Решение №АЯ-08/5442 Решение по делу №016/05/28-101/2020 по признакам нарушения з... от 24 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх.№ АЯ-08/5442 от 24.04.2020

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев материалы дела в отношении ООО «Кан Авто-1» (420094, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Короленко, д. 58, корп. 20А, кабинет №8; ИНН 1657195541) по факту распространения рекламы в сети Instagram с текстом: «<…>», что имеет признаки нарушения части 1,3 статьи 28 Федерального закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (Далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения государственного надзора в сфере рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) был установлен факт распространения рекламы в сети Instagram с текстом: «<…>», что имеет признаки нарушения Закона «О рекламе».

Фотографии рекламного объявления представлена ниже:

<…>

<…>

<…>

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования являются автомобили марки «Ниссан» и финансовые услуги на приобретение данного товара.

Информация со сведениями: «<...>» в силу статьи 3 Закона «О рекламе» является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, товарам и условиям их реализации, которые оказывает рекламодатель.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой финансовой услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В ходе анализа рекламного объявления с текстом: <...>», Управлением было установлено, что после перехода по ссылке «получить предложение» открывается страница с текстом: «<…>».

<…>

<…>

Начальная страница с вышеуказанным рекламным текстом содержит рекламу услуг, связанную с предоставлением кредита (<…>). Данная страница и страница, которая открывается после перехода по ссылке «получить предложение», не содержит всех остальных условий, а именно наименование или имя лица, оказывающего банковские услуги, страховые и иные финансовые услуги процентную ставку и срок предоставления, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

Согласно части 14 статьи 28 Закона «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона «О рекламе» в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Исходя из анализа Федерального закона «О рекламе», Федеральный закон не содержит специальных требований к рекламе, распространяемой в социальных сетях, что также в письме ФАС России от 25.09.2019 NАК/83509/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

В то же время такая реклама должна соответствовать как общим требованиям, установленным Федеральным законом «О рекламе», в том числе требованиям достоверности и добросовестности, так и специальным требованиям, установленным указанным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров и услуг, в том числе рекламы финансовых услуг.

В случае выявления нарушений Федерального закона «О рекламе» антимонопольные органы привлекают виновных лиц к ответственности.

В ходе дальнейшего анализа вышеуказанной страницы в сети Instagram и с помощью открытых сведений в сети Интернет было установлено, что рекламодателем является ООО «Кан Авто-1» (420094, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Короленко, д. 58, корп. 20А, кабинет №8;ИНН 1657195541), так как именно ООО «Кан Авто-1»  как официальный дилер ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» осуществляет реализацию автомобилей ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС»  под кредитные средства. Реализация осуществляется, в том числе путем предоставления покупателю кредита различными банками, финансовыми организациями, которые осуществляют сотрудничество с ООО «Кан Авто-1», в данном же случае это АО «РН-Банк».

<…>

<…>

<…>

<…>

На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 3, 14 статьи 28 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В связи с указанными обстоятельствами, Управление возбудило дело в отношении ООО «Кан Авто-1» (420094, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Короленко, д. 58, корп. 20А, кабинет №8; ИНН 1657195541), которое в рассматриваемом случае было определено в качестве рекламодателя.

Заседание Комиссии было назначено на 19 февраля 2020 года в 14 часов 30 минут. Были заслушаны пояснения представителей ООО «Кан Авто-1».

Согласно их пояснениям, вид деятельности ООО «Кан Авто-1» не предусматривает предоставление услуг по кредитованию, основным видом деятельности ООО «Кан Авто-1» является торговля автотранспортными средствами.

Изготовителем рекламного материала является ООО «Кан Авто-1», распространителем (исполнителем по размещению) рекламного материала в сети Instagram является ИП Купче А.Е. на основании договора о возмездном оказании маркетинговых услуг №0901/1600 от 09.01.2019 г.

Также, представители пояснили, что в декабре 2019 года дистрибьютором «Ниссан» была запущена акция, предусматривающая реализацию дилерами автомобилей марка Ниссан с выгодой до 500 000 рублей, а также в кредит с применением ставки 0,1% на 2 года. Аккредитованным банком, предоставляющим услуги по кредитованию покупателей, является АО «РН-Банк».

В связи с указанной акцией ООО «Кан Авто-1» было запущено рекламное сообщение в сети Интернет, в частности, Instagram, доводящее до сведения потенциальных покупателей условия данной акции.

Согласно пояснениям представителей ООО «Кан Авто-1» рекламные макеты, которые были размещены в сети Интернет, были согласованы и представлены со стороны АО «РН-Банк» и ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС».

Таким образом, согласно позиции представителей ООО «Кан Авто-1» кредит предоставляет АО «РН-Банк», рекламируются машины компании «Ниссан», исполнителем по размещению рекламы является ИП Купче А.Е.     

Комиссия пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения дела №016/05/28-101/2020 на 04 марта 2020 года, в связи с привлечением лиц, в чьих действиях есть нарушения о рекламе, а именно АО «РН-Банк», ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС», ИП Купче А.Е.

На заседании Комиссии 04 марта 2020 года, были заслушаны пояснения представителей ООО «Кан Авто-1» и ИП Купче А.Е.

Согласно пояснениям представителя ИП Купче А.Е. Ереминой В.А.,между  ООО «Кан Авто-1» и ИП Купче А.Е. заключен Договор №0901/1600 от 09.01.2019  о возмездном оказании маркетинговых услуг, то есть по указаниям Заказчика и по предоставленным ими материалам ИП Купче А.Е. осуществляет настройку рекламной компании для дальнейшего размещения в сети Интернет рекламы. ООО «Кан Авто-1» предоставило макет готовой рекламы  ИП Купче А.Е. для того, чтобы ИП Купче А.Е. разместил данную рекламу в сети Instagram и произвел техническую настройку.

Согласно п. 5.2 Договора №0901/1600 от 09.01.2019 заключенного между ООО «Кан Авто-1» (Заказчик) и ИП Купче А.Е. (Исполнитель), Исполнитель не несет ответственности за содержанием и качество распространяемой в сети Интернет информации о товарах и услугах Заказчика и иной информации, содержащейся и распространяемой Заказчиком.

В соответствии с условиями Приложения к Договору (п. 2.1 Приложения) Исполнитель не имеет никакого отношения к созданию (оформлению) рекламного материала (текста, картинок), он занимается только техническим размещением предоставленных Заказчиком рекламных материалов.

Таким образом, ИП Купче А.Е. не является лицом определившим объект рекламирования.    

Представители ООО «Кан Авто-1» повторили свои доводы, озвученные на Комиссии, которая была назначена на 19 февраля 2020 года в 14 часов 30 минут.

А именно о том, что ООО «Кан Авто-1» является официальным дилером ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС», а ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» в свою очередь периодически инициируют рекламные компании, а ООО «Кан Авто-1» являясь дилером и не только ООО «Кан Авто-1», а дилеры по всей России осуществляют одновременную подачу информации данной акции целевой аудитории. Представитель ООО «Кан Авто-1» сообщает о том, что рекламное объявление всегда одинаковое у всех дилеров, поскольку акция инициирована  ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС».

Также ООО «Кан Авто-1» указало, что имелась ссылка на соответствующем сайте (Nissan.kavavto.ru) о том, что на калькуляторе имелись все условия кредитования, вместе с тем подтверждающих документов о том, что непосредственно эти условия были размещены по той ссылке, на которой была ссылка рекламы не представлено.

Вместе с тем, согласно письменным пояснениям ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» (вх.№ 2806 от 04.03.2020г.) основными видами деятельности ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» являются Производство автотранспортных средств, Торговля легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами. Торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.

ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» не осуществляет финансовую деятельность и не является финансовой организацией, осуществляющей кредитование физических лиц, в связи с чем ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» не является лицом, определяющим содержание рекламы в части кредитного предложения.

ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» не осуществляет свою деятельность на территории Республики Татарстан в и г. Казань, в частности. На территории Республики Татарстан находятся официальные дилеры Ниссан, осуществляющие розничную торговлю автотранспортными средствами марки Ниссан.

В соответствии с Дилерским соглашением, заключенным между ООО «Кан Авто-1» (далее – «Дилер») и ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» (далее – «Компания»), ООО «Кан Авто-1» является официальным дилером Ниссан и имеет неисключительные права: на продажу автомобилей Ниссан и запасных частей под товарным знаком Ниссан; оказание услуг по диагностике, техническому и сервисному обслуживанию, ремонту; использование Товарных знаков Ниссан исключительно с целью исполнения обязательств по Дилерскому Соглашению. При этом Дилер действует за свой собственный счет и от своего имени, развивая деятельность, направленную на поиск Конечных покупателей. Дилерское соглашение при этом не является договором поручения, комиссии либо агентирования и не порождает никаких правовых последствий кроме тех, которые прямо оговорены в нем. Взаимоотношения между Дилером и Компанией являются взаимоотношениями двух независимых сторон по договору, а не взаимоотношения принципала и агента. Соглашение не направлено на установление между ними отношений простого товарищества или отношений основного и дочернего общества.

В соответствии с п.6.6. Дилерского соглашения Дилер несет единоличную ответственность за соблюдение всех применимых законов, правил и стандартов в отношении рекламирования Товара.

В соответствии с Дилерским соглашением Дилер принимает на себя обязательства: «при производстве, размещении и распространении рекламных материалов соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о рекламе и антимонопольной деятельности».

Являясь самостоятельным юридическим лицом, Дилер несет полную ответственность за размещаемую им рекламу.

Кроме того, согласно условиями Дилерского соглашения Дилеру «не разрешается использование рекламных материалов, содержащих не все обязательные сведения и/или условия, определенные требованиями законодательства РФ о рекламе».

ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» сообщает, что Общество не изготавливало и не размещало (не является изготовителем и распространителем) указанных в Определении рекламных материалов с текстом «<...>», коммуникация которых осуществлялась ООО «Кан Авто-1» посредством социальной сети Instagram, равно как и не являлось заказчиком указанной рекламы.

Изготовителем и рекламодателем указанной рекламы, по доводам ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» является ООО «Кан Авто-1».

Также, согласно пояснениям ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС», Общество не осуществляло направление рекламного макета и иные связанные документы в том виде, в котором они размещены на официальной странице Nissan Кан Авто в сети Instagram.

Таким образом, на основании вышеизложенного ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» не является ни рекламодателем, ни рекламораспространителем, ни рекламопроизводителем указанной рекламы, имеющей признаки нарушения закона РФ «О рекламе», и, следовательно, не является лицом, в действиях которого содержатся признаки науршения Закона РФ «О рекламе».

Согласно письменным пояснениям ООО «РН Банк» (вх.№ 2799 от 04.03.2020г.). Одним из направлений учредительной деятельности АО «РН Банк» является кредитование физических лиц на приобретение транспортных средств. Для целей продвижения продуктов и услуг АО «РН Банк» на рынке розничного кредитования АО «РН Банк» действительно разрабатываются рекламные материалы. При этом, в рамках процессов внутреннего согласования Банка такие материалы в обязательном порядке проверяются на предмет соответствия и достаточности требованиям ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», а также разъяснениям Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, после чего могут быть использованы непосредственно Банком для коммуникации потребителям рекламы.

Согласно условиям договора, заключенного между АО «РН Банк» и ООО «Кан Авто-1», последний обязан сообщать клиентам актуальные сведения о Банке, содержащиеся в переданных ему действующих информационных документах Банка (буклетах, отчетах, пр.).

В представленной ситуации Банк не является изготовителем и распространителем рекламных материалов с текстом: «<...>», коммуникация которых осуществлялась ООО «Кан Авто-1» посредством социальной сети Instagram. Банк не предоставлял в ООО «Кан Авто-1» устных или письменных указаний о его согласовании и/или необходимости его размещения посредством каких-либо каналов связи.

Заседание Комиссии было назначено на 18 марта 2020 года в 15 часов 30 минут, однако был объявлен перерыв до 25.03.2020 на 13 часов 45 минут, после перерыва заседание было продолжено.

А также в связи с тем, что в действиях ООО «Кан Авто-1» обнаружены дополнительно признаки нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», Комиссия Татарстанского УФАС России дополнительно квалифицировала действия ООО «Кан Авто-1» по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

Комиссия установила, что в нарушение требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» сообщение, рекламирующее финансовую услугу, не содержало сведений о лице, которое ее оказывает, а именно наименование АО «РН-Банк».

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Исходя из анализов документов установлено, что услуги кредитования по программе Nissan Finance осуществляется АО «РН-Банк». Предложение действительно для приобретения физическими лицами автомобиля Nissan Qashqai 2019 г.в. и рассчитано из следующих условий:

- первоначальный взнос – от 70% цены автомобиля;

- сумма кредита – от 100 000 руб.;

- валюта – рубль РФ;

- срок кредита – 2 года;

-процентная ставка – 0,1% годовых;

- возврат кредита – ежемесячные (аннуитетные) платежи;

- обеспечение возраста кредита – залог приобретаемого автомобиля;

- оплата страховых премий по договору страхования от Н/С и болезней с ООО «СК Кардиф» и договору КАСКО по любой программе «Nissan Страхование» сроком на 1 год.

- сроки – с 01.12.2019 по 31.12.2019.

Однако эти условия в рекламе предоставления кредита не содержались.

Доводы представителей ООО «Кан Авто-1» о том, что полную информацию можно было узнать, переходя по ссылке, не могут быть приняты Комиссией во внимание, так как данная ссылка не перенаправляла непосредственно на страницу в сети Интернет, где содержатся условия и наименование банка предоставляющего кредит, а лишь указывалось, что необходимо каждый раз переходить по ссылке. При этом переход потребителей на сайт рекламодателя фактически означает, что реклама размещенная ООО «Кан Авто-1» выполнила часть своей функции и заинтересовала потребителей.

Таким образом, информация обо всех условиях кредитования не была доведена до потребителей надлежащим образом, отсутствовала  часть существенной информации, а именно наименование или имя лица, оказывающего услуги кредитования или осуществляющего данную деятельность, полная стоимость кредита, условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита.

Кроме того, ООО «Кан Авто-1» несмотря на неоднократные предложения Комиссии о представлении адреса сайта в котором были указаны все условия кредита под 0,1% на 2 года для приобретения автомобиля не представили, а лишь указывали , что предложения изменились и соответственно на сайте уже другие условия, по другим акциям.

Следует отметить, что объявление с текстом: <...>» было разовым, соответственно на момент рассмотрения дела реклама уже не размещалась, в связи с чем Комиссия Татарстанского УФАС России решила предписание не выдавать.  

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать рекламу финансовых услуг, распространённую ООО «Кан Авто-1» (420094, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Короленко, д. 58, корп. 20А, кабинет №8; ИНН 1657195541) в сети Instagram с текстом: «<...>», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1, 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с тем, что данная реклама уже устранена.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны