Определение №АР-05/7937 Определение о назначении дела №016/01/10-980/2023 о нарушени... от 2 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-05/7937 от 02.08.2023 г.

Председатель Комиссии Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела №016/01/10-980/2023 о нарушении антимонопольного законодательства <…> – [должностное лицо],

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России) поступило обращение (вх. №3282/ж от 31.03.2023 года) по вопросу нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «Энергосистема» (ИНН: 1655137329) при выставлении счетов на оплату коммунальных услуг для ООО «УО «Берег» (ИНН: 1656076887).

В своем обращении ООО «УО «Берег» сообщает, что нарушение со стороны ООО «Энергосистема» выразилось в определении величины размера платы за отопление и (или) горячее водоснабжение (другие коммунальные ресурсы) в период, когда приборы учета тепловой энергии были неисправны.

ООО «УО «Берег» полагает, что при неисправности приборов учета ООО «Энергосистема» при расчете потребляемой многоквартирными домами тепловой энергии должно руководствоваться Правилами №354 (утв. Постановлением Правительства РФ 06.05.2011 г.).

Однако, ООО «Энергосистема» для расчета, потребленного многоквартирными домами тепловой энергии при условии неисправности ОДПУ применяет формулу расчета норматива потребления согласно Правилам №306 (утв. Постановлением Правительства РФ 23.05.2006 г.).     

По результатам изучения представленной информации Татарстанским УФАС России было установлено, что ООО «УО «Берег» на основании лицензии №189 от 23.04.2015 года осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе многоквартирными домами №24А, №24Б, №24В по ул. Оренбургский тракт, г. Казань.

С целью оказания коммунальных услуг по теплоснабжению многоквартирных домов №24А, №24Б, №24В по ул. Оренбургский тракт, г. Казань, 10 января 2015 года между ООО «Энергосистема» и ООО «УО «Берег» был заключен договор №33 на снабжение тепловой энергией в горячей воде.

Согласно договору №33 от 10.01.2015 года ООО «Энергосистема» обязуется подавать ООО «УО «Берег» через присоединенную сеть, тепловую энергию в горячей воде на отопление и тепловую энергию для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения для оказания коммунальных услуг.

Объекты теплоснабжения – совокупность помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах №24 «А», №24 «Б» и №24 «В» по ул. Оренбургский тракт, г. Казань.

Согласно пункту 4.1 договора №33 от 10.01.2015 года при наличии прибора учета ООО «УО «Берег» (потребитель) ежемесячно представляет в ООО «Энергосистема» отчет о теплопотреблении по установленной сторонами договора форме. ООО «УО «Берег» в течение 3-х последних рабочих дней каждого месяца, следующего за расчетным, снимает показания приборов учета и представляет их в ООО «Энергосистема».    

Стоимость отпущенной ООО «УО «Берег» (потребителю) тепловой энергии определяется тарифами, утвержденными в установленном законом порядке (пункт 4.6 договора №33 от 10.01.2015 года).

При этом ООО «УО «Берег» в ответ на запрос информации Татарстанского УФАС России представило адресатный реестр актов чистки/снятия/установки, актов диагностики общедомовых приборов учета тепловой энергии из которого следует, что ОДПУ, установленные в домах №24А, №24Б, №24В по ул. Оренбургский тракт, г. Казань, были неисправны. Указанный факт также подтверждается актами обследования узлов учета (приборов учета), которые были составлены ООО «Инженерный центр».

Факт неисправности ОДПУ, установленных в домах №24А, №24Б, №24В по ул. Оренбургский тракт, г. Казань, ООО «Энергосистема» не оспаривается.

Однако не смотря на факт неисправности ОДПУ в период с января 2023 г. по март 2023 г. (включительно) ООО «Энергосистема» осуществило расчет оплаты тепловой энергии на отопление по договорным нагрузкам, что не соответствует правилам расчета, установленных Правилами №124 (утв. Постановлением Правительства РФ 14.02.2012) и Правилами №354.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

Согласно пункту 28 статьи 2 Закона о теплоснабжении единая теплоснабжающая организация - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения.

Исходя из положений статьи 15 Закона о теплоснабжении, а также Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808 (далее - Правила №808), единая теплоснабжающая организация осуществляет теплоснабжение потребителей на основании заключенных договоров теплоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении).

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (далее – Правила №1034).

Согласно пункту 5 Правил №1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета.

Пунктом 111 Правил №1034 определено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.

При заключении договора теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме управляющие и ресурсоснабжающие организации обязаны руководствоваться Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 №124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (далее – Правила №124).

В силу подпункта «з» пункта 18 Правил №124 в договоре ресурсоснабжения предусматриваются, в том числе, порядок расчета размера платы за поставленный коммунальный ресурс при выявлении неисправности, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации, межповерочного интервала коллективного (общедомового) прибора учета (определяется с учетом требований к расчету размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, установленных Правилами №354.

Согласно пункту 59(1) Правил №354 в случаях выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд. По истечении указанного предельного количества расчетных периодов - в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42(1) Правил №354 - исходя из нормативов потребления коммунальной услуги (пункт 60(1) Правил №354).

Подпунктами «в(1)» и «в(2)» пункта 21 Правил №124 установлен порядок определения объема тепловой энергии, поставленной в многоквартирные дома в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации. Установленный данными нормами порядок предусматривает расчет объема тепловой энергии, поставляемой за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. В течение 3 месяцев после наступления такого события, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев отопительного периода — исходя из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, потребленного за отопительный период.

Таким образом, исходя из норм подпункта «в(2)» пункта 21 и подпункта «з» пункта 18 Правил №124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, в случае выхода из строя, истечения срока эксплуатации или утраты коллективного (общедомового) прибора учета, определяется с учетом требований к расчету размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, установленных Правилами №354.

С учетом вышеизложенного, расчет объема тепловой энергии, поставленной в многоквартирные дома, в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, иным способом законодательством не допускается.

Таким образом, при выходе ОДПУ из строя, объем поставленной (потребленной) теплоэнергии для отопления определяется исходя из среднемесячных показаний периода штатной работы в течение трех периодов подряд, а только с четвертого периода - по нормативу.

Исходя из вышеизложенного, применение при временном выходе ОДПУ из строя, некорректной работе, снятии на ремонт и поверку - среднемесячных показаний данных приборов, определенных за период их штатной работы соответствует действующим нормативным правовым актам.

Использование в расчетный период среднемесячного фактического объема потребленных ресурсов, зафиксированного приборами учета за прошедший период их штатной работы, не только не противоречит, а полностью соответствует нормам части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), так как, определенные данным способом объемы коммунальных ресурсов основаны именно на показаниях средств измерения, которыми являются приборы учета.

Однако, как было установлено Татарстанским УФАС России ООО «Энергосистема» в период, когда приборы учета были неисправны осуществило начисления оплаты тепловой энергии на отопление по договорным нагрузкам.

Так по информации ООО «Энергосистема» в период с января по март 2023 года, когда ОДПУ был неисправен, по жилым помещениям дома №24А по ул. Оренбургский тракт, г. Казань начисления за отопление были произведены по договорным нагрузкам:

 

Месяц

Гкал (жилые помещения)

Размер тарифа для ЕТО (руб./Гкал)

Всего, руб.

Янв. 2023 г.

289,014

1 730,86

500 242,77

Фев. 2023 г.

230,423

1 730,86

398 829,95

Мар. 2023 г.

175,024

1 730,86

302 942,04

Итого

694,461

 

1 202 014,76

 

При этом указанные начисления за отопления были выставлены без учета Правил №124 и №354 из которых следует, что при неисправности ОДПУ объем поставленной (потребленной) теплоэнергии для отопления в период, когда ОДПУ был неисправен, необходимо определять исходя из среднемесячных показаний периода штатной работы ОДПУ в течение трех периодов подряд.

Также Татарстанским УФАС России было установлено, что в предыдущим отопительном периоде ОДПУ, установленный в доме №24А по ул. Оренбургский тракт, г. Казань, был исправен и ООО «Энергосистема» осуществляло начисления на отопление жилых помещений исходя из показаний ОДПУ:

 

Месяц

Гкал (жилые помещения)

Размер тарифа для ЕТО (руб./Гкал)

Всего, руб.

Сен. 2021 г.

45,695

1575,02

71 970,53

Окт. 2021 г.

78,553

1575,02

123 722,54

Ноя. 2021 г.

130,826

1575,02

206 053,56

Дек. 2021 г.

183,180

1575,02

288 512,16

Янв. 2022 г.

186,836

1575,02

294 270,43

Фев. 2022 г.

131,071

1575,02

206 439,44

Мар. 2022 г.

149,738

1575,02

235 840,34

Апр. 2022 г.

83,179

1575,02

131 088,58

Итого

989,078

 

1 557 897,58

 

При наличии показаний ОДПУ за предыдущий отопительный период ООО «Энергосистема» необходимо было осуществить начисления на отопление жилых помещений, расположенных в доме №24А по ул. Оренбургский тракт, г. Казань, исходя из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, потребленного за отопительный период.

Учитывая тот факт, что начисления оплаты тепловой энергии на отопление по договорным нагрузкам превышают размер начислений, который были осуществлены по показаниям ОДПУ, ООО «Энергосистема» получает необоснованную выгоду при начислении оплаты за отопление жилых помещений, расположенных в доме №24А по ул. Оренбургский тракт, г. Казань, в период, когда ОДПУ был неисправен.

Таким образом, ООО «Энергосистема» в нарушение Правил №124 и №354 осуществило начисления за отопление по жилым помещениям, расположенных в доме №24А по ул. Оренбургский тракт, г. Казань, в период, когда ОДПУ был неисправен, исходя из договорных нагрузок, а не из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, потребленного за отопительный период.

ООО «Энергосистема» осуществляет деятельность по передачи тепловой энергии.

Согласно пункту 12 статьи 2 Закона о теплоснабжении передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с частью 4 статьи 4.2 Закона о теплоснабжении доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

Жилые дома №24 «А», №24 «Б» и №24 «В» по ул. Оренбургский тракт, г. Казань обеспечиваются тепловой энергией от котельной ООО «Энергосистема». Утвержденной Минэнерго России схемой теплоснабжения г. Казани ООО «Энергосистема» присвоен статус единой теплоснабжающей организации (ЕТО-42).

В соответствии с абзацем 9 части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги по передаче тепловой энергии.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

Учитывая вышеизложенное, Татарстанское УФАС России пришло к выводу, что на ООО «Энергосистема» распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии частью 1 статьи 10 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» указано, что по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Установленные обстоятельства свидетельствуют, что в результате неправомерных действий ООО «Энергосистема» по начислению оплаты за отопление жилых помещений, расположенных в доме №24А по ул. Оренбургский тракт, г. Казань, в период, когда ОДПУ был неисправен, исходя из договорных нагрузок, а не из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, потребленного за отопительный период, Общество получило необоснованную (монопольную) выгоду.

На основании вышеизложенного издан приказ Татарстанского УФАС России от 17.07.2023 №01/139-к о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Энергосистема» (ИНН: 1655137329) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка начисления платы за отопление жилых помещений, расположенных в доме №24А по ул. Оренбургский тракт, г. Казань, в период, когда ОДПУ был неисправен, исходя из договорных нагрузок, а не из среднемесячного объема тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, потребленного за отопительный период, что привело к получению обществом необоснованной (монопольной) выгоды в ущерб интересам ООО «УО «Берег».

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

Назначить дело №016/01/10-980/2023 к рассмотрению на 17 августа 2023 года в 13 часов 30 минут по адресу: 420021, РТ, г. Казань, ул. Московская, 55, 2 этаж, зал заседаний.

Привлечь к участию в деле в качестве ответчика ООО «Энергосистема» (420111, Республика Татарстан, город Казань, улица Тази Гиззата, 1Б, ОГРН: 1071690030928, Дата присвоения ОГРН: 14.05.2007, ИНН: 1655137329, КПП: 165501001).

Привлечь к участию в деле в качестве заявителя ООО «УО «Берег» (420032, Республика Татарстан, город Казань, улица Краснококшайская, дом 119, помещение 4, ОГРН: 1141690030855, Дата присвоения ОГРН: 24.04.2014, ИНН: 1656076887, КПП: 165601001).

Привлечь к участию в деле в качестве лиц, обладающих сведениями:

Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам (420015, Республика Татарстан, город Казань, улица Карла Маркса, 66, ОГРН: 1101690053497, Дата присвоения ОГРН: 23.09.2010, ИНН: 1655200443, КПП: 165501001;

Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан (420111, Республика Татарстан, город Казань, улица Большая Красная, 15/9, ОГРН: 1021602858243, Дата присвоения ОГРН: 18.12.2002, ИНН: 1653015798, КПП: 165501001).

  В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции ООО «Энергосистема» (ИНН: 1655137329) в срок до 15 августа 2023 года необходимо представить в адрес Татарстанского УФАС России, следующие документы и информацию:

письменные пояснения с правовым обоснованием по фактам, изложенным в настоящем определении;

копии посуточных ведомостей учета параметров теплопотребления за период с 01.01.2020 года по день получения настоящего определения по МКД, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Оренбургский тракт, дома №24А, 24Б, 24В;

расчеты потребления тепловой энергии за период с 01.01.2020 года по день получения настоящего определения по МКД, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Оренбургский тракт, дома №24А, 24Б, 24В;

копии счет-фактур и передаточных актов по поставке тепловой энергии ООО «УО «Берег» за период с 01.01.2020 года по день получения настоящего определения по МКД, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Оренбургский тракт, дома №24А, 24Б, 24В;

копии актов сверки взаимных расчетов между ООО «Энергосистема» и ООО «УО «Берег» за период с 01.01.2020 года по день получения настоящего определения, составленных в рамках договора №33 на снабжение тепловой энергии в горячей воде от 10.01.2015 года;

показания прибора учета, установленного на источнике тепловой энергии ООО «Энергосистема» за период с 01.01.2020 года по день получения настоящего определения;        

иные документы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения дела.

В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции ООО «УО «Берег» (ИНН: 1656076887) в срок до 15 августа 2023 года необходимо представить в адрес Татарстанского УФАС России, следующие документы и информацию:

письменные пояснения с правовым обоснованием по фактам, изложенным в настоящем определении;

копии документов, подтверждающих факт оплаты услуг ООО «Энергосистема» в рамках договора №33 на снабжение тепловой энергии в горячей воде от 10.01.2015 года за период с 01.01.2020 года по день получения настоящего определения;

иные документы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения дела.

В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам в срок до 15 августа 2023 года необходимо представить в адрес Татарстанского УФАС России, следующие документы и информацию:

письменные пояснения с правовым обоснованием по фактам, изложенным в настоящем определении;

иные документы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения дела.

В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан в срок до 15 августа 2023 года необходимо представить в адрес Татарстанского УФАС России, следующие документы и информацию:

письменные пояснения с правовым обоснованием по фактам, изложенным в настоящем определении;

иные документы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения дела.

При формировании ответа на определение о назначении дела №016/01/10-980/2023 просим отвечать согласно перечню запрашиваемой информации.

В случае если вышеуказанные пункты не реализованы, указать мотивированную причину, в том числе со ссылкой на действующее законодательство.

Обращаем Ваше внимание, что за непредставление или несвоевременное представление сведений, либо предоставление заведомо недостоверных сведений в антимонопольный орган физические, должностные или юридические лица несут административную ответственность, предусмотренную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае обеспечения явки на заседание Комиссии представителям ответчика, заинтересованных лиц, лиц, обладающих сведениями, необходимо иметь при себе надлежащим образом оформленную доверенность, а лицам, имеющим право на представление интересов без доверенности, необходимо иметь документ, подтверждающий полномочие представлять юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) без доверенности.

Разъясняю, что согласно статье 43 Закона о защите конкуренции, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле.

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны