Решение №ВЧ-08/11530 Решение по делу №016/05/18-1074/2023 от 1 ноября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №ВЧ-08/11530 от 01.11.2023 г.
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
рассмотрев дело №016/05/18-1074/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения СМС-рассылки рекламных сообщений на мобильный номер заявителя <…> с буквенного номера «<…>»<…>, что содержат признаки нарушений Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление, Татарстанское УФАС России) на рассмотрение поступило обращение (вх.№5797/ж от 07.06.2023) по факту распространения СМС-рассылки рекламных сообщений на мобильный номер заявителя <…> с буквенного номера «<…>»<…>.
Факт поступления смс-сообщения <…> подтверждается скриншотом и детализацией по абонентскому номеру.
СМС-сообщение поступило с буквенного номера «<…>». Скриншот представлен ниже.
<…>
Объектом рекламирования является компания ООО МКК Финтерика.
При переходе по веб-ссылке, указанной в тексте СМС-сообщения открывается интернет-сайт: <…>.
Согласно сведениям, размещенным на указанном веб-сайте, он принадлежит Обществу с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Большие деньги» (ИНН 9726011746, 117205, г. Москва, ул. Чертановская, д. 7А, оф. 121).
Управлением был отправлен запрос в адрес ООО Микрокредитная компания «Большие деньги», однако информация по состоянию на сегодняшний день не поступила.
Номер телефона Заявителя принадлежит сотовому оператору ПАО «МТС».
Управлением был отправлен запрос в ПАО «МТС», для установления владельца буквенного номера, с которого было направлено СМС-сообщение рекламного характера.
Согласно ответу ПАО «МТС» вышеуказанный буквенный номер принадлежит
ИП Моисеевой О.И. (<…>).
Согласно пояснениям ИП Моисеевой О.И. (вх.№8576 от 18.08.2023), смс-сообщение было направлено ПАО «МТС» в рамках услуги «МТС Маркетолог», согласно договора между ИП Моисеевой О.И. и ПАО «МТС».
У ИП Моисеевой О.И. нет персональных данных пользователей – получателей смс. Согласия собирает ПАО «МТС».
Текст рекламных сообщений утверждается самостоятельно ИП Моисеевой О.И.
Согласно пояснениям ПАО «МТС» (вх.№8249 от 10.08.2023), заказчиком отправки указанного в заявлении смс-сообщения с буквенного номера mycredi.ru является Индивидуальный предприниматель МОИСЕЕВА ОЛЬГА ИГОРЕВНА (<…>), заключивший с ПАО «МТС» Договор на оказание услуг в сервисе «МТС-Маркетолог» №177782039126 от 19.05.2022 и оформивший заказ на рассылку, в соответствии с которыми была указана Услуга ПАО «МТС» по реализации рекламных кампаний по каналу SMS.
«МТС Маркетолог» - это платформа для самостоятельной настройки рекламных кампаний в формате единого окна. С помощью «МТС Маркетолог» возможно самостоятельно, без привлечения дополнительных сотрудников и обращения в агентство настроить рекламную кампанию и осуществлять рассылки SMS, PUSH уведомлений, сообщений в Viber и электронных писем потенциальным клиентам.
ПАО «МТС» доставило Заявителю спорную рассылку на основании предварительно полученного от него согласия при заключении договора оказания услуг подвижной связи.
Услуги подвижной связи с использованием абонентского номера <…> оказываются ПАО «МТС» <…> (ранее <…>) (далее – Абонент) на основании Договора об оказании услуг подвижной связи МТС, заключенного 08.06.2017 путем переноса мобильного номера.
Договор об оказании услуг связи МТС состоит из 3-х частей:
- Регистрационной формы, в которой указываются данные абонента,
- Условий оказания услуг подвижной связи «МТС»,
- Тарифного плана, выбранного абонентом.
В первом абзаце Договора, подписанного Заявителем собственноручно предусмотрено следующее положение: «При подписании Договора абонент выражает согласие с Условиями оказания услуг подвижной связи МТС и иными частями Договора (п. 3.2 Условий), подтверждает … то, что Тарифный план и Условия со всеми приложениями ему известны, понятны и получены им».
Согласно п. 3.2 Условий неотъемлемой частью Договора являются настоящие Условия, выбранный Абонентом Тарифный план, Технические требования и значения показателей качества оказания услуг связи по передаче данных и телематических услуг связи перечень лицензий Оператора, а также условия оферт, принятых Абонентом в порядке и на условиях, установленных Оператором.
Условия МТС являются публичной офертой. В силу того, что договор оказания услуг связи в соответствии с положениями ст. 426 и ст. 428 ГК РФ является публичным договором и договором присоединения, Условия МТС едины для всех абонентов, а абонент заключает договор и принимает его условия не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
Согласно пункту 7.6 Условий: «Абонент вправе выразить свое согласие на возможность получения информационных рассылок, рекламы от Оператора и/или его партнеров, распространяемых по сетям связи, а также на использование сведений о нем в целях продвижения товаров/работ/услуг, в том числе, путем осуществления прямых контактов с Абонентом с помощью средств связи, когда необходимость такого согласия предусмотрена действующими нормативно-правовыми актами. В случае, когда Оператор является рекламораспространителем, согласие на получение рекламы означает согласие Абонента на получение, в том числе рекламы о товарах/работах/услугах и иных объектах рекламирования третьих лиц. Абонент вправе выразить свое согласие на реализацию Оператором мероприятий, направленных на противодействие и предотвращение нежелательных вызовов в адрес Абонента (в том числе завершения таких нежелательных вызовов с предоставлением отложенного доступа к ним Абонента). Абонент вправе отозвать данное им согласие в любое время путем направления Оператору соответствующего письменного заявления, являющегося неотъемлемой частью Договора, либо иным способом, установленным Оператором. Согласие считается отозванным Абонентом с момента получения Оператором указанного в настоящем пункте заявления».
В самом Договоре об оказании услуг подвижной связи МТ абоненту предоставляется возможность непосредственно в момент заключения Договора выразить оператору связи свое согласие или несогласие на получение рекламы и использовании сведений об абоненте в целях продвижения услуг, то есть совершить активны действия, подтверждающие его волеизъявление на получение рекламы.
Так, в тексте Договора имеется специальный раздел, в котором указано, что «если не указано иное ниже, Абонент выражает свое согласие на: - получение рекламы, использование сведений о нем в целях продвижения услуг».
Напротив, указанного положения договора в регистрационной форме расположена специальная ячейка для предоставления отметок (т.н. чек-бокс) с пометкой «Не согласен». При заполнении регистрационной формы в случае, если абонент не хочет давать согласие на получение рекламы, он должен поставить в чек-боксе любую отметку.
Дополнительно у абонента имеется возможность в любой момент после заключения Договора самостоятельно отказаться от получения SMS-сообщений, содержащих рекламу или новости о продуктах и услугах МТС, а также отказаться от получения бесплатных SMS и MMS-сообщений с сайта МТС, подключив себе бесплатную услугу «Запрет приема рекламных SMS».
Подписывая Договор, Заявитель оставил в нем свободным квадрат, расположенный рядом со словами «Не согласен» в отношении пункта, касающегося получения рекламы, тем самым выразив ПАО «МТС» свое согласие на получение рекламы, что подтверждается сложившейся судебной практикой, а именно, согласно Постановлению Арбитражного суда Московского округа по делу № А40-91396/2021 от 02.03.2023 установлено, что «предварительное согласие абонента на получение сообщений рекламного характера имеется в договоре, никаких отметок о несогласии или об отказе от получения рекламы в договоре не проставлено».
Таким образом, Комиссия прекращает рассмотрение дела в отношении ПАО «МТС» по части 1 статьи 18 Закона «О рекламе».
Однако, необходимо отметить, в соответствии с частью 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Таким образом, деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с привлечением и использованием средств юридических и физических лиц (в том числе займы), является финансовой услугой независимо от регистрации таких субъектов в качестве финансовой организации и наличия у них соответствующей лицензии.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
В силу пункта 16 статьи 5 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» полное наименование (полное фирменное наименование) микрофинансовой компании должно содержать словосочетание «микрофинансовая компания» и указание на ее организационно-правовую форму. Сокращенное наименование (сокращенное фирменное наименование) микрофинансовой компании должно содержать словосочетание «микрофинансовая компания» или слово, образованное сочетанием букв «мфк», и указание на ее организационно-правовую форму.
При направлении смс-сообщения не содержится указание на организационно-правовую форму.
Комиссией установлено, при переходе на сайт содержащемся в смс-сообщении <…> указано множество МФО, где осуществляют деятельность различные микрофинансовые компании, указанная организация в смс-сообщении (ООО МКК Финтерика) при переходе на сайт Комиссией не обнаружена.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.
Условиями, влияющими на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).
Таким образом, вышеуказанные действия содержат признаки нарушений части 1, 3 статьи 28 Закона «О рекламе». Ответственность за вышеуказанные нарушения несет рекламодатель, то есть ИП Моисеева О.И.
В целях извещения ИП Моисеевой О.И. было направлено определение об отложении рассмотрения дела по адресу регистрации заказным письмом с уведомлением. Согласно вернувшемуся почтовому уведомлению и отчету об отслеживании с трек-номером <…> ИП Моисеева О.И. письмо получила 12.10.2023.
Таким образом, ИП Моисеева О.И. на Комиссию не явилась, представила письменные пояснения (вх.№10987 от 18.10.2023) о рассмотрении дела в ее отсутствии.
На основании изложенного ИП Моисеева О.И. надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения настоящего дела.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ИП Моисеевой О.И. при помощи смс-сообщения на мобильный номер (<…>)<…> с буквенного номера «<…>», поскольку в ней нарушены требования ч. 1, 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
Рассмотрение дела в отношении ПАО «МТС» прекратить.
Выдать ИП Моисеевой О.И. предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 01 ноября 2023 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |