об увеличении цен в отношении «Центр гигиенического обучения населения» в целях устранения дискриминационных условий, ставящих в неравное положение хозяйствующих субъектов, «не дожидаясь жалоб со стороны иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на отсутствие единообразного подхода при установлении цен за оказываемые услуги» является несостоятельным, так как ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» осуществило увеличение цен в отношении АНО «Центр гигиенического обучения населения» лишь в 2018 году, то есть спустя более 2 лет с момента принятия Приказа №05-01/189п от 14.04.2015г. Указанный факт со стороны ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» не оспорен и указывает на действия ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» по установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, что содержит признаки нарушения п.6 ч.1. ст. 10 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с наличием в действиях ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ» признаков нарушения п.6 ч.1. ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления разных цен на оказание услуг по оформлению, выдаче и учету медицинской книжки (1 шт.) и гигиенической аттестации работников, прошедших гигиеническую подготовку в сторонних организациях (на 1 чел.), Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предупреждения о необходимости добровольного прекращения нарушения п.6 ч.1. ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Факты, изложенные в п.7 Возражений, также оценивались ранее при вынесении Заключения об обстоятельствах дела №05-13/19. Так, Комиссией Татарстанского УФАС России было установлен факт превалирования на локальном рынке оказания услуг по проведению профессиональной гигиенической подготовки и аттестации в пределах географических границ Республики Татарстан ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ» по сравнению с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту»:

Объем оказанных услуг в процентном выражении, %

2015

2016

2017

2018

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту»

0,7%

1,2%

0,5%

0,64%

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ»

99,3%

98,8%

99,5%

99,36%

Относительно фактов, указанных в п.8 Возражений, Комиссией Татарстанского УФАС России изучена стоимость услуг по оформлению, выдаче и учету медицинской книжки (1 шт.) и гигиенической аттестации работников, прошедших гигиеническую подготовку в сторонних организациях (на 1 чел.) в Воронежской, Липецкой, Иркутской, Самарской областях и Приморском крае. В ходе изучения указанной информации установлено следующее.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» соответствующего региона

Официальный сайт учреждения

Стоимость услуги оформления ЛМК

Стоимость профессиональной гигиенической подготовки и аттестации

Воронежская область

http://www.36rospotrebnadzorfguz.ru/ (раздел: Перечень услуг и сборник цен (doc)

208,05руб.

343,90 - 1228,43 руб. (в зависимости от категории лиц, подлежащих подготовке и аттестации).

Липецкая область

http://www.cge48.ru

242,40 руб.

539 руб.

Иркутская область

https://38fbuz.ru

200,00 руб.

Данные не размещены на официальном источнике

Самарская область

http://www.fguzsamo.ru/

(раздел: Прейскурант)

177,98 руб.

159,13 - 954,78 руб. (в зависимости от часов и формы обучения)

Приморский край

http://25fbuz.ru/

400,00-439,39 руб. (в зависимости от категории получателя)

600,00 - 825,00 руб. (в зависимости от категории получателя и формы обучения)

Исходя из данных, приведенных в вышеуказанной таблице, установлено, что единственной организацией, где цены на услуги по оформлению, выдаче и учету медицинской книжки (1 шт.) и гигиенической аттестации работников существенно превышают стоимость оказания данного вида услуг в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ», является ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае». Так, цена оказания услуги ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» по оформлению, выдаче и учету медицинской книжки (1 шт.) превышает стоимость оказания данной услуги ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ» на 33,3% - 46,46% (в зависимости от категории получателя), цена оказания услуги по гигиенической аттестации работников - на 9% - 65% (в зависимости от категории получателя и формы обучения). В части остальных организаций установлено, что стоимость оказания указанных услуг не превышает или незначительно превышает стоимость оказания услуг ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ». В частности, цены на услуги по гигиенической аттестации работников варьируются в зависимости от категории лиц, подлежащих указанной аттестации, формы обучения (очная, дистанционная и пр.), количества часов обучения. При этом на официальном сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Иркутской области» не установлены данные относительно стоимости прохождения услуги по гигиенической аттестации работников.

Стоимость услуги по оформлению, выдаче и учету медицинской книжки (1 шт.) в Воронежской, Липецкой, Иркутской и Самарской областях также существенно ниже стоимости указанной услуги в Республике Татарстан, а именно:

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» соответствующего региона

Процентное различие стоимости услуги оформления ЛМК, по сравнению с предоставляемой ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ»

Воронежская область

Стоимость ниже на 44,20%

Липецкая область

Стоимость ниже на 23,76%

Иркутская область

Стоимость ниже на 50%

Самарская область

Стоимость ниже на 68,56%

Следовательно, довод, изложенный в п.8 Возражений, справедлив лишь в отношении стоимости услуг по оформлению, выдаче и учету медицинской книжки (1 шт.) и гигиенической аттестации работников, прошедших гигиеническую подготовку в сторонних организациях (на 1 чел.) в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае».

Таким образом, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что средняя стоимость оказания вышеуказанных услуг ниже цен, установленных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ». Следовательно, подтверждается вывод о превышении цен ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ» по сравнению с аналогичными услугами в учреждениях иных регионов Российской Федерации, изложенный в Заключении об обстоятельствах дела №05-13/19г. При этом следует отметить, что анализ цен на аналогичные услуги в иных регионах проводился в связи с отсутствием на Территории Республики Татарстан на момент рассмотрения дела 05-13/19 иных организаций, помимо ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РТ», наделенных полномочиями на осуществление услуг по оформлению, выдаче и учету медицинской книжки (1 шт.) и гигиенической аттестации работников.

Относительно довода о некорректном применении положений Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» сообщаем следующее.

В Заключении об обстоятельствах дела №05-13/19 Комиссия Татарстанское УФАС России не утверждалось, что указанные нормативно-правовые акты регулируют правоотношения, установленные между юридическими лицами. Более того, в Заключении об обстоятельствах дела №05-13/19 указано, что данные акты направлены на регулирование вопроса установления стоимости платной медицинской услуги (цена) в договоре, заключаемого между бюджетной организацией и потребителем услуги. Ссылка на указанные нормативно-правовые акты приводилась для пояснения порядка формирования конечной цены, по которой услуги по оформлению, выдаче и учету медицинской книжки (1 шт.) и гигиенической аттестации работников оказываются конечному потребителю.

Также не оспаривается факт регулирования порядка установления цен учреждениями, подведомственных Роспотребнадзору. В заключении конкретно определено, что «устанавливаемый порядок для учреждений, подведомственных Роспотребнадзору, утвержден Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13.12.2010 № 459», ссылка на Приказ Минздрава РФ от 29.12.2012 № 1631н приводится с пометкой «для учреждений, подведомственных Минздраву». При этом п.7 Приказа № 459 устанавливает, размер стоимости платных услуг определяется на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат материальных и трудовых затрат с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг, и устанавливается руководителем учреждения.

Следовательно, несмотря на то, что действия по установлению стоимости оказываемых услуг осуществляются непосредственно учреждениями, конечная цена должна формироваться с учетом экономической и технологической обоснованности.

Стоит также отметить, что Татарстанским УФАС России в рамках рассмотрения дела №05-13/19 в адрес ГБУ «Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан» был направлен запрос (исх.№АШ-05/3997 от 19.03.2019 г.) о предоставлении информации. В соответствии с ответом на указанный запрос ГБУ «Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан» поддержало позицию Татарстанского УФАС России о том, что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Татарстан» занимает монопольное положение на рынке Республики Татарстан, действия учреждения направлены на ограничение конкуренции со стороны других участников рынка и на прямое недопущение их на рынок (расторжение в одностороннем порядке договора с АНО «Центр гигиенического обучения населения» при том, что аттестация и оформление медицинских книжек монополизированы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Татарстан»).

В соответствии с п. 2.2. Постановления КМ РТ от 03.12.2011 № 989 «О государственном бюджетном учреждении «Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан» целями деятельности ГБУ «Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан» являются аналитическое, нормативно-методическое и информационное сопровождение процессов принятия управленческих решений, выработка прогнозных экономических показателей, обеспечивающих осуществление социально-экономических реформ в Республике Татарстан, а также осуществление образовательной деятельности.

Проанализировав издание ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Татарстан» 03.08.2018 года Приказа №05-01/361п от 03.08.2018 г., ГБУ «Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан» установило, что данный приказ, формально не противоречащий гражданскому законодательству, является явно дискриминационным по отношению к другим участникам рынка и не основанным на экономически подтвержденных расчетах себестоимости по следующим основаниям:

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Татарстан» участвовало в конкурсных процедурах на оказание услуг по подготовке, аттестации, оформлению медицинских книжек после издания приказа о повышении расценок (то есть в конце 2018 года и в 2019 году) с заявляемыми ценами от 186 до 346 рублей за обучение и аттестацию, в то время как декларируемая им себестоимость только аттестации и оформления (без обучения) составляла 365,22 рублей.

Проверить экономическую обоснованность расценок невозможно ввиду отсутствия у ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Татарстан» раздельного учета и непредставления учреждением запрашиваемых данных, в том числе об обоснованности организационной структуры ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Татарстан».

При этом доли рынка, занимаемые ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Татарстан» и иными участниками, несопоставимы: ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Татарстан» в 2017 и 2018 годах заключило контрактов на оказание услуг в сумме 83,85 млн. рублей и 63, 25 млн. рублей соответственно, АНО «Центр гигиенического обучения населения» - 0.267 млн. рублей и 1,7 млн. рублей соответственно.

Учитывая вышеизложенное, комиссия приходит к выводу о необходимости квалификации действий ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Татарстан» по пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135 от 26.07.2006 «О защите конкуренции», в части навязывания экономически или технологически необоснованных завышенных цен на оказываемые услуги АНО «Центр гигиенического обучения населения».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Татарстан» (ИНН 1660077474, 420061, Татарстан Республика, г. Казань, ул. Сеченова, д.13А) нарушившим требования пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135 от 26.07.2006 «О защите конкуренции», в части навязывания экономически или технологически необоснованных завышенных цен на оказываемые услуги АНО «Центр гигиенического обучения населения».

Выдать ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Татарстан» (ИНН 1660077474, 420061, Татарстан Республика, г. Казань, ул. Сеченова, д.13А) предписание об устранении нарушения и установлении экономически обоснованных цен на оказание услуг по оформлению, выдаче и учету медицинской книжки (1 шт.) и гигиенической аттестации работников, прошедших гигиеническую подготовку в сторонних организациях (на 1 чел.) с учетом требований, изложенных в решении по настоящему делу.

Выдать ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Татарстан» (ИНН 1660077474, 420061, Татарстан Республика, г. Казань, ул. Сеченова, д.13А) предупреждение о необходимости добровольного прекращения п.6 ч.1. ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части установления разных цен на оказание услуг по оформлению, выдаче и учету медицинской книжки (1 шт.) и гигиенической аттестации работников, прошедших гигиеническую подготовку в сторонних организациях (на 1 чел.).

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: за неисполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны