Решение №04-04/10150 Решение по делу №016/07/18.1-1011/2019 от 11 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/10150 от 11.07.2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика ОАО «Сетевая компания» – <…> (доверенность от 25.12.2017 г. №119-13/8), <…> (доверенность от 05.07.2019 г. №119-13/151), <…> (доверенность от 15.10.2018 г. №119-13/564), в отсутствии представителей заявителя ООО «Элком» (до перерыва – <…> (доверенность от 07.07.2019 г. №б/н)), о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО «Элком» (вх. №10164/ж от 27.06.2019 г.), а также дополнения к жалобе (вх. №10955 от 10.07.2019г.) на действия заказчика ОАО «Сетевая компания» при проведении закупки №31907886687 на предмет: «2019/1-137 Поставка оборудования ОРУ110 кВ объекту «Строительство здания РУ 10 кВ с реконструкцией ПС 110 кВ Ленино с демонтажем здания ОПУ ПС 110 кВ Ленино»»,

У С Т А Н О В И Л А:

Изменение извещения о проведении предложения делать оферты в электронной форме №31907886687 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 21.06.2019 года.

Заказчик – ОАО «Сетевая компания».

Начальная (максимальная) цена контракта – 33 665 886 ,32 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии 8 июля 2019 года представил письменные и устные пояснения, а также документацию по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупке (далее – Положение), утвержденным Советом директоров ОАО «Сетевая компания» от «25» декабря 2018г.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно доводам заявителя, заказчиком установлены требования к виду привода выключателя, ограничивающие конкуренцию, так как требуемый заказчику выключатель с пружинно-гидравлическим приводом производит и укомплектовывает единственный завод-изготовитель ЗАО «ЗЭТО».

Пунктом 9.2 заказчиком установлены Технические требования на выключатель 110 кВ (917.18-ПС-ЭП.ОЛ6_Блок РТВ) на объекте ПС 110/10 кВ Ленино, а именно:

 

п/п

Технические характеристики

(наименование параметра)

Требуемые технические характеристики

Предложение участника

9.

Требования к конструкции

 

 

9.2

Вид привода (пружинный, гидравлический);

гарантийный срок не менее, мес.

Пружинно-гидравлический

84 мес

 

 

Согласно пояснениям заказчика, установление в технических требованиях (опросный лист №6) в пункте 9.2 пружинно-гидравлического вида привода, который будет использоваться на подстанции Ленино, обусловлено потребностями Заказчика.

Так, подстанция 110 кВ Ленино запитана от ЗайГРЭС, отпайкой от ВЛ 110 кВ ЗайГРЭС - Каргали. При этом:

-           ВЛ 110 кВ ЗайГРЭС - Каргали является одним из основных источников питания ПС 110 кВ Каргали;

-           ПС 110 кВ Каргали является узловой подстанцией, II степени сложности, питающей потребителей Камско-устьинского, Алексеевского, Спасского, Нурлатского, Аксубаевского, Новошешминского, Алькеевского районов, в том числе Потребителей II и I категории по надежности электроснабжения в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок, 7-е издание (глава 1.2), введенных Приказом МИНЭНЕРГО от 08.07.2002, № 204.

-           ПС 110 кВ Ленино, построена в 1982 г., является подстанцией II степени сложности, центром питания Потребителей Новошешминского района, относящихся, в том числе, к II категории по надежности электроснабжения.

Реконструкция подстанции ПС 110 кВ Ленино производится в целях замены отслужившего нормативные сроки электрооборудования, повышения надежности и качества электроснабжения потребителей.

С реконструкцией подстанции предусматривается снижение эксплуатационных затрат на содержание оборудования, в том числе - исключение наличия собственного персонала и переход на обслуживание бригадой ОВБ.

В соответствии с требованиями «Положения о технической политике ОАО «Сетевая компания», реконструкция ПС 110 кВ Ленино предусматривает установку необслуживаемого (малообслуживаемого) оборудования, в связи с чем повышены требования к его надежности, в том числе к приводам выключателей 110 кВ.

В целях надежного электроснабжения Потребителей (от ПС 110 кВ Ленино), недопущения аварийных отключений оборудования ПС 110 кВ Ленино, ВЛ 110 кВ ЗайГРЭС - Каргали, связанных в том числе с коммутационными перенапряжениями - к установке определены выключатели колонкового типа 110 кВ с пружинно-гидравлическими приводами.

Пружинно-гидравлический привод на сегодняшний день - современный вид привода выключателя 110 кВ и выше. Степень надежности работы выключателя повышается за счет применения пружинного накопителя энергии, встроенной гидравлической системы демпфирования, отсутствия внешних элементов высокого давления обеспечивается снижение рабочей энергии и уменьшение механических нагрузок на сам выключатель и его фундамент.

Кроме того, установление данного требования к виду привода обусловлено проектной документацией.

Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Согласно пункту 4 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.

В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России был объявлен перерыв по рассмотрению жалобы до 10 июля 2019 года для необходимости предоставления заказчиком проектной документации на строительство здания РУ 10 кВ с реконструкцией ПС 110 кВ Ленино с демонтажем здания ОПУ ПС 110 кВ Ленино.

После перерыва заявитель на заседание Комиссии не явился, направил дополнения к жалобе (вх. №10955 от 10.07.2019г.), содержащие аналогичные доводы о необоснованном требовании заказчика к виду привода, заказчик представил запрашиваемую копию из раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» проектной документации на строительство здания РУ 10 кВ с реконструкцией ПС 110 кВ Ленино с демонтажем здания ОПУ ПС 110 кВ Ленино» №СРО-П-Б-0108-13-2016 от 19 декабря 2016г.

Установлено, что проектировщиком указано следующее: «Учитывая, что высоковольтное электрооборудование ПС Ленино непосредственно влияет на степень надежности схемы электроснабжения Чистопольских электрических сетей в цепи от Заинской ГРЭС (ВЛ-110кВ «Заинская ГРЭС – Каргали 1, 2 цепь с отпайками») рекомендуется в качестве основного коммутационного оборудования 110 кВ применить элегазовые выключатели с пружинно-гидравлическими приводами (раздел 5, подраздел 7, часть 4, 917.18-ПС-ИОС7.4, том 5.7.4).

Кроме того, пунктом 1.9.1 установлено, что документацией о закупке требования в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования страны происхождения товара не установлены. В соответствии с указанным, документы (проектная, рабочая документация, спецификации, опросные листы, ведомости объемов работ, и пр.) представлены для сведения, и возможные указания на товарные знаки следует читать со словами «(или эквивалент)».

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчик вправе включить в документацию такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.

Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, учитывая, что заказчиком не установлены требования в отношении товарных знаков выключателя, а также требование о наличии пружинно-гидравлического привода установлено в соответствии с проектной документацией на объект, на участие в закупке было подано 5 заявок, довод заявителя является необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Элком» (вх. №10164/ж от 27.06.2019 г.), а также дополнения к жалобе (вх. №10955 от 10.07.2019 г.) на действия заказчика ОАО «Сетевая компания» при проведении закупки №31907886687 на предмет: «2019/1-137 Поставка оборудования ОРУ110 кВ объекту «Строительство здания РУ 10 кВ с реконструкцией ПС 110 кВ Ленино с демонтажем здания ОПУ ПС 110 кВ Ленино»», необоснованными.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны