Акт внеплановой камеральной проверки №АЯ-04/11385 АКТ по результатам проведенной внеплановой документарной про... от 26 августа 2020 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/11385 от 26.08.2020 г.

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 14.08.2020 г. №01/242 проведена внеплановая документарная проверка в отношении заказчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» (ранее – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов профессионального образования») (420075, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Халезова, д. 26, ИНН 1660018461).

Предметом настоящей проверки является соблюдение заказчиком Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов профессионального образования» требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг при проведении закупки  №0311100007320000010 на предмет: «Оказание образовательных услуг по обучению английскому языку международных судей от Российской Федерации в рамках подготовки к Х Международному чемпионату «Абилимпикс»».

Список документов, изученных в ходе проверки:

1) Копия извещения и документации по вышеуказанной закупке;

2) Копии всех заявок, представленных на участие в вышеуказанной закупке;

3) Копии всех протоколов по вышеуказанной закупке;

4) Иные документы, предусмотренные параграфом 2 главы 3 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Внеплановой документарной проверкой установлено:

Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме №0311100007320000010 на предмет: «Оказание образовательных услуг по обучению английскому языку международных судей от Российской Федерации в рамках подготовки к Х Международному чемпионату «Абилимпикс»» было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 03.08.2020г.

Заказчик – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов профессионального образования».

Начальная (максимальная) цена контракта – 7 000 000,00 рублей.

Дата и время начала срока подачи заявок 03.08.2020 в 20:23

Дата и время окончания срока подачи заявок 25.08.2020 в 07:00

Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок 31.08.2020 в 23:59

Дата подачи окончательных предложений 02.09.2020

Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок 07.09.2020 в 23:59

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации о конкурсе в силу части 4 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково») является лицензируемым видом деятельности.

Особенности лицензирования образовательной деятельности, в силу части 4 статьи 1 Закона о лицензировании, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 Закона об образовании государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя лицензирование образовательной деятельности.

В силу частей 1, 2 статьи 91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

При этом согласно статье 2 Закона об образовании под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Таким образом, образование направлено на обучение и приобретение обучающимся знаний и может осуществлять любой организацией, независимо от ее организационно-правовой формы.

Из части 4 рассматриваемой статьи следует, что лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест проведения практики, практической подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации.

В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966, образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ согласно Перечню образовательных услуг по реализации образовательных программ, являющемуся Приложением к рассматриваемому Положению (далее - Перечень).

Из п. п. 5, 6, 16 Перечня следует, что реализация основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования и реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ являются различными видами деятельности.

Под дополнительным образованием понимается вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования; под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Согласно частям 1, 4 статьи 75 Закона об образовании дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

Применительно к освоению дополнительных общеобразовательных программ Закон об образовании не обязывает организацию, осуществляющую обучение и разработавшую соответствующую программу дополнительного образования, выдавать документ о прохождении образования. Однако, несмотря на упомянутые условия, данная образовательная деятельность может осуществляться организацией исключительно при наличии лицензии на данный вид деятельности.

Данная правовая позиция подтверждается Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу NА43-32077/2014.

В соответствии с извещением о проведении закупки и конкурсной документацией предметом закупки является оказание образовательных услуг по обучению английскому языку международных судей от Российской Федерации в рамках подготовки к Х Международному чемпионату «Абилимпикс» (Код ОКПД2 - 85.42.19.000 «Услуги по дополнительному профессиональному образованию прочие»).

Согласно техническому заданию заказчиком установлены следующие требования к оказываемым услугам по обучению английскому языку:

Цель и задачи: повышение уровня владения английским языком, а также формирование профессиональных языковых компетенций слушателей в количестве не менее 228 человек.

Задачи: Программа обучения должна содержать практические задания, кейсы, видеосюжеты и прочие методы, демонстрирующие ролевые модели поведения в реальных ситуациях делового общения на английском языке, в том числе в отраслевой тематике, в которой ведет профессиональную деятельность слушатель, количество часов по программе не менее 36 часов.

Требования к услугам:

Проведение индивидуальных дистанционных занятий должно осуществляться посредством Интернет-ресурсов и системы. Исполнитель самостоятельно обеспечивает материально-техническую базу для оказания услуг.

Функционал системы должен обеспечить выполнение следующих требований к программе обучения:

- Наличие образовательных программ разного уровня сложности (Beginner, Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate, Advanced).

Учебные программы должны быть ориентированы на современные инновационные образовательные технологии и средства обучения, в т.ч. модульность, активные методы, дифференцированное обучение, применение современных методов контроля и управления образовательным процессом;

- Программа обучения для каждого слушателя должна быть адаптирована под его уровень владения английским языком;

- Обучение должно включать в себя теорию и практические упражнения по грамматике языка, лексике, деловому письму, интерактивный модуль произношения;

- Занятия основываются на индивидуальных учебных планах, включающих в себя профессиональную цель, текущий и рекомендуемый уровень знаний слушателя.

До начала обучения слушателей Исполнитель обязан предоставить Заказчику портфолио (резюме) преподавателей, привлекаемых для обучения слушателей.

- Исполнитель должен формировать с использованием системы для слушателей самостоятельные (домашние) задания по итогам каждого проведенного занятия для закрепления изученного материала.

- Исполнитель обеспечивает наличие наборов специализированной лексики по основным направлениям деятельности представителей Заказчика, интегрированных в мобильное приложение по изучению слов и работы с лексическим запасом. Процесс изучения данных наборов слов в мобильном приложении также должен быть синхронизирован с системой.

- Исполнитель ежемесячно предоставляет отчет по каждому слушателю (показатель посещения, динамика развития языковых навыков, показатель усвоения материала, удовлетворенность курсом).

Требования к качеству оказываемых услуг:

Все услуги должны быть оказаны качественно и своевременно в соответствии с настоящим Техническим заданием и действующим законодательством РФ, в частности, с положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Исполнитель обязан привлекать к оказанию услуг высококвалифицированных преподавателей, обеспечивающих качественную реализацию учебных программ.

Привлекаемые к оказанию услуг русские преподаватели должны иметь высшее лингвистическое/филологическое образование, опыт работы в сфере преподавания английского языка для корпоративных заказчиков (работа со взрослой аудиторией) не менее 3 (трех) лет. Привлекаемые для оказания услуг иностранные преподаватели должны иметь сертификаты TEFL или TESOL (или аналоги), подтверждающие их квалификацию преподавателя.

Результат оказанных услуг:

В результате обучения слушатели повысили уровень владения английским языком, подтвержденный успешным прохождением итогового тестирования всеми слушателями по завершению обучения.

Получение каждым слушателем сертификата или иного документа установленного образца об окончании курса с указанием количества прослушанных часов и уровнем владения языка по окончании обучения.

Таким образом, Инспекция приходит к выводу, что обучение английскому языку должно быть осуществлено по утвержденной исполнителем программе. При этом английский язык рассматривается отечественным законодательством как отрасль знаний.

Следовательно, при оказании услуг предполагается реализация образовательных программ дополнительного образования - дополнительных общеразвивающих программ,  которые являются лицензируемым видом деятельности.

Пунктом 11 «Требования, предъявляемые к документам, входящим в состав Заявки на участие в Конкурсе» информационной карты участником установлено, что вторая часть заявки на участие в Конкурсе должна содержать следующие документы и информацию:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника Конкурса, номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого конкурса или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого конкурса (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого конкурса;

2) копии документов, подтверждающих соответствие работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (не установлено);

3) документы, подтверждающие соответствие Участника Конкурса требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 9 Информационной карты закупки, или копии этих документов (не установлено);

4) декларацию о соответствии участника требованиям, установленным подпунктами 2-8 и 10-11 пункта 9 Информационной карты ИУЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);

5) документы, подтверждающие право Участника закупки на получение преимуществ в соответствии со статьями 28, 29 Закона о контрактной системе (в случае, если Участник закупки заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов, если соответствующее преимущество установлено в пункте 20 Информационной карты закупки ;

6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов, если соответствующее требование установлено Государственным заказчиком в пункте 9 Информационной карты закупки, или копии этих документов . При отсутствии в заявке на участие в Конкурсе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о работах, услугах, выполняемым, оказываемым иностранными лицами;

7) документы, подтверждающие квалификацию Участника Конкурса. Информацию рекомендуется представлять в соответствии с Формами, установленными в разделе VI Документации открытого конкурса в электронной форме.

При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям документации открытого конкурса в электронной форме;

8) декларацию о принадлежности Участника Конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки), если соответствующее ограничение установлено в пункте 9 Информационной карты закупки.

Пунктом 2.1 проекта контракта установлено, что работы (результаты работ) (услуги) должны отвечать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), сертификации, лицензирования, если такие требования предъявляются настоящим Государственным контрактом и (или) действующим законодательством Российской Федерации.

Инспекцией установлено, что в извещении о проведении закупки, а также документации заказчиком не установлено требования к участникам закупки о наличии лицензии на образовательную деятельность, тогда как предметом закупки является оказание образовательных услуг по обучению английскому языку.

Таким образом, заказчиком нарушены требования части 1 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 54.2, части 4 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

 

Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с извещением о проведении закупки и конкурсной документацией заказчиком установлены ограничения в отношения участников, являющихся  субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями.

Согласно пункту 19 информационной карты размер обеспечения исполнения государственного контракта составляет 5% от начальной (максимальной) цены, что составляет 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

Следовательно, при установлении заказчиком сроков возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта необходимо руководствоваться частью 24 статьи 34 Закона о контрактной системе в части того, что такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

Вместе с тем, пунктом 7.3.3 проекта контракта заказчиком установлено, что в случае, если обеспечение исполнения Государственного контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный Государственный заказчиком, по заявлению Исполнителя ему возвращаются Государственным заказчиком в срок, не превышающий 30 дней с даты исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Государственных контрактом, денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения Государственного контракта, рассчитанный Государственным заказчиком на основании информации об исполнении Государственного контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.

Таким образом, заказчиком установлены неправомерные сроки возврата поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Заказчиком нарушены требования части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.

 

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона предусмотренный настоящей частью размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, устанавливается от цены, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с извещением о проведении закупки и конкурсной документацией заказчиком установлены ограничения в отношения участников, являющихся  субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями.

В извещении о проведении закупки Заказчиком установлен следующий размер обеспечения исполнения контракта:

5 %

*Сумма обеспечения исполнения контракта устанавливается от цены, по которой заключается контракт (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Вместе с тем, пунктом 19 «Обеспечение исполнения Государственного контракта (ИУЗ 25)» информационной карты заказчиком установлено, что размер обеспечения исполнения государственного контракта равен 5% от начальной (максимальной) цены, что составляет 350 000 (триста пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.

Заказчиком в документации неправомерно установлено обеспечение исполнения контракта от начальной (максимальной) цены контракта, так как закупка проводится в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, следовательно, размер обеспечения исполнения контракта должен устанавливаться от цены, по которой заключается контракт.

Таким образом, заказчиком нарушена часть 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, Инспекция вынесла следующее,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Заказчиком Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» допущено нарушение требований части 1 статьи 31, части 27 статьи 34, пункта 2 части 3 статьи 54.2, части 4 статьи 54.3, части 6 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Выдать заказчику Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.

Руководитель инспекции:

<…> – [должностное лицо]

Члены инспекции:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Акт составлен в 2-х экземплярах на 10 листах.

С актом проверки ознакомлен, 2-ой экземпляр акта

На 10 листах получен:

____________________/__________________________________

(подпись, уполномоченного представителя проверяемого лица, должность, Ф.И.О.)

Связанные организации

Связанные организации не указаны