Определение №АР-05/11250 Определение о назначении дела № 016/01/10-1289/2022 о наруше... от 8 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АР-05/11250 от 08.09.2022

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…> – [должностное лицо]

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России) поступила жалоба ООО «УК «Лето» (вх. № <…>) на неправомерные действия ООО «Теплоснабинвест» в части прекращения подачи тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома № <…> расположенные по адресу:  <…>.

Также, в адрес Татарстанского УФАС России от ТСЖ «Маяк» поступила жалоба (вх. № <…>), а также поступило обращение (вх. <…>), перенаправленное прокуратурой Республики Татарстан, на действия ООО «Теплоснабинвест» в части неправомерного прекращения подачи теплоснабжения и горячего водоснабжения в многоквартирном жилом доме № <…>, а также в части отказа заключения с жителями МКЖД прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией на поставку теплоснабжения.

По результатам изучения предоставленных документов и анализа имеющихся сведений, Татарстанским УФАС России установлено следующее.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в адрес ООО «Теплоснабинвест» направлялись запросы (исх. № <…>) по вышеуказанным обращениям.

<…>  (вх. <…>) в адрес Татарстанского УФАС России поступили письменные ответы ООО «Теплоснабинвест» о невозможности представления запрашиваемой информации. <…>. В этой связи, со стороны ООО «Теплоснабинвест» запрашивая информация в адрес Управления не была представлена.

Письменные пояснения от ООО «Теплоснабинвест» по фактам, изложенным в обращениях ООО «УК «Лето» (вх. № <…>) и ТСЖ «Маяк» (вх. № <…>) в адрес Татарстанского УФАС России также не были представлены.

ООО «Теплоснабинвест» (ИНН 1660294768) зарегистрировано в качестве юридического лица 01.06.2017 и осуществляет деятельность, связанную с обеспечением населения тепловой энергией.

С 2011-2018 годы <…>  на основании договора от 18.01.2011 осуществляло контроль за деятельностью котельной, расположенной по адресу: <…> и несло ответственность за поставку тепловой энергии, в том числе в жилой многоквартирный дом, находящийся в управлении ООО «УК «Лето». В последующем, по договору <…>  ООО «Теплоснабинвест» приобрело здание котельной в собственность, право на которое было зарегистрировано Управлением Россреестра по Республике Татарстан, о чем <…> внесена запись в ЕГРН.

Источником теплоснабжения ООО «Теплоснабинвест» является 1 котельная, расположенная по адресу <…>, принадлежащая Обществу на праве собственности.

ООО «Теплоснабинвест» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность на основании тарифов, установленных <…>.

Из представленного письма Исполнительного комитета МО г. Казани                      (исх. № <…>) следует, что сети теплоснабжения, к которым имеют технологическое подключение <…>  многоквартирных домов № <…>  (<…> ), № <…>  (<…>), № <…> (<…>), № <…>  (<…>) <…>  официально бесхозными не признаны.                              По имеющейся информации, ООО «Теплоснабинвест» находится на стадии ликвидации.

Инженерные сети теплоснабжения, присоединенные к котельной и к жилым МКД по вышеуказанным адресам, являются взаимосвязанной составной частью единой инженерной тепловой сети, заложенной в ходе проектирования                                              и строительства всех вышеуказанных зданий, которые не могут эксплуатироваться автономно друг от друга.

Согласно представленной переписке между ООО «Теплоснабинвест» и ООО «УК «Лето» следует, что <…> теплоснабжающей организацией направлено уведомление (исх. <…>) о прекращении подачи тепловой энергии из-за имеющейся задолженности. При этом, общество в указанном уведомлении ссылается на 22 статью Закона о теплоснабжении, регламентирующую порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям в случае ненадлежащего исполнения ими договора теплоснабжения, а также при выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии. В своем письме ООО «Теплоснабинвест» указало на то, что за сутки до введения указанного ограничения повторно известит ООО «УК «Лето».

В своем ответе ООО «УК «Лето» сообщает, что задолженности перед ООО «Теплоснабинвест» не имеет, что подтверждается решением <…>.    

Уведомлением (исх. <…>) ООО «Теплоснабинвест» информирует о необходимости оплаты поставленной тепловой энергии, а также о том, что с <…> подача тепловой энергии будет ограничена в соответствии со статьей 22 Закона о теплоснабжении.

В процессе изучения материалов, Татарстанским УФАС России установлено, что ранее, <…>, со стороны ООО «Теплоснабинвест» в адрес <…>  направлялось письмо-уведомление о прекращении деятельности ресурсоснабжения по окончании отопительного сезона 2018-2019 годов и передачи в муниципальную собственность котельной, расположенной по адресу: <…>.

В своем ответе (исх. <…>) <…>  ссылался на требования статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а именно: вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергией, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается. Лица, нарушившие установленный настоящей статьей порядок согласования вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей из эксплуатации, обязаны возместить убытки, причиненные юридическим и физическим лицам в результате такого нарушения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 21 Закона о теплоснабжении, ООО «Теплоснабинвест» было предложено приостановить вывод из эксплуатации котельной на срок не более чем три года, из-за наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии.

Со стороны <…>  поступило предложение передать котельную и сети теплоснабжения <…>  по договорам аренды, купли-продажи или концессионным соглашениям. Однако, ООО «Теплоснабинвест» данную процедуру не осуществило. 

Также, 21.03.2022 (исх. № <…>) ООО «Теплоснабинвест» обратилось в <…>  по вопросу прекращения деятельности ООО «Теплоснабинвест» в сфере теплоснабжения по окончании отопительного сезона 2021/2022 и вывода из эксплуатации котельной по ул. <…>.

ООО «Теплоснабинвест» сообщает, что согласно письму <…>  (исх. № <…>.) Общество исполнило требования статьи 21 Закона о теплоснабжении.

<…>  вывод из эксплуатации котельной ООО «Теплоснабинвест» по ул. <…>  не согласовывался. Ранее, 26.04.2019 (исх. № <…>) ООО «Теплоснабинвест» были предупреждены о необходимости обеспечить теплоснабжением вышеуказанных потребителей.

Учитывая, что собственник котельной несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, <…> ходатайствовал о дальнейшем обеспечении теплоснабжением вышеуказанных многоквартирных жилых домов.

Теплоснабжающей организацией ООО «Теплоснабинвест» 05.05.2022 прекращен отпуск теплоносителя от котельной по ул. <…>, что вызвало отсутствие горячего водоснабжения в семи многоквартирных домах по ул. <…>.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям в случае ненадлежащего исполнения ими договора теплоснабжения, а также при выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии регулируется статьей 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В связи с тем, что собственниками многоквартирных жилых домов, расположенных по ул. <…>, не были нарушены нормы статьи 22 Закона № 190-ФЗ, у ООО «Теплоснабинвест» отсутствовали основания для прекращения подачи тепловой энергии в указанные дома.

Пунктом 3 статьи 21 Закона «О теплоснабжении» порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи, с особенностями, установленными для ценовых зон теплоснабжения статьей настоящего Федерального закона, и с другими федеральными законами и должен,                    в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.

В силу части 8 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке (то есть на основании заключенного договора теплоснабжения), без согласования с указанными потребителями не допускается.

Пунктом 22 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889, вывод из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется после получения согласования на вывод                             из эксплуатации от органа местного самоуправления.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае <…>  такое согласие не давал, в связи с чем прекращение подачи тепловой энергии со стороны ООО «Теплоснабинвест» является необоснованным, не предусмотренным действующем законодательством                      в сфере теплоснабжения и приводит к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

В связи с непредставлением ООО «Теплоснабинвест» услуг по теплоснабжению от котельной по <…>, <…> рассматривались варианты восстановления подачи теплоснабжения.

02.06.2022 у руководителя <…> состоялось совещание с участием представителей <…>, <…>, <…> по вопросу вывода котельной и тепловых сетей по ул. <…> из эксплуатации ООО «Теплоснабинвест». 

17.06.2022 Комиссией по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности г. Казани принято распоряжение № 14-22кчс «О предупреждении чрезвычайной ситуации с теплоснабжением многоквартирных домов по ул. <…>.

В целях предупреждения чрезвычайной ситуации и проведения срочных работ по организации теплоснабжения, организована временная альтернативная схема подачи тепловой энергии в МКЖД № <…> по ул. <…> со стороны <…>, горячее водоснабжение в данных домах подлежало восстановлению 31.05.2022.

В связи со сложившейся схемой теплоснабжения, в рассматриваемый период, в силу физического расположения энергопринимающих устройств и тепловых сетей, котельной и привязкой их к определенному месту, а также наличия технологического присоединения теплопринимающих энергоустановок субабонентов к тепловым сетям теплоснабжающих организаций с учетом принципа однократности такого присоединения, рассматриваемые многоквартирные дома имеют возможность получать тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии на территории, охваченной существующими тепловыми сетями, и не имеют этой возможности (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна) за ее пределами.

Для определения у организации статуса субъекта естественной монополии, необходимо наличие совокупности обязательных факторов, указывающих на подобный статус у организации, а именно:

‒ наличие у организации основного квалифицирующего признака ‒ осуществление деятельности в сферах, прямо указанных Законом о естественных монополиях, в условиях естественной монополии;

‒ определенность продуктовых границ товарного рынка, в рамках которого осуществляется деятельность;

‒ доминирующее положение на рынке в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ‒ взаимодействие напрямую с конечными потребителями.

Одним из обязательных факторов, подтверждающих статус естественной монополии у организации является доминирующее положение на рынке. В статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» определены сферы деятельности субъектов естественных монополий, и данный перечень носит исчерпывающий характер, а хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в указанных сферах, включаются в соответствующие реестры.

В частности, к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесено оказание услуг по передаче тепловой энергии (абзац 9 части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях). В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под передачей тепловой энергии, теплоносителя понимается совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

В силу пункта 16 статьи 2 Закона о теплоснабжении оказание услуг по передаче тепловой энергии осуществляют теплосетевые организации. Оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за оказанные услуги осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию (подпункт «б» пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении). Следовательно, без установления соответствующего тарифа, оказание услуг по передаче тепловой энергии противоречит Закону о теплоснабжении (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.11.2022 № ФО-1-13752/2020 по делу №А82-19228/2019).

С учетом особенностей рассматриваемого рынка, географические границы определены территорией расположения объектов теплового хозяйства (котельная, тепловые сети, сети горячего водоснабжения), которые могут использоваться ООО «Теплоснабинвест» для обеспечения горячего водоснабжения указанных многоквартирных домов.  На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что ООО «Теплоснабинвест» является субъектом естественной монополии на рынке горячего водоснабжения, охватываемого принадлежащими ему сетями, обеспечивающими соответствующим ресурсом (горячей водой) население, проживающее в многоквартирных домах № <…>, расположенных по улице <…>.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что ООО «Теплоснабинвест» является субъектом естественной монополии на рынке горячего водоснабжения, охватываемого принадлежащими ему сетями, обеспечивающими соответствующим ресурсом (горячей водой) население, проживающее в многоквартирных домах № <…>, расположенных по ул. <…>.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Следовательно, в действиях ООО «Теплоснабинвест» имеются признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного издан Приказ Татарстанского УФАС России от 19.08.2022 № 01/141-к и создана Комиссия по рассмотрению дела № 016/01/10-1289/2022 по признакам нарушения ООО «Теплоснабинвест» (ИНН: 1659211742) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном, непредусмотренном действующим законодательством прекращении подачи тепловой энергии в МКЖД № <…> по ул. <…>, что приводило к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Руководствуясь частями 13, 14 и 15 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 016/01/10-1289/2022 к рассмотрению на 13 октября 2022 года в 13 часов 00 минут по адресу: 420021, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Московская, д. 55, 2 этаж, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 016/01/10-1289/2022 в качестве ответчика ООО «Теплоснабинвевст» (ИНН: 1660294768; <…>).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 016/01/10-1289/2022 в качестве заявителя ООО «УК «Лето» (ИНН: 1660301782; <…>).

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 016/01/10-1289/2022 в качестве заявителя ТСЖ «Маяк» (ИНН: 1660060689; <…>).

5. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 016/01/10-1289/2022 Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах (ИНН: 1655065554; <…>).

6. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «Теплоснабинвест» в срок до 19.09.2022 представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню:

6.1.письменные пояснения с нормативно правовым-обоснованием по факту нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в необоснованном, непредусмотренном законодательством прекращении подачи тепловой энергии в МКД № <…>;

6.2. <…>;

6.3. <…>;

6.4.учредительные документы Вашей организации, в том числе устав Вашей организации в редакции, действующей на момент получения настоящего определения, выписку из ЕГРЮЛ по состоянию на момент получения настоящего определения;

7.В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции ИК МО г. Казани (ИНН: 1655065554) в срок до 19.09.2022 представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню, копии документов должны быть заверены надлежащим образом:

7.1.письменные пояснения с нормативно правовым-обоснованием по факту ранее направленных писем-уведомлений со стороны ООО «Теплоснабинвест» в адрес (<…>) по вопросу окончания отопительных сезонов 2018/2019 и 2022/2023, а также вывода из эксплуатации котельной по ул. <…>, к которому подключены 8 многоквартирных домов № <…>;

7.2.копию договора, заключенного с <…>, со всеми приложениями, протоколами разногласий и дополнительными соглашениями;

7.3. <…>.

8.В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «УК «Лето» в срок до 19.09.2022 представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню:

8.1 копию договора со всеми приложениями и дополнениями, заключенного между ООО «Теплоснабинвест» и ООО «УК «Лето»;

8.2 информацию о том, направлялись ли уведомления в ООО «УК «Лето» от ООО «Теплоснабинвест» по вопросу прекращения подачи тепловой энергии и горячего водоснабжения в МКЖД, расположенных по адресу: <…>

8.3 какая организация осуществляет подачу теплоносителя в вышеуказанные дома, по состоянию на момент получения настоящего определения.

9.В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ТСЖ «Маяк» в срок до 19.09.2022 представить документы и материалы согласно нижеуказанному перечню:

9.1 копию договора со всеми приложениями и дополнениями, заключенного между ООО «Теплоснабинвест» и ТСЖ «Маяк»;

9.2 информацию о том, направлялись ли уведомления в ТСЖ «Маяк» от ООО «Теплоснабинвест» по вопросу прекращения подачи тепловой энергии и горячего водоснабжения в МКЖД, расположенного по адресу: <…>;

9.3 какая организация осуществляет подачу теплоносителя в вышеуказанный дом, по состоянию на момент получения настоящего определения.

Документы представляются сопроводительным письмом в виде надлежащим образом заверенных копий с приложением реестра представляемых документов. Представляемые документы подшиваются, брошюруются и скрепляются печатью.

В случае отсутствия или невозможности представления документов и (или) информации согласно запрашиваемому перечню следует письменно сообщить об этом с указанием причин отсутствия или невозможности представления.

При представлении документов, информации ссылка на номер дела обязательна.

Разъясняю, что согласно статьи 43 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме Комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

Согласно пункту 1 Примечания к статье 14.32 КоАП РФ, лицо, добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 - 4, 6 и 7 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий:

- на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

- лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

- представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.

Непредставление информации, предусмотренной антимонопольным законодательством, или представление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Явка представителей ООО «Теплоснабинвенст», ООО «УК «Лето», ТСЖ «Маяк», ИК МО г. Казани с надлежаще оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела № 016/01/10-1289/2022 в Татарстанском УФАС России обязательна.

Приложение: для ООО «УК «Лето», ТСЖ «Маяк», ИК МО г. Казани: определение о назначении дела № 016/01/10-1289/2022 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 06.09.2022 по 1 экз.

[должностное лицо] <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны