Решение №АЯ-04/9368 Решение по делу № 016/10/18.1-1098/2022 от 26 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по рассмотрению жалоб в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Руководитель инспекции:

<…> – [должностное лицо]

Члены инспекции:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

в присутствии представителя Палаты имущественных и земельных отношений Арского муниципального района – <…> – [должностное лицо), в отсутствие заявителя Бикмухаметова Р.М. о месте и времени рассмотрения жалобы извещенного надлежащим образом, рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя Бикмухаметова Р.М. (вх. №9165/ж от 14.07.2022г.) на действия при проведении аукциона по реализации земельных участков на право заключения договора аренды земельного участка (номер извещения на сайте torgi.gov.ru №030622/0054974/01 от 03.06.2022, лот №5,

УСТАНОВИЛА:

 

Извещение №030622/0054974/01 (лот №5) о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды на земельный участок размещено на официальном сайте Российской Федерации https://torgi.gov.ru/ 03.06.2022 г.

Организатор торгов - Палата имущественных и земельных отношений Арского муниципального района.

Предмет торгов – Земельный участок расположен: Республика Татарстан, Арский муниципальный район, МО "г. Арск", г.Арск, ул. Сибирский тракт, д.26 -4 868 кв. м Кадастровый номер 16:09:010111:693.

Дата и время окончания приема заявок: 04.07.2022 г. 16:00.

Суть жалобы, по мнению заявителя, торги проведены с нарушениями норм действующего законодательства.

Организатор торгов с доводами, изложенными в жалобе, согласился частично, представил письменные пояснения, а также документы по торгам, которые приобщены к материалам дела.

Жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

При этом данной нормой не установлены ограничения распространения данных требований только в отношении лиц, подпадающих под действие Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) и Закона о контрактной системе (44-ФЗ), также в данной норме не указаны исчерпывающие виды торгов, на которые данные требования распространяются.

Следовательно, частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлены общие требования и запреты на действия всех субъектов правоотношении (в том числе хозяйствующих субъектов), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Рассматриваемое объявление было размещено в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, на основании Постановление исполнительного комитета Арского муниципального района № 420 от 02.06.2022 года.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия организатора торгов и позиции организатора торгов, изучения документации приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя о недопуске поданной заявки до участия в тогах, отсутствия уведомления о том, что заявка на участие в торгах не была принята, а также о том, что организатором торгов, информация о недопуске заявки на участие в торгах в Протоколе подведения итогов торгов не отражена.

В соответствии с частью 1 статьи 39.12 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗКРФ) Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4) документы, подтверждающие внесение задатка.

Согласно части 4 статьи 39.12 ЗКРФ Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Исходя из положений части 8 статьи 39.12 ЗКРФ Заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;

2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;

3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;

4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

В соответствии с положениями части 9 и 10 статьи 39.12 ЗКРФ Организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий день после дня подписания протокола. Заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, организатор аукциона направляет уведомления о принятых в отношении них решениях не позднее дня, следующего после дня подписания протокола, указанного в пункте 9 настоящей статьи.

Согласно доводам жалобы заявителя, им 22 июня 2022 года, в адрес организатора торгов, путем направления заказного письма, была предоставлена заявка на участие в вышеуказанных торгах по лоту №5. К указанной заявке были приложены все предусмотренные законом документы, включая документ, подтверждающий оплату задатка. Указанная заявка, согласно трек-номеру отслеживания заказного письма, была получена организатором торгов 29 июня 2022 года. Вместе с тем, изучив протокол рассмотрения заявок на участия в торгах, информации о том, что Бикмухаметовым Р.М. подавалась заявка на участие в торгах по лоту №5 в нем отсутствовала. Кроме того, организатором торгов, о том, что заявка не была принята, не было сообщено вовсе.

В ходе заседания Комиссии представитель организатора торгов частично согласился с доводами жалобы заявителя, пояснив, что действительно, Бикмухаметову Р.М. не было сообщено о том, что его заявка на участие в торгах принята не была. В части остальных доводов жалобы, организатор торгов выразил несогласие с доводами, пояснив следующее.

Так, заявка Бикмухаметова Р.М. на участие в торгах, не была принята по причине того, что данная заявка поступила в адрес организатора торгов заказным письмом, в то время как, согласно извещению о проведении торгов, опубликованном на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ , участники должны подавать заявки лично, или через своих представителей по адресу: РТ, Арский муниципальный район, г. Арск, пл. Советская, дом 14. 

При этом, организатор торгов, факт поступления заявки Бикмухаметова Р.М., ее соответствия положениям закона, не опровергает.

Комиссия Татарстанского УФАС России изучив доводы жалобы заявителя, пояснения организатора торгов, положения извещения, установила:

Определение способа подачи заявления о желании участвовать в аукционе посредством только личного (нарочного) представления данного заявления в письменной форме ограничивает возможность участия в аукционе заинтересованных лиц, проживающих за пределами соответствующего района, а также субъекта Российской Федерации, что подтверждается судебной практикой: Определение Верховного Суда РФ от 29.11.2018 N 302-КГ18-19272 по делу N А33-32178/2017, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.04.2019 N Ф06-43152/2019 по делу N А06-4787/2018.

Формирование документации об аукционе, не может ограничивать возможность участия неопределенного круга лиц в проводимом аукционе, и, тем самым, приводить к недопущению, ограничению и устранению конкуренции при проведении аукциона.

Положения статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации не содержат императивного условия о необходимости личного участия заявителей в целях подачи заявки на участие в аукционе и не ограничивают предоставленное заявителям конституционное право на обращение в органы власти только путем непосредственного личного присутствия или присутствия представителя.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, осуществляющий в рамках своих дискреционных полномочий регулирование и защиту того или иного права, не освобождается от обязанности соблюдать при определении круга лиц, которым соответствующее право предоставляется, конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые, помимо прочего, требуют для субъектов права при равных условиях равного положения и допускают возможность различий, только если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 10 ноября 2009 года N 17-П, от 3 февраля 2010 года N 3-П, от 20 декабря 2010 года N 21-П и от 23 апреля 2012 года N 10-П).

Таким образом, Комиссия отмечает, что Земельным законодательством Российской Федерации не предусмотрен запрет на подачу заявлений о намерении участвовать в аукционе иным путем, кроме личного обращения.

По мнению Комиссии, в рассматриваемом случае недопуск заявки Бикмухаметова Р.М. на участие в торгах, лишь на основании того, что указанная заявка была направлена в адрес организатора торгов заказным письмом, при условии, что указанная заявка содержала в себе все необходимые документы, факт, который не оспаривается организатором торгов, является неправомерным и не основанным на нормах действующего законодательства.

Кроме того, изучив положения Протокола рассмотрения заявок на участие в торгах от 05.07.2022 года, Комиссией было установлено, что указанный протокол, информации о недопуске участника торгов - Бикмухаметова Р.М. не содержит.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы заявителя обоснованной.

Организатором торгов допущены нарушения части 8 и 9 статьи 39.12 Земельного Кодекса РФ.

С учетом изложенных обстоятельства, в целях восстановления прав заявителя Комиссия принимает решение о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу заявителя Бикмухаметова Р.М. (вх. №9165/ж от 14.07.2022г.) на действия организатора торгов при проведении аукциона по реализации земельных участков на право заключения договора заключения договора аренды земельного участка (номер извещения на сайте torgi.gov.ru №030622/0054974/01 от 03.06.2022, лот №5), обоснованной.

2. Признать организатора торгов Палата имущественных и земельных отношений Арского муниципального района нарушившим требования части 8 и 9 статьи 39.12 Земельного Кодекса РФ.

3. Выдать организатору торгов Палата имущественных и земельных отношений Арского муниципального района предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Руководитель инспекции:

<…> – [должностное лицо]

Члены инспекции:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны