Акт плановой выездной проверки №ИП-06/13033 Акт проверки в отношении Исполнительного комитета Елабужског... от 30 августа 2019 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП-06/13033 от 30.08.2019

На основании приказа от 06.08.2019 №01/332-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан (423600, Республика Татарстан, Елабужский район, город Елабуга, проспект Мира, 12, ОГРН: 1051655092202, Дата присвоения ОГРН: 30.12.2005, ИНН: 1646018237).

Срок проведения проверки: с 12.08.2019 года по 30.08.2019 года включительно.

Акт составлен членом инспекции, начальником отдела <     >

С копией приказа о проведении проверки ознакомлен:

____________________________________________________________________

(Ф.И.О, руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя с указанием даты, времени ознакомления)

Проверка проводилась инспекцией в составе:

Руководитель инспекции:

<…> – [должностное лицо]

Члены инспекции:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Предметом настоящей проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан.

Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства: за период с 01.01.2016 г. по дату завершения проверки.

Адрес проверяемой организации: 423600, Республика Татарстан, Елабужский район, город Елабуга, проспект Мира, 12.

Место проведения проверки: 423600, Республика Татарстан, Елабужский район, город Елабуга, проспект Мира, 12.

Инспекцией, проводившей проверку, были изучены документы и информация, предоставленные в соответствии с приказом Татарстанского УФАС России от 06.08.2019 №01/332-пр,

ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО

Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан (далее также – Исполнительный комитет) является исполнительно-распорядительным органом Елабужского муниципального района Республики Татарстан и действует на основании Положения, утвержденного решением Совета Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 16.05.2011 года №101.

Решением Президиума Совета Елабужского муниципального района Республики Татарстан №6 от 31.07.2019 года исполняющим обязанности руководителя руководителя Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан был назначен <     >.

Информация о количестве входящей, исходящей корреспонденции, постановлений, распоряжений Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан за период проверки представлена в следующей таблице.

Вид документа

2016 г.

2017 г.

2018 г.

На 14.08.2019

Распоряжения

364

456

475

301

Постановления

1756

1677

1887

1213

Входящие

9097

9589

10043

6137

Исходящие

2795

3176

5837

2529

 

В ходе проведения контрольных мероприятий, Инспекцией Татарстанского УФАС России было установлено следующее.

1. Инспекцией Татарстанского УФАС России проанализирована деятельность Исполнительного комитета по предоставлению субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за период проверки.

Так, постановлением Исполнительного комитета от 27.12.2017 г. № 1659 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями из бюджета Елабужского муниципального района (далее – Положение).

Согласно п. 2 Положения, субсидии предоставляются на безвозмездной основе на финансирование социальных проектов в рамках уставной деятельности по социальной поддержке некоммерческих организаций.

На основании Положения Исполнительным комитетом в период с 2016 по 2019 г.г. предоставлялись субсидии НО «Фонд содействия развития Елабужского муниципального района».

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредителем НО «Фонд содействия развития Елабужского муниципального района» является Совет Елабужского муниципального района.

Устав НО «Фонд содействия развития Елабужского муниципального района» утвержден решением Совета Елабужского муниципального района от 16.12.2015 №32.

Протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий некоммерческим организациям от 16 декабря 2016 г. принято решение о выделении НО «Фонд содействия развития Елабужского муниципального района» субсидии из местного бюджета в размере 1 100 000 рублей на организацию мероприятия, посвященного Новому 2017 году.

Денежные средства были предоставлены НО «Фонд содействия развития Елабужского муниципального района» на основании:

1) договора о предоставлении субсидии № 33 от 28.12.2016 г. в размере 700 000 рублей;

2) договора о предоставлении субсидии № 36 от 29.12.2016 г. в размере 400 000 рублей.

Согласно смете расходов на организацию проведения мероприятий «Новогодняя Ёлка», утвержденной Председателем Президиума НО «Фонд содействия развития Елабужского муниципального района», разными хозяйствующими субъектами оказаны услуги и выполнены работы на общую сумму 1 100 000 рублей. Инспекция отмечает, что, согласно смете, НО «Фонд содействия развития Елабужского муниципального района» самостоятельно не выполняло каких-либо работ, связанных с организацией культурно-массового мероприятия.

Протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий некоммерческим организациям от 22 декабря 2017 г. принято решение о выделении НО «Фонд содействия развития Елабужского муниципального района» субсидии из местного бюджета в размере 1 000 000 рублей на организацию мероприятия, посвященного Новому 2018 году.

Денежные средства были предоставлены НО «Фонд содействия развития Елабужского муниципального района» на основании договора о предоставлении субсидии № 27 от 27.12.2017 г. в размере 1 000 000 рублей.

Постановлением Исполнительного комитета от 13.12.2018 № 1788 постановлено провести конкурсный отбор 13 декабря 2018 г. по 19 декабря 2018 г по предоставлению субсидий некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Елабужского муниципального района.

Инспекция отмечает, что указанное постановлением не содержит цели предоставления субсидий.

Протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидий некоммерческим организациям от 21 декабря 2018 г. принято решение о выделении НО «Фонд содействия развития Елабужского муниципального района» субсидии из местного бюджета в размере 1 000 000 рублей на подготовку и проведение новогодних мероприятий на территории Елабужского муниципального района.

Денежные средства были предоставлены НО «Фонд содействия развития Елабужского муниципального района» на основании договора о предоставлении субсидии № 35 от 21.12.2018 г. в размере 1 000 000 рублей.

Согласно смете расходов на новогодние мероприятия 2018 – 2019 г.г., НО «Фонд содействия развития Елабужского муниципального района» понесла следующие расходы:

Контрагент

Услуги

Сумма (рублей)

ООО «Альпромтек»

Монтаж гирлянд

254 660

ИП Кривилев В. Ю.

Устройство лабиринта

120 000

ИП Климентьев

Подарочная карта для сельского поселения

20 000

ООО СК «Барс»

Транспортные услуги

170 000

ИП Иксанова Ф.Ф.

Аренда звукового оборудования

100 000

ООО «Охранное предприятие»

Услуги охраны

103 680

ООО «ДНС РИТЕЙЛ»

Подарочные карты

50 000

ООО «Реклама Центр»

Символ года

150 000

ООО «Рассвет»

Услуги питания

40 995

ИТОГО

1 009 335

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), согласно пункту 1 которой, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Как следует из вышеуказанных положений БК РФ, субсидии не могут быть предоставлены юридическому лицу вне связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, то есть из определения понятия предоставления субсидии следует, что она может быть предоставлена только в связи с производством (реализацией) товаров, оказанием услуг.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае возмещение затрат, возникших в результате оказания услуг по организации и проведению массовых и культурных мероприятий на территории Елабужского муниципального района, фактически являлось оплатой со стороны органа местного самоуправления оказанных для муниципальных нужд услуг конкретному хозяйствующему субъекту.

В связи с вышеизложенным, НО «Фонд содействия развития Елабужского муниципального района» осуществляло организацию культурных мероприятий по заказу муниципального образования для муниципальных нужд, результаты оказанных услуг потребляются неограниченным количеством лиц и контролируются названным муниципальным органом.

Необходимо отметить, что для обеспечения муниципальных нужд, связанных с проведением и организацией культурных мероприятий, должен привлекаться исполнитель муниципального задания путем проведения закупки.

Вместе с тем, осуществление закупок для муниципальных нужд регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пункт 2 данной нормы содержит исчерпывающий перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): - конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс); - аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион); - запрос котировок; - запрос предложений.

Статьей 93 Федерального закона №44-ФЗ предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Татарстанским УФАС России в ходе мониторинга информации, содержащейся в Единой информационной системы в сфере закупок, установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов, округов Республики Татарстан осуществляют закупки услуг по организации культурно-массовых мероприятий, в том числе по празднованию Нового года, в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), в том числе осуществлять заключение договоров, соглашений, способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Необходимо отметить, что непроведение аукциона, подразумевающее состязательность участников, в случаях, когда его проведение обязательно, не может не влиять на состояние конкуренции.

Инспекция отмечает, что работы в целях организации праздничных мероприятий оказывались множеством хозяйствующих субъектов, вместе с тем, субсидии предоставлялись конкретной организации, которая впоследствии осуществляло перераспределении бюджетных средств в отсутствие конкурентного отбора.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании изложенного, действия Исполнительного комитета по предоставлению субсидий НО «Фонд содействия развития Елабужского муниципального района» для организации культурных мероприятий для муниципальных нужд содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Постановлением Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан № 887 от 03.08.2015 утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан.

Приложением к схеме определено место расположения каждой рекламной конструкции на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан в соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе)

Схема применяется при распространении рекламы с использованием щитов, стендов, электронных табло и иных технических средств наружной рекламы, представляющих собой рекламные конструкции.

Схема применяется в отношении рекламных конструкций, расположенных на стенах и крышах зданий, конструктивных элементах сооружений и отдельно стоящих на территории, свободной застройки.

При использовании Схемы предметом регулирования являются вид и местоположение размещения рекламной конструкции.

В соответствии с Приложением к Постановлению Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан №887 от 03.08.2015 г. на территории Елабужского муниципального района предусмотрено размещение 260 рекламных конструкций.

В ходе проведения плановой проверки инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан был составлен акт фиксации рекламных конструкций от 9 августа 2019 года, расположенных на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан, являющимся приложением к настоящему акту проверки.

Согласно информационной справке (исх. №20/04 от 04.02.2019), представленной Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района, торги на право размещения и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Елабужского муниципального района не проводились, договора на право размещения рекламных конструкций не заключались. Торги в форме конкурса запланированы на 11 октября 2019 года. На сегодняшний день проекты постановлений Исполнительного комитета Елабужского муниципального района «О порядке подготовки и проведения торгов на право размещения и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Елабужского муниципального района» и «О порядке выявления и демонтажа рекламных конструкций незаконно размещенных на территории Елабужского муниципального района» повторно направлены в прокуратуру для проверки.

Из предоставленных Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района материалов установлено, что 4 июля 2019 года Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района были выданы предписания о необходимости демонтажа (в течении 30 дней) рекламных конструкций следующим организациям: ООО «Медиастар», ООО «Гелиос-НК», ООО «Диз-рекл», <     >.ООО «Галант», однако в результате проверки было установлено, что по истечении заданного срока рекламные конструкции не демонтированы.

В ходе плановой проверки Исполнительного комитета Елабужского муниципального района, Управлением выявлены факты размещения тринадцати рекламных объектов в виде вывесок и рекламных растяжек (Приложения 1, 2, 3, 4, 5 ,6, 7, 8, 9, 10, 11, к Акту фиксации) расположенных по адресу: РТ, г.Елабуга, пр.Нефтяников, д.27; РТ, г.Елабуга, пр. Нефтяников, д. 20; РТ, г.Елабуга, пр. Нефтяников, д.19; РТ, г.Елабуга, пр. Нефтяников, д.16; РТ, г.Елабуга, пр. Нефтяников, д.12; РТ, г.Елабуга, пр. Нефтяников, д.1а; РТ, г.Елабуга, ул. Пролетарская, д. 34; РТ, г.Елабуга, ул. Интернациональная, д.1; РТ, г.Елабуга, пр. Мира, д.65; РТ, г.Елабуга, пр. Мира, 69; РТ, г. Елабуга, пр. Мира, д.28; а так же четырех стационарных рекламных конструкций (Приложения 12, 13, 14, 15 к Акту фиксации) расположенных по адресу: РТ, г. Елабуга пр. Нефтяников  около дома 24; РТ, г. Елабуга, пр. Нефтяников, около дома 15; РТ, г. Елабуга,ул. Интернациональная около дома д.1; РТ, г. Елабуга, пр. Нефтяников, около дома 12,  на установку и эксплуатацию которых Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан не было выдано разрешения, что содержит признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при размещении рекламных конструкций.

В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

Согласно статье 4 Закона о рекламе отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регулируются данным Федеральным законом, а также принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В силу части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Таким образом, часть 5.1 статьи 19 Закона о рекламе устанавливает единственный способ заключения договоров на установку рекламных конструкций на земельном участке, здании, недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности – торги, и не содержит каких-либо исключений.

Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Согласно пункту 2 части 11 статьи 19 Закона о рекламе к заявлению на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции прилагается, в том числе, подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.

Вместе с тем, согласно части 17 статьи 19 Закона о рекламе разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Следовательно, по смыслу положений части 17 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления в момент принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции должен обладать информацией о дате заключения договора на установку рекламной конструкции и сроке его действия.

Таким образом, необходимыми условиями установки рекламной конструкции являются разрешение, выдаваемое органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществить её установку, и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный ранее выдачи соответствующего разрешения на основании проведения процедуры торгов.

Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не предполагают предоставления ему Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством позволения размещения рекламной конструкции без проведения торгов и без выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Не проведение торгов не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем, что в свою очередь приводит к ограничению допуска всех возможных лиц, претендующих на заключение договоров на размещение рекламных конструкций, к участию в торгах.

Таким образом, не проведение торгов на установку и размещение рекламных конструкций и отсутствие разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций позволяют сделать вывод о незаконном использовании муниципальной земли Елабужского района Республики Татарстан. Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан не предпринимаются меры об устранении выявленных фактов нарушения.

На основании вышеизложенного, Инспекция приходит к выводу о наличии в бездействии (действиях) Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части не проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан и отсутствия муниципального контроля за эксплуатацией рекламных конструкций на территории Елабужского  муниципального района при отсутствии выданных разрешений.

3. Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан №887 от 03.08.2015 утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан, в том числе расположенных вдоль трассы федерального значения М7.

В ходе плановой проверки Исполнительного комитета Елабужского муниципального района, Управлением выявлены следующие признаки нарушения Закона о защите конкуренции при размещении рекламных конструкций вдоль трассы федерального значения М7.

Выявлены факты размещения трех стационарных рекламных конструкций, расположенных вдоль трассы федерального значения М7 на установку эксплуатацию которых Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан не было выдано разрешения (Приложения 16, 17 к Акту фиксации) расположенных: трасса М7 1016 км; трасса М7 1026 км;

В соответствии с пунктом 5.8 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 6 Закона о рекламе в случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество, при наличии согласия такого собственника и с соблюдением требований, установленных частью 5.1Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог не общего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Трасса М7 входит в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения".

Таким образом, на основании вышеизложенных норм, у Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан имеется обязанность по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию стационарных рекламных конструкций, расположенных вдоль трассы федерального значения М7.

Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 названной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Таким образом, необходимыми условиями установки рекламной конструкции являются разрешение, выдаваемое органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществить её установку.

Отсутствие разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций позволяют сделать вывод о незаконном использовании муниципальной земли Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан не предпринимаются меры об устранении выявленных фактов нарушения.

На основании вышеизложенного, Инспекция приходит к выводу о наличии в бездействии (действиях) Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части отсутствия муниципального контроля за эксплуатацией рекламных конструкций, расположенных вдоль трассы федерального значения М7 на территории Елабужского муниципального района, при отсутствии выданных разрешений.

4. Постановлением Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан № 740 от 20.06.2017 внесены изменения в Постановление Исполнительного комитета Елабужского муниципального района № 1227 от 16.09.2016 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Елабуга».

Однако согласно информационной справке за подписью начальника организационного отдела Исполнительного комитета Елабужского муниципального района, представленной Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района, реестра договоров на право размещения нестационарных торговых объектов, действующих на территории Елабужского муниципального района, не имеется, реестр проведенных за период проверки торгов на право размещения нестационарных торговых объектов с указанием номера извещения, лота, победителя, цены, номера и даты заключенного договора также не ведется.

Постановлением № 1440 от 20.11.2017 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории поселений Елабужского Муниципального района, пунктом 15 которого определено, что предоставление заявителям права на размещение нестационарного торгового объекта в местах, определенных схемой размещения, осуществляется на основании договора на право размещения нестационарного торгового объекта, заключаемого по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона.

В ходе проведения плановой проверки инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан был составлен акт фиксации от 9 августа 2019 года нестационарных торговых объектов, расположенных на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан, являющимся приложением к настоящему акту проверки.

Выявлены факты размещения шести нестационарных торговых объектов, не указанных в утверждённой схеме размещения нестационарных торговых объектов (Приложения № 1, 2, 3, 4, 5, 6 к Акту фиксации), расположенных по адресу:

- РТ, г. Елабуга, пр. Нефтяников, д.35;

- РТ, г. Елабуга, пр. Нефтяников, д.31;

- РТ, г. Елабуга, пр. Нефтяников, д.3а;

- РТ, г. Елабуга, пр. Мира, д.65;

- РТ, г. Елабуга, пр. Мира, д. 55;

- РТ, г. Елабуга, пр. Нефтяников, д.35.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охрана земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле).

В силу ч. 1 ст. 10 Закона о торговле размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

На основании вышеизложенного, использование земельного участка под хозяйственную деятельность без разрешительной документации, без подписания договора в отношении земельного участка нарушает антимонопольное законодательство, так как неизвестные лица использует в своей предпринимательской деятельности муниципальный земельный участок без разрешительных документов и заключенного договора в отношении земельного участка, что приводит, или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, путем размещения нестационарных торговых объектов неустановленными лицами используется участок из земель муниципальной собственности без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том еѐ виде, в каком это требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

На основании вышеизложенного, Инспекция приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части не проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Елабужского муниципального района и отсутствия муниципального контроля за размещением нестационарных торговых объектов на территории Елабужского муниципального района.

5. На территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан МКУ «Земельно-имущественной палатой Елабужского муниципального района Республики Татарстан» создано МУП «Департамент ЖКХ и строительства Елабужского муниципального района».

Распоряжением МКУ «Земельно-имущественной палатой Елабужского муниципального района Республики Татарстан» от 28.02.2019 №02-63 утвержден устав МУП «Департамент ЖКХ и строительства Елабужского муниципального района».

Согласно пункту 2.2. устава МУП «Департамент ЖКХ и строительства Елабужского муниципального района», создано в целях удовлетворения общественных потребностей в сфере жилищно-коммунального хозяйства и строительства, а также  получение прибыли.

Одним из видов деятельности предприятия, согласно пункту 2.3 Устава, является организация подготовки и согласование проектов правовых актов по вопросам регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Согласно схеме оперативного управления взаимодействия по решению вопросов местного значения органами местного самоуправления и МУП «Департамент ЖКХ и строительства Елабужского МР РТ», Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района Республики Татарстан делегировано полномочие унитарному предприятию по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Федеральный закон от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет в соответствии с Гражданским кодексом РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

- необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

- необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств.

Названный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, поэтому недопустимо осуществление государственными или муниципальными предприятиями деятельности, не указанной в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». 

Под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с нормами антимонопольного законодательства МУП «Департамент ЖКХ и строительства Елабужского муниципального района» является хозяйствующим субъектом.

Согласно п.2 ст.5 Федерального закона №210 от 30.12.2004 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования; публикуют информацию о тарифах и надбавках, об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ.

Вместе с тем, как следует из представленных в материалы проверки документов, вышеуказанными полномочиями наделили МУП «Департамент ЖКХ и строительства Елабужского муниципального района».

Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Несмотря на то, что перечень вопросов местного значения определен главой 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", реализация указанных полномочий должна осуществляться с соблюдением запретов, установленных Законом о защите конкуренции.

Часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления.

Следует обратить внимание, что часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции не содержит указание на обязательное наличие негативных последствий или угрозы их наступления, как для конкуренции на каком-либо товарном рынке или торгах, так и на какие-либо другие негативные последствия. То есть этот запрет носит безусловный характер, а описываемые действия запрещены, даже если они оказывают влияние на рынок, конкуренция на котором отсутствует.

На основании вышеизложенного, действия Исполнительного комитета содержат признаки нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в наделении МУП «Департамент ЖКХ и строительства Елабужского муниципального района» полномочиями по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

 6. По результатам анализа закупочной деятельности Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан установлено следующее.

Объем (количество, стоимость) закупок, проведенных в форме аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, запроса предложений, конкурса с единственным поставщиком в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), представлен в следующей таблице.

2017 год

Электронный аукцион

Запрос котировок

Запрос предложений

Открытый конкурс

Единственный поставщик

Общая стоимость

20 607 933,98

962 750

0,00

0

2 678 045,34

Общее количество

50

7

0

0

68

Итого общий объем закупок за 2017 год

24 248 729,32

2018 год

Электронный аукцион

Запрос котировок

Запрос предложений

Открытый конкурс

Единственный поставщик

Общая стоимость

49 424 756,79

0,00

0,00

35 280,30

2 572 073,93

Общее количество

40

0

0

1

109

Итого общий объем закупок за 2018 год

52 032 111,02

2019 год

Электронный аукцион

Запрос котировок в электронной форме

Запрос предложений в электронной форме

Открытый конкурс в электронной форме

Единственный поставщик

Общая стоимость

37 032 548,22

0,00

0,00

0,00

1 475 360,58

Общее количество

28

0

0

0

70

Итого общий объем закупок за 2019 год

38 507 908,80

             

Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществленных в 2017 и 2018 годах, государственным заказчиком размещен на 2017г – 21.03.2018г., на 2018г. – 28.03.2019г.

Доля закупок, которые заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций составила в 2017 году –29,99378%, в 2018 году – 16,69367%.

Выборочной проверкой закупок установлено следующее:

6.1 Извещение №0111300101619000223 от 27.05.2019г. на предмет: «Право заключения муниципального контракта на выполнение топографической съемки (масштаб 1:1500) земельного участка микрорайона «Голубой» г. Елабуга».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о Контрактной системе Заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки Заказчик должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии

Заказчиком в техническом задании к аукционной документации установлены общие требования к выполнению работ, а именно:

«при производстве работ руководствоваться: Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»; Приказом Минэкономразвития России от 23.11.2011г  № 693; - участник размещения закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым к лицам, осуществляющим кадастровую деятельность, в соответствии  с законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».».

Вместе с тем, Приказ Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 693 утратил силу с 1 января 2017 года в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 21.11.2016 N 733.

Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

6.2 Извещение № 0111300101619000209 от 08.05.2019г. на предмет: «Право заключения муниципального контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для исполнительного комитета Елабужского муниципального района в 2019 году».

В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Заказчиком в ответ на запрос о даче разъяснений были даны разъяснения без указания предмета запроса.

Таким образом, Заказчиком нарушены требования части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В ходе плановой документарной и выездной проверки, проведенной в отношении Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан выявлены следующие признаки нарушения антимонопольного законодательства:

1) действия Исполнительного комитета по предоставлению субсидий НО «Фонд содействия развития Елабужского муниципального района» для организации культурных мероприятий для муниципальных нужд содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2) в бездействии (действиях) Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части не проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан и отсутствия муниципального контроля за эксплуатацией рекламных конструкций на территории Елабужского  муниципального района при отсутствии выданных разрешений;

3) в бездействии (действиях) Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части отсутствия муниципального контроля за эксплуатацией рекламных конструкций, расположенных вдоль трассы федерального значения М7 на территории Елабужского муниципального района, при отсутствии выданных разрешений;

4) в действиях (бездействии) Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части не проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов на территории Елабужского муниципального района и отсутствия муниципального контроля за размещением нестационарных торговых объектов на территории Елабужского муниципального района;

5) действия Исполнительного комитета содержат признаки нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в наделении МУП «Департамент ЖКХ и строительства Елабужского муниципального района» полномочиями по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

6) в действиях Исполнительного комитета при проведении закупочной деятельности установлены следующие нарушения:

- нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе;

- нарушены требования части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

Запись в журнале учета проверок юридического лица внесена.

__________________________________________________________________

(подпись проверяющего)                                                   (подпись уполномоченного представителя                                                                                                         проверяемого)

Руководитель инспекции:

<…> – [должностное лицо]

Члены инспекции:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Приложение:

1) акт фиксации рекламных конструкций на ___ л.;

2) акт фиксации нестационарных торговых объектов на ____ л.

Акт составлен в 2-х экземплярах на 21 листах.

С актом проверки ознакомлен, 2-ой экземпляр акта с приложениями получен:

___________________/__________________________________

(подпись, уполномоченного представителя юридического лица, должность, Ф.И.О.)

Связанные организации

Связанные организации не указаны