Решение №04-04/52 Решение по делу №016/07/3-2478/2021 от 10 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/52 от 10.01.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика МУП «ДРЭУ Кировского района г. Казани» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 20.05.2021г. №б/н), в присутствии представителя заявителя ООО «АМК» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 10.03.2021г. №6), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «АМК» (вх. №16987/ж от 21.12.2021г.) на действия заказчика МУП «ДРЭУ Кировского района г. Казани» при проведении закупки №32110884692 на предмет: «Поставка запчастей и расходных материалов для Автогрейдера, Амкадоры, МКСМ, МТЗ»,

У С Т А Н О В И Л А:

Изменение извещения о проведении аукциона в электронной форме №32110884692 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 07.12.2021 года.

Заказчик – МУП «ДРЭУ Кировского района г. Казани».

Начальная (максимальная) цена договора – 6 000 000,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке в электронном виде, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Муниципального унитарного предприятия «Дорожное ремонтно-эксплуатационное управление Кировского района г.Казани» (далее – Положение), утвержденным 19.07.2021г.

В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Согласно разделу 9 информационной карты аукционной документации максимальное значение цены договора составляет 6 000 000,00 руб. (шесть миллионов рублей 00 копеек), Начальная сумма цен единиц товара 121 225 428,59 (Сто двадцать один миллион двести двадцать пять тысяч четыреста двадцать восемь рублей 59 копеек) «Шаг аукциона» составляет от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта. При снижении Начальной суммы цен единиц товара, цены за единицу в каждой позиции номенклатуры в спецификации снижаются пропорционально.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно доводам заявителя, заказчик в документации указал на потребность в товаре, который не относится к группе запасных частей и расходных материалов, а именно:

№ п/п

Номенклатура (Техническое задание Заказчика)

ед.изм

Начальная цена, руб. 

1768

Грабли-ворошилки "SUN ROSE 5" колесные

шт

113676,50

1769

Грабли-ворошилки "SUN ROSE 8" колесные

шт

207222,13

1864

Ковш 0,7 м3 basic+ (не БРС)

шт

105295,84

1891

Косилка дисковая навесная КДН-210

шт

491897,83

1892

Косилка роторная 1,35м LISICKI (без кардана, без чехла)

шт

182724,49

1893

Косилка роторная 1,65м LISICKI (без кардана, без чехла)

шт

182724,49

1913

КТМ-00.000 Косилка малогабаритная КТМ (МТЗ-082/132)

шт

113928,84

1944

Минитрактор Беларус-132Н (дв. HONDA 13л.с.) (колеса 6L-12) (см. комментарий)

шт

699882,83

1989

Отвал коммун. механический КО-2А (МТЗ-82,1,892,921,1025,1221,1523 шир 2,5м)

шт

138190,56

1990

Отвал коммунальный гидроповоротный, двухсторонний КО-3

шт

191484,77

2020

Погрузчик навесной фронтальный «Универсал-Basic 800 B (г/п 800кг не БРС)

шт

347487,68

2021

Погрузчик ПКУ-0,8-0, без рабочих органов (h=3,5м, г/п=800кг)

шт

243633,81

2022

Погрузчик ТУРС 1000-0 h=3.78m г/п-1000 кг (без р/о, без джойстика МТЗ-82, 892)

шт

417764,93

2118

Пресс-подборщик рулонный ПРФ-145 (без сист. автомат. контроля, шина 10,00)

шт

1222285,31

2119

Пресс-подборщик рулонный ПРФ-180 (без сист. автомат. контроля, шина 10,00)

шт

1294680,83

2287

Трактор Беларус-82.1-23/12-23/32 (Stage II)

шт

4156638,72

2354

ФР-00.700-Б Фреза почвообрабатывающая (МТЗ-132Н)

шт

109205,58

2378

Щетка МК-4.1 усил. колеса (шир 2м, 40-90 л.с.)

шт

216524,24

 

Согласно пояснениям заказчика, в таблице указаны оборудование, относящееся к навесному оборудованию к спец.технике, для которой проводится аукцион.

Позиции 1944 «Минитрактор Беларус-132Н» и позиции 2287 «Трактор Белорус-82» включены в документацию ошибочно. При составлении технического задания допущена техническая опечатка.

Таким образом, довод заявителя находит свое подтверждение в части указания в техническом задании заказчиком минитрактора Беларус-132Н и трактора Белорус-82, которые не относятся к запасным частям или расходным материалами.

Остальные позиции технического относятся к навесному оборудованию к спец.технике.

Указание не только запасных частей и расходных материалов возлагает на участника закупки, с которым будет заключен контракт дополнительные материальные затраты, которые не предусмотрены предметом контракта.

Учитывая, что в соответствии с извещением о проведении закупки предметом контракта является поставка запчастей и расходных материалов, указание заказчиком в расчете начальной максимальной цены договора в позициях 1944 и 2287 трактора является неправомерным.

Таким образом, довод заявителя признан частично обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «АМК» (вх. №16987/ж от 21.12.2021г.) на действия заказчика МУП «ДРЭУ Кировского района г. Казани» при проведении закупки №32110884692 на предмет: «Поставка запчастей и расходных материалов для Автогрейдера, Амкадоры, МКСМ, МТЗ» обоснованной в части указания в техническом задании сведений о необходимости поставки двух тракторов.

Признать заказчика МУП «ДРЭУ Кировского района г. Казани» нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать заказчику МУП «ДРЭУ Кировского района г. Казани» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны