Предупреждение №АШ-05/8892 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №П05-46/2023 о прекращении действий (бездейст... от 25 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АШ-05/8892 от 25.08.2023 г.

В Татарстанское УФАС России поступило обращение (вх. №5817 от 07.06.2023), содержащее обстоятельства, свидетельствующие о возможных признаках нарушения МУП «Водоканал» (ИНН: 1653006666) антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения указанного обращения, анализа поступивших материалов Татарстанским УФАС России установлено следующее.

Между МУП «Водоканал» и нижеперечисленными лицами заключены следующие договоры холодного водоснабжения и водоотведения:

ИП <…> (ИНН: <…>) договор №11/8779 от 21.09.2017 г. Граница эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности по водопроводу ВК-1, ВК-2 — водопроводные колодцы на водопроводе диаметром 300 мм по ул. Оренбургский тракт.

ФГБУ «Россельхозцентр» (ИНН: 7708652888) договор №11/2325 от 01.01.2023 г. Граница эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности по водопроводу ВК-1, ВК-2 — водопроводные колодцы на водопроводе диаметром 300 мм по ул. Оренбургский тракт.

ООО «Ял» (ИНН: 1659073725) договор №11/13250 от 31.07.2015 г. Граница эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности по водопроводу водопроводный колодец на водопроводе диаметром 300 мм ВК-1 по ул. Оренбургский тракт.

ИП <…> (ИНН: <…>) договор №11/600402 от 19.08.2022 г. Граница эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности по водопроводу ВК-1, ВК-2 – водопроводные колодцы на водопроводе диаметром 300 мм по ул. Оренбургский тракт, ВК-3 – водопроводный колодец на водопроводе диаметром 110 мм.

ОАО «Казанская Ярмарка» (ИНН: 1653020029) договор №11/2428 от 30.03.2023 г. Граница эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности по водопроводу ВК-1, ВК-2 – водопроводные колодцы на водопроводе диаметром 300 мм по ул. Оренбургский тракт, ВК-3 – водопроводный колодец на водопроводе диаметром 110 мм, т.А, т.Б      - внешняя стена здания по ул. Оренбургский тракт, 8.

ФГАУ ДПО «УМЦ ФАС» (ИНН: 1659113632) договор №11/12595 от 09.01.2019 г. Граница эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности по водопроводу ВК-1, ВК-2 – водопроводные колодцы на водопроводе диаметром 300 мм по ул. Оренбургский тракт.

ИП <…> (ИНН: <…>) договор №11/2414 от 22.05.2018 г. Граница эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности по водопроводу ВК-1, ВК-2 – водопроводные колодцы на водопроводе диаметром 300 мм по ул. Оренбургский тракт.

Данный участок сети водоснабжения и водоотведения никому из вышеперечисленных организаций не принадлежит, не строились ими или за их счет, не находиться на балансе и не обслуживаются ими.

Участки сети водоснабжения и водоотведения от внешних стен зданий, расположенных по адресу: г. Казань, Оренбургский тракт, д. 8, 20, 20а, 24 и по ул. Даурская 14, до места соединения с централизованными сетями МУП «Водоканал» являются бесхозными.

Однако не смотря на тот факт, что участок сети водоснабжения и водоотведения по ул. Оренбургский тракт, г. Казань является бесхозным МУП «Водоканал» отказывается его содержать и осуществлять ремонт.

Заявители просят закрепить за МУП «Водоканал» обслуживание бесхозного, аварийного участка, внести изменения в договора водоснабжения и водоотведения в части установления границ эксплуатационной ответственности.

МУП «Водоканал» осуществляет свою деятельность с 08.10.2002 г., основным видом деятельности является забор, очистка и распределение воды.

Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 09.02.2018 №605 «О гарантирующих организациях в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования г. Казани» МУП «Водоканал» наделен статусом гарантирующей организации.

В пункте 2.4 данного Постановления установлена обязанность МУП «Водоканал» обеспечить эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в случае их выявления.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении).

В соответствии с статьей 7 Закона о водоснабжении, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров холодного водоснабжения и водоотведения.

Действующим законодательством Российской Федерации установлены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644 (далее – Правила №644).

Согласно пункту 4 Правил №644 холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

Порядок заключения договоров холодного водоснабжения регламентирован Правилами №644.

Согласно пункту 5 статьи 8 Закона о водоснабжении в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам со дня подписания с органом местного само­управления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, законодателем закреплено, что бремя содержания бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения возникает у гарантирующей организации.

В связи с тем, что МУП «Водоканал» является гарантирующим поставщиком, ответственность за бесхозяйные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения лежит на организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Момент возникновения обязанности по содержанию не может совпадать и с моментом постановки вещи на учет в качестве бесхозяйной, т.е. с моментом подтверждения факта отсутствия у нее собственника. Принятие мер по сохранности имущества требуется с момента обнаружения факта заброшенности вещи либо отказа от нее собственника.

Согласно пункту 1, пункту 2 Правил №644 организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение определена как организация водопроводно-канализационного хозяйства.

Понятие границ балансовой принадлежности определено в пункте 1 Правил №644. Границей балансовой принадлежности признается граница раздела собственности, указанная граница определяет границу эксплуатационной ответственности, которая подразумевает бремя содержания объекта управляющей компанией, ресурсоснабжающей организацией или собственниками.

Границей эксплуатационной ответственности является линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации (обеспечению эксплуатации) этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.

Из анализа правовых актов следует, что граница балансовой принадлежности делит инженерные сети по признаку собственности или иного законного владения, а граница эксплуатационной ответственности предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания инженерных коммуникаций.

Согласовывая границы эксплуатационной ответственности, стороны предусматривают порядок содержания и эксплуатации инженерных сетей и оборудования. Акт разграничения эксплуатационной ответственности является техническим документом, формой, позволяющей отразить такое согласование. Кроме того, все рассмотренные нормативные документы также предполагают подписание этого акта при заключении договора ресурсоснабжения.

В соответствии с пунктом 31.1 Правил №644 указываемая в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности абонента и гарантирующей организации по водопроводным сетям устанавливается:

а) если абонент владеет объектами централизованной системы холодного водоснабжения, - по границе балансовой принадлежности таких объектов абоненту;

б) в остальных случаях – по внешней границы стены объекта абонента, подключенного к централизованной системе холодного водоснабжения.

Абоненты не владеют на каком-либо праве объектами централизованной системы холодного водоснабжения, а также сетью водоотведения от стен здания до места соединения с централизованными сетями МУП «Водоканал» Оренбургский тракт, г. Казань.

Из чего следует, что границей будет являться внешняя стена объектов Абонентов, то есть зданий, расположенных по адресу: г. Казань, Оренбургский тракт, д. 8, 20, 20а, 24 и по ул. Даурская 14.

Таким образом, на ИП <…>, ФГБУ «Россельхозцентр», ООО «Ял», ИП <…>, ОАО «Казанская Ярмарка», ФГАУ ДПО «УМЦ ФАС» и ИП <…> возлагается незаконное бремя содержания и обслуживания бесхозных сетей по ул. Оренбургский тракт.

Водопроводно-канализационная продукция представляет собой жизненно важное и социально значимое благо первой необходимости в сфере жизнеобеспечения населения.

По смыслу части 1 статьи 13 Закона о водоснабжении, по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, осуществляющий водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, является субъектом естественной монополии.

Таким образом, деятельность МУП «Водоканал» относится к естественным монополиям и общество занимает доминирующее положение на указанном рынке.

Соответственно, на МУП «Водоканал» распространяются требования статьи 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами.

Таким образом, в действиях МУП «Водоканал» содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях регионального оператора МУП «Водоканал» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Татарстанское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждает МУП «Водоканал» о необходимости устранения признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно исключить из актов разграничения эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности (по договорам: №11/8779 от 21.09.2017 г., №11/2325 от 01.01.2023 г., №11/13250 от 31.07.2015 г., №11/600402 от 19.08.2022 г., №11/2428 от 30.03.2023 г., №11/12595 от 09.01.2019 г., №11/2414 от 22.05.2018 г.) положение, необоснованно возлагающие на Абонентов бремя содержания и обслуживания бесхозяйных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Оренбургский тракт.

Предупреждение подлежит выполнению в течение 35 (тридцати пяти) дней с момента получения настоящего документа.

О выполнении предупреждения сообщить в Татарстанское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

[должностное лицо] <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны