Решение №04-04/1848 Решение по делу № 016/07/3-253/2024 от 29 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/1848 от 29.02.2024 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика – <…> – [должностное лицо] (по доверенности №7 от 09.01.2023 г.), <…> – [должностное лицо] (по доверенности №16 от 22.02.2024 г.), <…> – [должностное лицо] (по доверенности №4 от 09.01.2024 г.), <…> – [должностное лицо] (по доверенности №2 от 09.01.2024г.), присутствии представителя заявителя – <…> – [должностное лицо] (по доверенности №7/24 от 15.02.2024 г.), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя (вх. № 1587/ж от 16.02.2024 г.) на действия ООО «Нижнекамская ТЭЦ» при проведении закупки №32413233035 на предмет «Поставка сильнокислотного катионита марки КУ-2-8 для ООО Нижнекамская ТЭЦ»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении неконкурентной закупки в электронной форме №32413233035 размещено на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/ – 31.01.2024г.

Начальная (максимальная) цена договора – 5 410 440,00 рублей.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, на заседании Комиссии представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

 В соответствии с пунктом 1 частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения довода заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующему выводу.

Относительно довода заявителя о рассмотрении заявки участника с ID 487353 с нарушением требований закупочной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Документацией о закупке установлено, что условием предоставления приоритета является включение в состав заявки участника следующих сведений:

а) указание в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров. Отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара или указание более двух стран не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке, и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

б) участник закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке, несет ответственность в виде недопуска/отстранения до/от участия в закупке;

в) указание сведений о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

г) для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 6 постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора;

д) отнесение участника закупки к российским или иностранным лицам осуществляется на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

е) указание страны происхождения поставляемого товара осуществляется на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке;

ж) договор заключается с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки в случае, если победитель закупки признан уклонившемся от заключения договора;

з) при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 №925, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

Согласно Документации о закупке в заявке участник обязан представить следующую информацию:

5) наименование страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона;

Пунктом 1.1 Технического задания установлено, что необходимо поставить ионообменные смолы – сильнокислотного катионита в количестве 30 м3 марки «КУ-2-8» ГОСТ 20298-2022 (только Российского производства).

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 14.02.2024 №298 заявка с идентификационным №487353 была признана Победителем с ценой контракта 3 798 000,00 руб.

Участником с ID 487353 к заявке были приложены: свидетельство Таможенного союза о государственной регистрации № KG.11.01.09.013.Е.002864.11.16 от 23.11.2016 продукция изготовлена в соответствии с документами ГОСТ 20298-74 Смолы ионообменные. Катионит марки КУ-2-8; паспорт безопасности химической продукции ГОСТ 20298-74; паспорт качества на соответствие ГОСТ 20298-2022; свидетельство производителя продукции от 07.02.2024; гарантийное письмо о готовности осуществить поставку Товара, указанного в спецификации от 06.02.2024г.

Согласно доводу Заявителя заявка участника ID 487353 должна была быть отклонена, так как согласно условиям закупочной документации требуется российское производство. Победитель закупки не является российским производителем, а представленные в составе заявки документы относительно страны происхождения товара являются недостоверными.

Согласно пояснениям Заказчика закупка неконкурентным способом в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства была проведена в полном соответствии с разделом 37. Положения о закупке товаров, работ и услуг ООО «Нижнекамская ТЭЦ» (далее – Положение) и пунктом 20.1 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352                         «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 6 п. 37.5. Положения оценка и сопоставление предварительных предложений участников закупки осуществляется согласно критериям оценки, в сроки и в порядке, установленные в документации о закупке. Лучшим признается предварительное предложение участника закупки, которое содержит наилучшие условия исполнения договора согласно критериям оценки, предусмотренным разделом 15 настоящего Положения и установленным в документации о закупке.

Предложение участника с ID 487353 полностью соответствовало требованиям извещения и закупочной документации и содержало наилучшее ценовое предложение. На основании чего и выбрано победителем закупки № 32413233035.

Страну происхождения товара Заказчик определил на основании сведений о товаре, которые участник предоставил в своей заявке.

Требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров установлено п. 5. а)  согласно Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» и извещением от 31.01.2024.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к следующим выводам.

Заказчику на основании п. 1.1 Технического задания требовалась поставка ионообменной смолы – сильнокислотного катионита в количестве 30 м3 марки «КУ-2-8» ГОСТ 20298-2022 (только Российского производства).

В заявке участника с ID 487353 представлен паспорт безопасности химической продукции ГОСТ 20298-74 Смолы ионообменные. Катиониты. Технические условия, свидетельство Таможенного союза о государственной регистрации № KG.11.01.09.013.Е.002864.11.16 от 23.11.2016 продукция изготовлена в соответствии с документами ГОСТ 20298-74 Смолы ионообменные. Катионит марки КУ-2-8 Российского производства.

ООО «НПО Полифлок» является производителем химической продукции ионообменной смолы катионит КУ-2-8, Н-форма, ГОСТ 20298-2022, в количестве 30,00 м3.

Также в материалы дела приложено свидетельство производителя продукции от 07.02.2024 Исх. №0052/4. Согласно данному письму ООО «НПО Полифлок», производитель химической продукции, удостоверяет, что участник процедуры закупки ООО «ТД «Полифлок» (Торговый дом производителя) имеет все необходимые полномочия на предложение, поставку ионообменной смолы катионит КУ-2-8, Н- форма, ГОСТ 20298-2022, в количестве 30,00 м3, в течение 2024 года, для нужд компании ООО «Нижнекамская ТЭЦ», в полном соответствии с условиями Технического задания запроса котировок.

В ходе рассмотрения жалобы заявителем в материалы дела приобщено решение Федеральной антимонопольной службы России по делу №08/01/14.2-13/2023 от 11.12.2023г.

Согласно данному решению в ФАС России поступило обращение ООО «ТД «Токем» (рег. № 161617/22 от 26.09.2022) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО «ПолиИмпорт» (ОГРН 1117746443121), ООО «ТД «Полифлок» (ОГРН 1155476120678) и ООО «НПО Полифлок» (ОГРН 1155476113132).

Комиссия ФАС России пришла к выводу, что ООО «НПО Полифлок» осуществляется лишь улучшение потребительских свойств ионообменной смолы, произведенной в Китае, для получения возможности ее реализации посредством участия в конкурсных процедурах, что не отвечает критериям достаточной переработки, предусмотренным Правилами определения страны происхождения товара.

Так, ФАС России установлено, что ООО «НПО Полифлок» осуществляет рассев импортированной из Китая ионообменной смолы (катионита) с целью ее дальнейшей реализации путем участия ООО «ПолиИмпорт» и ООО «ТД «Полифлок» в закупочных процедурах, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Вместе с тем все документы, являющиеся в рамках участия в закупочных процедурах подтверждением страны происхождения поставляемой ионообменной смолы, оформлены на ООО «НПО Полифлок» как производителя указанной продукции (свидетельства производителя продукции, паспорта качества, паспорта безопасности химической продукции).

При этом ООО «НПО Полифлок» на каждую закупочную процедуру, в которой участвуют ООО «ПолиИмпорт» и (или) ООО «ТД «Полифлок», оформляет свидетельство производителя продукции, согласно которому страна происхождения предлагаемой к поставке продукции определяется как Российская Федерация.

Направленность действий ООО «ПолиИмпорт», ООО «НПО Полифлок» и ООО «ТД«Полифлок» на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности выражается в умышленном введении в  заблуждение относительно степени переработки импортируемого из Китая товара с целью использования приоритета товаров российского происхождения,  установленного Постановлением. При этом, совокупность действий указанных лиц, позволяет получить предусмотренную Постановлением преференцию для товаров российского производства в виде снижения цены договора на 15%, не неся при этом издержек, связанных с производством (организация производства, найм сотрудников, аренда помещения для производства, приобретение оборудования, оформление необходимых для производства и утилизации отходов лицензий, прохождение регулярных проверок государственных органов и т.д.). Кроме того, ООО «ПолиИмпорт» и ООО «ТД «Полифлок» имеют возможность побеждать в конкурсных процедурах при цене на 15% выше, чем предложенная иными субъектами, реализующими импортную ионообменную смолу, что приводит к получению дополнительной финансовой выгоды.

ФАС России признала действия ООО «ПолиИмпорт» (ОГРН 1117746443121 ИНН 7702763790), ООО «НПО «Полифлок» (ОГРН 1155476113132 ИНН 5406594192) и ООО «ТД «Полифлок» (ОГРН 1155476120678 ИНН 5404022866), выразившиеся во введении в заблуждение относительно страны происхождения ионообменных смол, противоречащими пункту 3 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

Таким образом товар не соответствует требованиям заказчика, установленным в техническом задании, а именно ООО «ТД Полифлок» поставляет ионообменные смолы – сильнокислотного катионита в количестве 30 м3 марки «КУ-2-8» не российского производства.

Кроме того, поставщиком приложены документы, согласно которым продукция изготовлена в соответствии с ГОСТ 20298-74. Вместе с тем, заказчику требовалось соответствие товара требованиям ГОСТ 20298-2022.

На основании изложенного, жалоба заявителя признана обоснованной.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Заказчик при рассмотрении заявок участников опирался на представленные в составе заявки документы и сведения.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия решила материалы для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства в части неправомерного допуска заявки участника и признания победителем закупки не передавать.

В связи с тем, что контракт по результатам закупки заключен 16.02.2024г., предписание об устранении выявленных нарушений Закона о закупках не выдавать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ТД Токем» на действия заказчика ООО «Нижнекамская ТЭЦ» при проведении закупки №32413233035 на предмет «Поставка сильнокислотного катионита марки КУ-2-8 для ООО Нижнекамская ТЭЦ», обоснованной.

2. Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны