Решение №04-04/10516 Решение по делу №016/07/3-1386/2023 от 10 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/10516 от 10.10.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика ДЦ МЗ РТ – <…> – [должностное лицо], <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителя заявителя ООО «Зелмедсервис» - <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев жалобу заявителя ООО «Зелмедсервис» (вх. №10229/ж от 28.09.2023 г.) на действия заказчика ДЦ МЗ РТ при проведении закупки по извещению №32312781550 на предмет: «Приобретение аппарата рентгеновского для

флюорографии легких цифровой»

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, №32312781550 размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 20.09.2023 года.

Начальная (максимальная) цена договора– 5 962 166,67 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушением норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Государственного автономного учреждения Республики Татарстан "Диспетчерский центр Министерства здравоохранения Республики Татарстан" (далее – Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Относительно довода заявителя об установлении противоречивых данных о наличии у участника лицензии на техническое обслуживание медицинской техники.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В информационной карте аукционной документации (п.23) Заказчиком не были установлены дополнительные требования к участникам размещения заказа, что противоречит, по мнению заявителя, установленному в техническом задании закупки требованию к поставщику оборудования о наличии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники.

По мнению заявителя, выявленные противоречия в разных разделах документации не дают сделать однозначный вывод о том, требуется ли предоставление лицензии на обслуживание медицинской техники от участника закупки.

В техническом задании аукционной документации в требованиях к поставщику оборудования установлено требование о наличии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники.

В требованиях к порядку подачи заявок на участие в аукционе Заказчиком не установлено требование непосредственно к участникам о предоставлении соответствующей лицензии при участии в закупке.

В ходе заседания Комиссии представителями Заказчика было подтверждено, что требование о наличии о наличии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники применяется к победителю закупки на этапе исполнения контракта по результатам определения поставщика.

Комиссия отмечает, что отражение в техническом задании аукционной документации вышеустановленного Заказчиком требования указывает лишь на необходимость наличия у поставщика лицензии на техническое обслуживание медицинской техники, что в последующем будет подтверждаться предоставлением соответствующих документов уже при осуществлении поставки товара.

Таким образом, в указанном случае противоречий при установлении требований к участникам закупки Комиссией в действиях Заказчика не усматривается.

Довод заявителя признан необоснованным.

2.Относительно довода заявителя о неправомерном требовании о наличии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники.

В соответствии с часть 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Предметом рассматриваемой закупки является поставка медицинских изделий (Аппарат рентгеновский для флюорографии легких цифровой), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе деятельность по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 469 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническом) обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридическою лица и индивидуального предпринимателя) медицинской техники» техническое обслуживание медицинской техники включает в себя действия по монтажу наладке, контролю технического состояния, периодическое и текущее техническое обслуживание и ремонт медицинской техники.

При этом поставка медицинского оборудования не является лицензируемым видом деятельности.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2129 (ред. от 30.11.2021) "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1445 и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" лицензируемая деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий представляет собой периодическое и внеплановое техническое диагностирование, восстановление работоспособности, монтаж и наладку медицинских изделий из групп по классам потенциального риска применения, предусмотренных приложением N 1 к настоящему Положению, для которых указанные работы предусмотрены нормативной, технической или эксплуатационной документацией производителя.

В свою очередь медицинская техника - медицинские изделия (за исключением 1-го класса потенциального риска применения), подлежащие техническому обслуживанию и представляющие собой, в том числе, медицинское оборудование.

С учетом изложенного, учитывая, что поставка медицинского оборудования и монтаж, наладка такого оборудования являются технологически и функционально связанными товарами, работами (услугами), в указанном случае требование о наличии лицензии со стороны Заказчика правомерно.

Кроме того, как было установлено ранее, в техническом задании закупочной документации требование о наличии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники было установлено Заказчиком к поставщику, а не к потенциальным участникам на стадии допуска к участию в закупке.

Следовательно, в рассматриваемом случае в действиях Заказчика не усматривается нарушений требований действующего законодательства о закупках.

Довод заявителя признан необоснованным.

Относительно довода заявителя о неправомерном требовании Заказчика об осуществлении поставщиком ввода в эксплуатацию медицинской техники без привлечения соисполнителей.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В техническом задании закупочной документации в требованиях по сопутствующему монтажу поставленного оборудования, пуско-наладочным и иным работам Заказчиком было установлено требование о том, что ввод в эксплуатацию медицинской техники должен проводиться поставщиком без привлечения соисполнителей в соответствии с методическими рекомендациями «Техническое обслуживание медицинской техники», утвержденных Минпромнауки РФ (10.10.03г.) и МЗ РФ  (24.09.03г.) и нормативно-технической документацией на данное оборудование.

В рамках требований закона о закупках заказчик вправе любым, не противоречащим законодательству способом обеспечить получение товаров, работ, услуг с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также обеспечить эффективное использование денежных средств.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречит принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

В целях защиты имущественных интересов заказчика от недобросовестного поведения победителя закупки при поставках товарах, выполнении работ, оказании услуг по договору, заключаемому по результатам закупки, и вводится требование о предоставлении обеспечения исполнения договора.

При этом, выбор способов обеспечения исполнения договорных обязательств и порядок их применения не относятся к процедуре проведения закупки, реализуются сторонами в рамках гражданских правоотношений.

В силу положений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Включение заказчиком в Документацию о закупке дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, безусловно, сужает круг потенциальных участников проводимых закупок.

Вместе с тем, такие действия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, Закона о закупках лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.

Из установленных требований в документации о конкурентном отборе следует, что необходимость осуществления непосредственно поставщиком ввода в эксплуатацию медицинской техники применяется Заказчиком к победителю закупки при заключении договора по результатам проведения конкурентной процедуры и определения поставщика.

Заказчик при установлении данных требований руководствовался необходимостью обеспечения защиты собственных интересов, защиты от недобросовестных поставщиков, контроля за целевым использованием денежных средств и обоснованностью осуществления расходов по договору, для чего были и введено в рассматриваемом случае указанные требования.

Требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере были отнесены ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом требования осуществлению поставщиком ввода в эксплуатацию медицинской техники были сформулированы Заказчиком в непротиворечие с требованиями Закона о закупках, с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности.

Учитывая, что Заявителем не представлено достаточных доказательств, подтверждающих изложенное в жалобе, довод Заявителя не находит своего подтверждения и признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «Зелмедсервис» (вх. №10229/ж от 28.09.2023г.) на действия заказчика ДЦ МЗ РТ при проведении закупки по извещению №32312781550 на предмет: «Приобретение аппарата рентгеновского для

флюорографии легких цифровой» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны