Решение №ВЧ-08/16910 Решение по делу № 016/05/5-1791/2021 от 11 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх.№ ВЧ-08/16910 от 11.01.2022

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/5-1790/2021 по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту размещения рекламы с текстом: «<…>» при наборе в строке поиска системы «Яндекс» словосочетания «ВВК-Казань», что имеет признаки нарушения части 1, пункта 2 части 2, пункта 1 части 4 и части 7, статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В Управление на рассмотрение поступило обращение Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Татарстан» (вх. № 11337 от 23.08.2021) по факту распространения информации в сети интернет.

В связи с чем, Управлением был осуществлен мониторинг сети интернет на предмет наличия/отсутствия информации рекламного характера, относящейся к деятельности указанных сайтов.

При этом, при наборе в строке поиска системы «Яндекс» словосочетания «ВВК-Казань» под строкой поиска отображается объявление с пометкой «реклама» следующего содержания: «Защита прав призывников Татарстана! ЮК «ВВК-Казань». Юридическая помощь. Военный билет законно с гарантией без первоначального взноса! · Полная конфиденциальность. Все законно. Советы призывникам».

<…>

<…>

Указанное рекламное объявление представляет собой гиперссылку для перехода на сайт юридической компании <…>.

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Кроме того, информация из сайта позволяет перейти в <…>.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Более того, реклама призвана быть убеждающей по своему характеру с тем, чтобы привлечь внимание новых потребителей к товару (объекту рекламирования), сформировать положительное представление о нем и необходимое рекламодателю для продвижения товара позитивное отношение к нему. Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования для продвижения его на рынке, поддержать интерес к нему и закрепить его образ в памяти потребителя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 №4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы «понимается любое лицо, которому адресуется реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем».

Из содержания оцениваемой рекламы следует, что рекламируемым товаром является оказание юридических услуг призывникам.

Объектом рекламирования является деятельность общества по оказанию юридических услуг призывникам характеризуемая отрицанием призыва.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Одним из основных признаков рекламы является ее направленность на неопределенный круг лиц.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования.

Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Как следует из фактических обстоятельств, реклама размещалась в системе «Яндекс».

Таким образом, установлено, что место и способ распространения рассматриваемой рекламы являются общедоступными для неопределенного круга лиц - потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по территории ее распространения и кругу лиц потребителей рекламы, антимонопольным органом не установлено, рассматриваемая информация содержит объект рекламирования, распространялась неопределенному кругу лиц и, исходя из содержания, была направлена на привлечение внимания потребителей к услугам, а, следовательно, является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе.

Статьей 5 Закона о рекламе установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (ч.1).

Реклама не должна, в том числе побуждать к совершению противоправных действий (п.1 ч.4).

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В то же время, согласно частям 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 22 Закона о воинской обязанности воинская обязанность предусматривает воинский учет, прохождение военной службы по призыву граждан мужского пола от 18 до 27 лет, не освобожденных от исполнения воинской обязанности и подлежащим призыву на военную службу по состоянию здоровья, и не имеющих освобождения или законной отсрочки от военной службы по призыву, основания для которых предусмотрены в статьями 23 и 24 Закона о воинской обязанности.

При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о воинской обязанности принятие решения об освобождении граждан от исполнения воинской обязанности в связи с наличием на то законных оснований возлагается на призывную комиссию.

Согласно статье 8 Закона о воинской обязанности исключительными полномочиями по выдаче военных билетов обладает военный комиссариат района (города).

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о воинской обязанности врачи специалисты, участвующие в медицинском освидетельствовании, медицинском обследовании и медицинском осмотре граждан, члены призывных комиссий, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями уклонению граждан от исполнения воинской обязанности либо незаконному призыву граждан на военную службу, а также препятствующие исполнению гражданами воинской обязанности или не исполняющие обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона о воинской обязанности в случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также, в соответствии с частью 1 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы.

Между тем, распространенная реклама содержит информацию об оказании услуг для лиц, не желающих проходить военную службу.

При этом, как следует из фактических обстоятельств, рекламное объявление, размещенное в сети Интернет, представляет собой текстовое сообщение небольшого размера, функцией которого является перевод пользователя на сайт лица, разместившего объявление. Само объявление не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является сам по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар. Фактически объявление, неразрывно связанное с сайтом, является частью того сайта, который открывается после «клика» на объявление, и не может рассматриваться в отрыве от самого сайта.

При этом, рассматриваемый объект рекламирования побуждает потребителей рекламы воспользоваться этой услугой, а равно нарушить законно установленную процедуру получения военного билета, уклониться от службы в армии, что является противоправными действиями, за которые предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Подтверждением указанного обстоятельства, например, является тот факт, что вопрос освобождения от воинской обязанности разрешается квалифицированными медицинскими специалистами, без взимания за то какой-либо платы.

В то же время, следует отметит, что информация, распространяемая на сайте общества, безусловно, понуждает потребителей к осуществлению противоправных действий в виде принятия мер для уклонения воинской обязанности.

Так, материалами дела подтверждается, что на спорном сайте также наличествовала следующая информация, например, «Не готовы терять год из жизни. Есть семья, работа, любимое дело»; «Проведем инструктаж для похода в военкомат, где в свою очередь подтвердим выявленный диагноз, позволяющий получить не призывную категорию годности и как следствие военный билет»; «Если все-таки военкомат признает вас годным к военной службе, то в таком случае мы оспорим неправомерные действия военкомата в судебном порядке и добьемся отсрочки или положенного вам по закону военного билета»; «96% обратившихся к нам призывников оказались не годны к службе в армии».

