Решение №АР-08/4900 Решение по делу №08-24/2019 о нарушении законодательства Рос... от 3 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-08/4900 от 03.04.2019

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №08-24/2019 в отношении <…> по факту распространения рекламной вывески «Ковры №1», размещенной по адресу: Республика Татарстан, ул. Ямашева, 36, корп. 3, что имеет признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии:

- <…>,

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведения государственного надзора на предмет соблюдения требований законодательства о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) был установлен факт распространения рекламной вывески «Ковры №1», размещенной по адресу: Республика Татарстан, ул. Ямашева 36, корп. 3 (Рис. 1), что имеет признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ «О рекламе».

В ходе анализа материалов было установлено, что владельцем вывески является <…> .

Управлением был отправлен запрос <…> для получения информации о наличии документов и сведений, подтверждающих что наименование «Ковры №1» является порядковым номером магазина среди сети магазинов Гранд Карпетс (Grand Carpets).

Управлением был получен ответ, исходя из которого установлено, что данная реклама используется только в качестве уточнения номерного обозначения магазина в сети «Grand Carpets» и не преследует цели обозначить торговую марку такими понятиями как: «ковры номер один в Казани», «ковры номер один в Республике Татарстан» или «ковры номер один в России».

Однако вышеуказанная вывеска «Ковры №1» может вводить потребителей в заблуждение относительно преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

Рекламная вывеска «Ковры №1» имеет признаки нарушения закона «О рекламе» в части содержания некорректного сравнения с аналогичными услугами иных хозяйствующих субъектов и (или) индивидуальных предпринимателей путем использования обозначений «№1» без указания конкретных характеристик и (или) параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, а также без указания ссылок на анализы и исследования, подтверждающие превосходство данного товара перед другими товарами и услугами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с письмом ФАС России от 30.09.2011 г. №АК/37027, к некорректному сравнению относятся случаи, когда делается вывод о превосходстве одного товара над другим, однако конкретные характеристики сравниваемых товаров не указываются. При этом в рекламе может приводиться, как сравнение рекламируемого товара с конкретным другим товаром, так и сравнение рекламируемого товара со всеми иными товарами путем использования «самый лучший», «№1». В отсутствие указания критерия такого сравнения создается впечатление, что рекламируемая услуга обладает заявленным преимуществом по всем критериям. Однако, данный вывод достоверен только в отношении одного или нескольких критериев, но не всех. Отсутствие в рассматриваемой рекламе существенной информации о том, что услуга является лучшей на определенной территории, искажает смысл рекламы и вводит в заблуждение потенциальных клиентов. Таким образом, для того, чтобы использовать в рекламе конструкции «лучший», «первый», «номер один» и т.д. необходимо привести конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Учитывая вышесказанное, рассматриваемая реклама содержит признаки недостоверности, а именно не даёт точной информации о преимуществах (цена) рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В ходе рассмотрения дела №08-24/2019 были представлены запрошенные документы, исходя из которых было выявлено, что <…> ведет торговую деятельность по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Ямашева 36, корп. 3 только с ноября 2016 года, а рекламная вывеска с наименованием «Ковры №1» была установлена с начала 2017 года. Ранее <…> осуществляла торговую деятельность по адресу: г. Казань, ул. Чистопольская 36.

На фасаде здания по вышеуказанному адресу размещалась вывеска: «САЛОН КОВРОВ GRAND CARPETS», что подтверждается фотографиями, представленными в запрашиваемых документах.

Согласно пояснениям <…> после переезда магазина ковров на новый адрес, а именно: г. Казань, ул. Ямашева 36, корпус 3 (здание Бизнес-центра «Паравита»), размещение вывески «САЛОН КОВРОВ GRAND CARPETS» не представлялось возможным, так как на фасаде недостаточно места для размещения настолько объемной вывески. Учитывая вышесказанное, ИП Васильева Д.В. разместила на внешнем фасаде здания только словосочетание «Ковры №1», а продолжение вывески внутри помещения.

К тому же на заседание Комиссии были представлены документы и фотографии, подтверждающие устранение вменяемого нарушения, а именно из рекламной вывески «Ковры №1» было удалено числовое обозначение «№1».

Однако, потребитель, обращая внимание на рекламную вывеску «Ковры №1» делает вывод о превосходстве данного товара над другим, однако конкретные характеристики сравниваемых товаров не указываются.

В отсутствие указания критерия такого сравнения создается впечатление, что рекламируемый товар обладает заявленным преимуществом по всем критериям. Однако, данный вывод достоверен только в отношении одного или нескольких критериев, однако не всех (в случае если заявленное преимущество недостоверно ни по одному из критериев, такая реклама должна признаваться недостоверной - в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе").

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать рекламную вывеску «Ковры №1» <…>, размещенной по адресу: Республика Татарстан, ул. Ямашева, 36, корп. 3, не соответствующей требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального Закона «О рекламе».

<…> предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, так как размещение на фасаде здания вывески «Ковры №1» прекращено, что подтверждается представленными документами.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны