Предупреждение №АШ-06/826 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №П06-8/2024 о прекращении действий (бездейств... от 30 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АШ-06/826 от 30.01.2024 г.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства при предоставлении земельных участков.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) поступило обращение (вх. 10642/ж от 09.10.2023 года) о наличии в действиях Министерства лесного хозяйства РТ (далее – Министерство) признаков нарушения антимонопольного законодательства. 

Для полного и всестороннего рассмотрения данного обращения в соответствии со статьями 23, 24, 25 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Татарстанским УФАС России были направлены соответствующие запросы информации.

По итогам рассмотрения обращения, а также изучения представленных документов Татарстанским УФАС России было установлено следующие.

Частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. №20 от 28.07.2012) (далее – Лесной кодекс в ред. №20) и Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 (ред. от 26.06.2012 №2) (далее - Приказ №319 в ред. №2) перечислены исчерпывающие основания для заключения договора аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов, в частности, в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45 ЛК в ред. №20)

Пунктом 2 Приказа Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" (далее – Правила №223 от 2011 года), под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Частью 3 статьи 45 ЛК в ред. № 20, лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка без проведения торгов утвержден Приказом №319 в ред. №2 и носит заявительный характер: лицо, заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка под цели использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, подает заявление с соответствующими документами в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

К таким документам относятся в том числе, копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на объекты, подлежащие реконструкции (при предоставлении лесных участков для реконструкции линейных объектов), акт натурного технического обследования лесного участка при предоставлении его без государственного кадастрового учета.

Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения. По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.

19.06.2012 года в адрес Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан (далее - Министерство) поступило заявление №249 от ОАО «Чистопольнефтепродукт» (далее - Общество) с просьбой о предоставлении земельного участка лесного фонда, общей площадью 11,94 га. в целях использования лесов для реконструкции и эксплуатации (существующих) линейных объектов с правом заготовки древесины на лесных участках.  

Распоряжением от 10.07.2012 года №162-р (с учетом внесенных изменений распоряжением 04.06.2013 года №117-р) Министерство предоставило Обществу испрашиваемого участка в аренду сроком на 49 лет, общей площадью 11,94 га, расположенные в защитных лесах, (далее - участок), в целях использования лесов для реконструкции и эксплуатации (существующих) линейных объектов (далее – Распоряжение №162-р).

На основании вынесенного Распоряжения №162-р, между Министерством и Обществом заключен договор аренды лесного участка в целях реконструкции и эксплуатации (существующих) линейных объектов №434 от 29.08.2012 года (далее договор аренды №434). 

В результате исследования предоставленных документов от Министерства и Общества послуживших основанием для вынесения распоряжения №162-р и заключения договора №434 установлено, что заявление №249 содержит просьбу о предоставление данного земельного участка в целях реконструкции и эксплуатации (существующих) линейных объектов без проведения торгов.

При этом, в данном заявление имеется ссылка на приложение, где помимо прочего Общество прикладывает акт натурного технического обследования лесного участка. Однако указанные приложения в адрес антимонопольного органа не предоставлены.

Более того, среди целей предоставления земельного участка в виде, эксплуатации линейных объектов также имеется реконструкция линейных объектов, следовательно, в рамках направленного заявления о предоставлении такого участка необходимо приложить копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на объекты, подлежащие реконструкции (Приказ №319).

В целях проверки обоснованности вынесения Распоряжения №162-р и заключения договора №434, антимонопольным органом был направлен запрос в адрес Министерства и Общества с требованием о предоставлении перечисленных Приказом №319 документов, подтверждающие наличие оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов.

В ответ на направленный запрос, от Общества и Министерства поступил ответ об отсутствии указанных документов. То есть стороны не подтверждают наличие требуемых законодательством документов, свидетельствующие правомерном предоставлении земельного участка без проведения торгов.

То есть антимонопольным органом констатируется факт отсутствия наличия документарных оснований под заявленные цели в виде использования лесов для реконструкции, эксплуатации линейных объектов, позволяющие законное предоставление земельного участка без проведения торгов в пользу Общества.

Таким образом, Министерством нарушена процедура и порядок рассмотрения направленного заявления о предоставлении земельного участка в целях использования лесов для реконструкции и эксплуатации (существующих) линейных объектов, так как в связи с отсутствием подтверждающих документов свидетельствующие о преимущественном предоставлении земельного участка, Министерству необходимо было принять решение об отказе в предоставлении данного земельного участка.

Далее 02.08.2022 года, исходя из выписки Единого государственного реестра об объекте недвижимости установлено, что земельный участок, предоставленный в рамках договора аренды от 2012 года поставлен на кадастровый учет под номером 16:54:030101:516.

16.08.2022 года Обществом в адрес Министерства направлено обращение о согласовании уступки права аренды по договору аренды лесного участка от 29.08.2012 года №434 и дополнительному соглашению от 08.08.2022 года №1 в пользу гражданина. Министерство, рассмотрев данное обращение, направило в адрес Общества ответ №15-7455 от 20.08.2022 года о согласовании передачи прав и обязанностей арендатора.

22.08.2022 года между Обществом и ФЛ заключен Договор о передаче прав и обязанностей по дополнительному соглашению №1 от 08.08.022 года и Договору аренды на срок 39 лет (далее – договор о переуступке прав). 

Таким образом, ввиду нарушения процедуры и порядка рассмотрения направленного заявления от Общества о предоставлении земельного участка, действия, направленные на переуступку прав аренды по договору аренды лесного участка от 29.08.2012 года №434 в пользу ИП, являются неправомерными.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, поскольку Министерством при вынесении распоряжения №162-р нарушена процедура и порядок рассмотрения направленного заявления о предоставлении земельного участка в целях использования лесов для реконструкции и эксплуатации (существующих) линейных объектов, следовательно, заключение Договора о передаче прав и обязанностей по дополнительному соглашению №1 от 08.08.022 года является неправомерным.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае выявления признаков нарушения статьи 15 настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, считаем целесообразным выдать Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан предупреждение о необходимости путем принятия мер по обеспечению возврата земельного участка 16:54:030101:516 площадью 1 841 616 кв.м. который был предоставлен по договору аренды №434 и переуступлен в пользу ИП с нарушением действующего законодательства.

В связи с наличием в действиях Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в нарушении процедуры и порядка рассмотрения заявления ОАО «Чистопольнефтепродукт» о предоставлении земельного участка общей площадью 11,94 га. в целях использования лесов для реконструкции и эксплуатации (существующих) линейных объектов и вынесении, в последствии, распоряжения от 10.07.2012 года №162-р о предоставлении ОАО «Чистопольнефтепродукт» испрашиваемого участка в аренду сроком на 49 лет, что в последующем привело к неправомерному заключению договора о передаче прав и обязанностей по дополнительному соглашению №1 от 08.08.022 года в пользу ИП, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», приказом ФАС России от 22.01.2016 №57/16 «Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства», предупреждает о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем принятия мер по прекращению прав и обязанностей возникших на основании договора аренды №434 от 29.08.2012 года и, в последующем, переуступленных в рамках договора о передаче прав и обязанностей дополнительным соглашением №1 от 08.08.022 года в пользу ИП в отношении земельного участка 16:54:030101:516 площадью 1 841 616 кв.м., с нарушением действующего законодательства.  

Предупреждение необходимо выполнить в течение 90 дней с момента получения.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны