Определение №ВЧ-08/12677 Определение о возбуждении дела №016/05/20-1648/2023 и назнач... от 1 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №ВЧ-08/12677 от 01.12.2023 г.
Председатель Комиссии антимонопольной службы по Республике Татарстан, по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, <…>, рассмотрев материалы дела в отношении <…> (дата рождения: <…>, адрес регистрации: <…>) и <…> (дата рождения: <…>, адрес регистрации: <…>) по факту использования транспортного средства (прицепа) с государственным регистрационным знаком <…> исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, находящейся по адресу: <…> путем размещения рекламы с текстом: «<…>», «<…>» что имеет признаки нарушения части 7 статьи 5, части 2 статьи 20 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»,
УСТАНОВИЛ:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило Муниципального образования города Казани (вх. №9748 от 15.09.2023 г.) по факту использования транспортного средства (прицепа) с государственным регистрационным знаком <…> исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, находящейся по адресу: <…> путем размещения рекламы с текстом: «<…>», «<…>», что имеет признаки нарушения части 2 статьи 20 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
Фотоизображение приведено ниже.
<…>
<…>
В рассматриваемом случае рекламируются услуги по списанию долгов.
На основании фотоматериалов установлено, что указанное транспортное средство (прицеп) с государственным регистрационным знаком <…> с рекламным текстом: «<…>», «<…>» находилось в одном и том же месте <…>, <…>.
На транспортном средстве размещена реклама со следующими сведениями: «<…>».
Таким образом, транспортное средство (прицеп) с государственным регистрационным знаком <…>, находящееся по адресу: <…> используется исключительно в качестве передвижной рекламной конструкции.
В соответствии с Постановлением Правительства от 23.10.1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»), прицеп – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски
В пункте 1 статьи 3 Закона «О рекламе» дано понятие рекламы — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона «О рекламе» использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.
Согласно части 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение к которым направлена реклама.
Информация, распространяемая на транспортном средстве, с текстом «<…>», имеет все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам и товарам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
Согласно ответу УГИБДД МВД по РТ, транспортное средство (прицеп) с государственным регистрационным знаком <…> принадлежит <…> (дата рождения: <…>, адрес регистрации: <…>).
В соответствии с ответом оператора сотовой связи ПАО «Мегафон» абонентский номер, указанный в рекламе: <…> зарегистрирован на <…> (<…>).
Согласно пункту 1 Письма ФАС России от 02.05.2012 №АК/13623 «О рекламе на транспортных средствах и квалификации информации, размещенной на сайте» в части 2 статьи 20 Федерального закона «О рекламе» использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается.
Таким образом, запрещается использование транспортных средств только для целей распространения рекламы (исключительно в целях рекламной конструкции), а также преимущественно для данных целей, однако с сохранением возможности его использования для иных изначальных целей.
Под указанный запрет подпадает использование транспортного средства, основным предназначением которого является распространение рекламы (в том числе создание транспортного средства в виде определенного товара), а также переоборудование транспортного средства с частичной утратой тех функций, для выполнения которых оно было создано изначально.
Кроме того, к преимущественному использованию транспортного средства в качестве рекламной конструкции можно отнести случаи, когда транспортное средство, на котором размещена реклама, в течение длительного времени стоит на одном месте без передвижения.
В соответствии с Письмом ФАС России от 20.05.2013 №АК/19504/13 «О внесении изменений в ФЗ «О рекламе» и КоАП РФ» в части 2 статьи 20 Закона «О рекламе» приведен один из видов использования транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций - переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.
Кроме того, Данные рекламные записи вводит в заблуждение потребителей возможностью не исполнения, взятых па себя договорных обязательств путем «<…>», «<…>» списания имеющихся долгов, что в целом побуждает потребителя изначально отказаться от необходимости оплаты кредита и долгов, не смотря на имеющуюся силу договора и закона.
'Гак информация со словами и словосочетаниями «<…>» «<…>» акцентируют внимание на абсолютной возможности физического лица - должника избавится от кредита, что среди некоторых категорий потребителей может, расценена как побуждение «брать кредиты и не отдавать»
Реклама, по своей сути, это информация, которую ее получатель не ищет, не запрашивает, реклама появляется в поле зрения потребители именно с целью привлечь внимание к какому-либо объекту рекламирования, вызвать у потребителя интерес к такому объекту, сформировать желание воспользоваться таким объектом, приобрести его.
В рекламной записи указана информация «<…>», но по состоянию на 01.12.2023 г. никаких законных способов, по которым можно без последствий списать долги по кредитам или займам, не существует.
Единственны й способ полностью избавиться от долгов — объявить себя банкротом (Статьей 2 ФЗ от 26.10.2002 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Это можно сделать в упрощенном порядке или через суд. Но в любом случае банкротство — это не просто способ избавиться от кредитов, которые не хочется платить, а крайняя мера с довольно неприятными последствиями (Статья 213.30 федерального закона от 26.10.2002 № 127-03 «О несостоятельности устанавливает последствия признания гражданина банкротом).
В рекламной записи не содержится информация, каким именно образом будет происходить процесс списания долгов, а также не конкретизированы детали процедуры, включая последствия и ограничения.
В рекламной записи указано только привлекательные условия оказания юридических услуги, что недопустимо, исходя из того, что реклама направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, а по средствам, предоставления лишь «привлекательной информации», возможно, обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. В рекламе должны содержаться условия, которые позволяют потребителю правильно и в полном объеме отменить приемлемость условий получения необходимой ему услуги.
Отсутствие в рекламной записи указание на последствия о списании долгов свидетельствуют об отсутствии в рекламе всей существенной информации о рекламируемой услуге, об условиях ее использования, что искажает информацию и вводит потребители рекламы в заблуждение относительно дайной услуги и нарушает ч. 7 ст. 5 закона о рекламе.
Из положения части 6 статьи 38 Федерального Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 20, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.
Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, то есть <…> (<…>).
Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, то есть <…> (<…>).
Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», а также в соответствии с пунктами 19, 20 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возбудить производство по делу №016/05/20-1648/2023 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 2 статьи 20 Закона «О рекламе».
Признать лицами, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - <…> и <…>.
Привлечь Исполнительный комитет муниципального образования города Казани в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.
Назначить дело №016/05/20-1648/2023 к рассмотрению на 20 декабря 2023 года в 11 ч. 00 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.
<…> в течение 5 дней со дня получения настоящего запроса представить в Управление (с дублированием на электронные почтовые адреса: to16@fas.gov.ru, to16-<…>@fas.gov.ru (включительно) надлежащим образом следующие заверенные копии документов и сведений:
документы, подтверждающие личность (паспорт);
информацию о видах деятельности, фактических осуществляемых обществом в период с 2020 года по настоящее время;
копии всех договоров на изготовление, размещение и распространение вышеуказанного рекламного материала, с приложением документов, подтверждающих исполнение указанного договора (акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение и т.д.), в том числе документы и договоры, на распространение вышеуказанного рекламного материала;
сведения о лице, утвердившем рекламный макет, пояснения лица;
паспортные данные лица (лицевая сторона, прописка), утвердившем рекламный макет;
информацию о лице, изготовившем вышеуказанную рекламу;
письменные пояснения, по обстоятельствам, указанным в определении
актуальную информацию о наличии или отсутствии транспортного средства по адресу: <…>;
иные документы и сведения, имеющие значение для дела.
<…> в течение 5 дней со дня получения настоящего запроса представить в Управление (с дублированием на электронные почтовые адреса: to16@fas.gov.ru, to16-<…>@fas.gov.ru (включительно) надлежащим образом следующие заверенные копии документов и сведений:
документы, подтверждающие личность (паспорт);
информация о рабочей деятельности;
копии договоров на изготовление, размещение вышеуказанной рекламы, с приложением документов, подтверждающих исполнение указанного договора (акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение);
документы, подтверждающие владение вышеуказанным транспортным средством (технический паспорт, ПТС, договор купли-продажи ТС и т.д.);
разрешительные документы, позволяющие осуществлять вышеуказанные рекламные услуги, с приложением подтверждающих документов;
сведения о лице осуществляющего данные услуги;
актуальную информацию о наличии или отсутствии транспортного средства по адресу: <…>;
иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.
При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.
Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, либо представление недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на должностных лиц – от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, обязательна.
ВНИМАНИЕ: В целях предотвращения угрозы распространения вируса COVID-19 (коронавирус) Управление рекомендует представлять свои интересы путем направления письменных пояснений, без непосредственного присутствия (по возможности) на заседании, либо подключением к TrueConf по ссылке: <…>. В случае принятия решения о явке на заседание Комиссии просим обязательно обеспечить меры предосторожности и на заседании использовать медицинскую маску (иные средства защиты).
Об участии посредством удаленного доступа необходимо предварительно проинформировать ответственного исполнителя с направлением документов, подтверждающих полномочия для участия в рассмотрении настоящего дела.
<…>