Таким образом, из содержания распространяемой рекламы может сложиться негативное отношение к службе в армии, а также о возможности платного приобретения военного билета. Кроме того, в рамках рассмотрения дела ответчиком не представлены документы, подтверждающие, что 96% обратившихся освобождены от службы в армии («не годны к службе в армии»). Количество заключенных договоров не может подтверждать вышеуказанное утверждение.

Аналогичной позиции придерживается Военный комиссариат Республики Татарстан. Так, согласно поступившему ответу, реклама таких организаций вводит в заблуждение граждан о законности получения услуги, так как законно гражданин может получить освобождение или отсрочку от призыва на военную службу только по решению призывной комиссии при наличии оснований, определенных нормами Федерального закона от 28 марта 1998г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе». Возможность рекламируемого юридическими организациями получения так называемой отсрочки или освобождения на самом деле обуславливается неоднократными обжалованиями вынесенных решений призывных комиссий или подачей административных исковых заявлений в суды различных инстанций и попытками коммерческих организаций, направленными на поиски каких-либо заболеваний у граждан путем многочисленных обследований в медицинских учреждениях за счет клиента, затягиванием прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

По мнению Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Татарстан», указанная информация недопустима, поскольку прямо нарушает требования федерального закона, порочит честь и достоинство учреждения и Министерства обороны Российской Федерации в целом.

По мнению Комиссии Татарстанского УФАС России вышеуказанное высказывание оскорбляет и унижает достоинство медицинских работников, а также членов призывных Комиссий, поскольку можно сделать вывод об отсутствии в России системы медицинского обслуживания населения либо низкой и непрофессиональной системы организации здравоохранения и призывной Комиссии (представителей органов власти, военных).

В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В нарушение данной правовой нормы в тексте рекламы отсутствует существенная информация о том, каким способом в данном случае оказывается помощь в освобождении от армии, в связи с чем, искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Кроме того, рассматриваемая реклама побуждает к совершению противоправных действий, что недопустимо в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5 Закона о рекламе.

В контекстной рекламе сообщается: «Защита прав призывников Татарстана! ЮК «ВВК-Казань». Юридическая помощь. Военный билет законно с гарантией без первоначального взноса! · Полная конфиденциальность. Все законно. Советы призывникам».

Согласно пункту 1 статьи 722 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721).

Указание в рекламе на гарантию предполагает, что у услуг, оказываемых рекламодателем, есть определенный результат (достижение которого и является предметом гарантии). В контексте рекламы юридической помощи для призывников такой результат заключается в освобождении от прохождения от военной службы.

Иными словами, указание на гарантию по договору создает у потребителя впечатление того, что рекламодатель может обеспечить ему освобождение от призыва, что противоречит природе юридических услуг, исполнитель которых не может гарантировать желаемый для клиента результат.

Учитывая изложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что указанная реклама формирует у аудитории потребителей данной рекламы, исключительно у лиц, подлежащих призыву и их родственников, отрицание к призыву на воинскую службу, создавая недостоверное впечатление, что призыва можно избежать, воспользовавшись услугами Общества. Указанному корреспондирует то обстоятельство, что деятельность общества, оказывающего данные услуги, направлена исключительно на отрицание призыва на воинскую службу.

При этом Комиссия считает, что данная реклама не адресована лицам которые в силу закона не подлежат призыву или имеют право на отсрочку или альтернативную службу, поскольку сама реклама на это не указывает, при том, что указанные лица обладают названным правом в силу закона, в то время, как реклама обращена именно к лицам, подлежащим призыву, т.е. к лицам, годным к воинской службе и не имеющих оснований для отсрочки или альтернативной службе.

Комиссия считает, что рассматриваемая реклама рекламирует юридические услуги, направленные на содействие лицам подлежащих призыву на воинскую службу в уклонении (избежание) (отрицанием обязательности призыва) от воинского призыва, путем введения их в заблуждение о наличии такой возможности, в отсутствие оснований, установленных ч. 5 ст. 1, ст. 23, 24 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

С учетом изложенного в контекстной рекламе юридических услуг по оказанию помощи призывникам, размещавшейся в поисковой системе «Яндекс» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержатся нарушения части 1, пункта 2 части 2, пункта 1 части 4 и части 7, статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушения пункта 1 части 4 и части 7 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель.

Таким образом, антимонопольным органом установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО ЮК «ВВК-Казань».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства.

На момент рассмотрения дела доказательства устранения нарушения законодательства о рекламе в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО ЮК «ВВК-Казань».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

Признать рекламу распространенную в сети интернет с текстом: «Защита прав призывников Татарстана! ЮК «ВВК-Казань». Юридическая помощь. Военный билет законно с гарантией без первоначального взноса! · Полная конфиденциальность. Все законно. Советы призывникам» при наборе в строке поиска системы «Яндекс» словосочетания «ВВК-Казань» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1, пункта 2 части 2, пункта 1 части 4 и части 7, статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».

Выдать ООО ЮК «ВВК-Казань» (420111, Россия, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Лево-Булачная, 24, ИНН 1659134128, ОГРН 1131690063537) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечение лица к административной ответственности.

Решение изготовлено в полном объеме 29 декабря 2021 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны