Решение №ВЧ-08/12109 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/28- 1252/2021 о нарушении законодате... от 24 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх № ВЧ-08/12109 от 24.09.2021

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/28-1252/2021 в отношении [физического лица] факту распространения рекламы в сети Instagram с текстом: «Мы сделаем для вас качественный подбор новостройки… а ещё вместе с нами ипотека 3,9 %... Эта ставка на весь…срок все просто и бесплатно… эксперты гарантируют безопасность на всех этапах сделки… экономия составит до 800 000 Р и никаких комиссий», что имеет признаки нарушения части 3,14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения государственного надзора в сфере рекламы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) был установлен факт распространения рекламы в сети Instagram с текстом: «Мы сделаем для вас качественный подбор новостройки… а ещё вместе с нами ипотека 3,9 %... Эта ставка на весь…срок все просто и бесплатно… эксперты гарантируют безопасность на всех этапах сделки… экономия составит до 800 000 Р и никаких комиссий», что имеет признаки нарушения Закона «О рекламе».

Фотоизображения Рекламного объявление представлено ниже:

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация со сведениями: «Мы сделаем для вас качественный подбор новостройки… а ещё вместе с нами ипотека 3,9 %... Эта ставка на весь…срок все просто и бесплатно… эксперты гарантируют безопасность на всех этапах сделки… экономия составит до 800 000 Р и никаких комиссий» в силу статьи 3 Закона «О рекламе» является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к финансовым услугам (ипотека) [физического лица].

Ипотека по своей правовой природе является формой залога недвижимого имущества, при котором имущество является собственностью должника, но при этом его кредитор в случае невыполнения должником своих обязательств по выплате денежных средств получает право на реализацию заложенного ему недвижимого имущества в целях возврата переданных должнику денежных средств. Иными словами, обязательством должника является погашение кредита, а залог недвижимости является формой обеспечения исполнения финансовых обязательств должника перед его кредитором.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

В ходе анализа рекламного объявления с текстом: «Мы сделаем для вас качественный подбор новостройки… а ещё вместе с нами ипотека 3,9 %... Эта ставка на весь…срок все просто и бесплатно… эксперты гарантируют безопасность на всех этапах сделки… экономия составит до 800 000 Р и никаких комиссий», Управлением было установлено, что в рекламе отсутствуют все условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

При переходе на следующую страницу после нажатия «Подробнее», открывается страница, где также отсутствуют условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, а именно: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения (Письмо ФАС России от 31.07.2014 N АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг»).

Следующий переход открывает страницу с предложением начать чат с указанным номером «<…>».

Вместе с тем, в адрес Управления поступил ответ на запрос ПАО «МТС» (вх № 11877 от 31.08.2021 г.), согласно которому номер, представленный в рассматриваемом рекламном объявлении, а именно <…>, закреплен за [физическим лицом].

В ходе рассмотрения настоящего дела в адрес [физического лица]. направлялся запрос о представлении информации и сведений.

В ответ на запрос [физическим лицом] были представлены письменные пояснения, исходя из которых следует, что пост носил исключительно информационный характер, не являлся рекламным предложением. Пост был выложен на личном аккаунте, нацелен на личных подписчиков с целью оказания консультации. Телефонный номер <…>, указанный на данном аккаунте, был зарегистрирован на [физического лица]. с апреля 2020 года и по настоящее время не используется и отключен от сети.

Однако, согласно сведениям ПАО «МТС», абонентский номер <…> был выделен [физическому лицу]в период времени с 27.04.2020 г. по 09.08.2021 г. От 09.08.2021 г.  числа действие договора было прекращено.

Кроме того, доводы [физического лица]. о том, что пост носил исключительно информационный характер, являются не обоснованными, поскольку из имеющихся в материалах дела скриншотов следует, что указанный пост размещался в качестве рекламы.    

В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие           (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение к которым направлена реклама.   

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с Письмом ФАС России от 21.03.2016 №АК/17292/16 «О рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности» согласно статье 7 Закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации, а также реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Кроме того, в силу части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Соответственно, в случае выявления рекламы финансовых услуг или финансовой деятельности лица, не обладающего требуемыми законодательством лицензией разрешением, аккредитацией, либо не включенного в соответствующий реестр или являющегося членом соответствующей саморегулируемой организации, такая реклама подлежит пресечению.

На заседание Комиссии [физическое лицо] не явился, представил письменные пояснения, из которого следует, что присутствовать на заседании не сможет, так как в настоящее время проживает и работает в другом городе.  

08.09.2021 г. Комиссией Татарстанского УФАС России по делу №016/05/28- 1252/2021 был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 15 сентября 20201 года.

Таким образом рассмотрение дела было назначено на 15 сентября 2021 года в 14 часов 20 минут.

На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 3, 14 статьи 28 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть [физическое лицо].

На основании вышеуказанного [физическому лицу]предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе, а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу, распространенную [физическим лицом]в сети Instagram с текстом: «Мы сделаем для вас качественный подбор новостройки… а ещё вместе с нами ипотека 3,9 %... Эта ставка на весь…срок все просто и бесплатно… эксперты гарантируют безопасность на всех этапах сделки… экономия составит до 800 000 Р и никаких комиссий», что имеет признаки нарушения части 3,14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Рекламодателем признать [физическое лицо].

[физическому лицу]предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны