Решение №АЯ-08/7876 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/5-679/2022 о нарушении законодательс... от 21 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. № АЯ-08/7876 от 21.06.2022

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

Члены Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

<…> –[должностное лицо];

рассмотрев материалы дела в отношении, ООО «КИТ» (ИНН: 6320061290, ОГРН: 1216300053815, юридический адрес: 445036, г. Тольятти, ул. Дзержинского, д. 74, пом. 14-24) и ООО «АВАНГАРД» (ИНН: 6320060828, ОГРН: 1216300051384, юридический адрес: 445037, Самарская область, г. Тольятти, проезд Новый, д. 3, ком. 6В-2) по признакам нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление, Татарстанское УФАС России) на рассмотрение поступило обращение [физическое лицо 1], содержащие признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе».

Исходя из текста обращения следует, что [физическое лицо 1], обнаружив рекламу по продаже автомобилей по заниженным ценам в кредит от 0%, с целью покупки автомобиля по условиям, отраженным в рекламе, приехал в автоцентр «Булак», находящегося РТ, г. Казань, ул. Комиссара Габишева, д. 14А.

Выбрав автомобиль по цене в размере 605 000,00 рублей, [физическое лицо 1]  одобрили кредит с процентной ставкой 8,7 % годовых на 8 лет, с ежемесячным платежом 10 600,00 рублей.

Однако, как утверждает [физическое лицо 1], после покупки автомобиля заявленная в автоцентре стоимость автомобиля в размере 605 000 рублей явно не соответствовала фактической стоимости. После подписания договора купли-продажи стоимсоть автомобиля составляла 1 329 000,00 рублей. При этом по условиям кредитного договора размер ежемесячного платежа составлял 26 516,00 рублей в месяц, с процентной ставкой по кредиту в размере 16,7 % годовых и сроком на 8 лет, а также навязана дополнительная услуга «платёжная гарантия» от ООО «АВТО-ЗАЩИТА» на общую сумму 83 776 рублей.

[физическое лицо 1]  полагает, что рекламное предложение, поступившее в его адрес и фактическая стоимость автомобиля отличаются и направлено на введение его в заблуждение относительно условий приобретения автомобиля.

На сновании вышеизложенного, Управлением 02.03.2022 г.  и 24.03.2022 г. был осуществлен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – поисковой системе «Яндекс», по результатам которого установлены факты размещения реклам следующего содержания: 1) «Автоцентр «Булак» в Казани…Первоначальный взнос 0%. Выгода по трейд-ин до 100 000 р. Оставь заявку на сайте: Финансовые услуги оказывает: ПАО АКБ «Абсолют Банк», ПАО СК «Росгосстрах»; 2) «Автоцентр «Булак». Подарки покупателям!...Автокредит от 3% 1-ый взнос от 0%. Оформим за 1день. Полис КАСКО в подарок: По 2 документам. Гибкие сроки погашения. Госпрограммы. Одобрение 95%».

Указанные рекламные объявления «кликабельные», после перехода по которому открывается сайт по адресу https://kazan-cars.ru/.

По результатам изучения информации, размещенной на сайте https://kazan-cars.ru/ установлено, что Автоцентр «Булак» осуществляет деятельность по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Комиссара Габишева, д. 14А.

Как следует из фактических обстоятельств, рекламное объявление, размещенное в сети Интернет, представляет собой текстовое сообщение небольшого размера, с помощью которого пользователь может перейти на сайт лица, разместившего объявление. Само объявление не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является сам по себе основанием для принятия лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой либо приобрести товар. Фактически объявление, неразрывно связанное с сайтом, является частью того сайта, который открывается после «клика» на объявление, и не может рассматриваться в отрыве от самого сайта.

При этом, после перехода с рекламного объявления на анализируемый сайт отсутствует информация, раскрывающие полные условия приобретения автомобиля в том числе срок предоставления кредита, требования относительно необходимости страхования (имущества, жизни и т.д.).

В нижней части сайта отражена информация о юридическом лице, осуществляющем деятельность в автоцентре «Булак», находящегося по вышеуказанному адресу - ООО «АВАНГАРД» (ИНН: 6320060828, ОГРН: 1216300051384, юридический адрес: 445037, Самарская область, г. Тольятти, проезд Новый, д. 3, ком. 6В-2).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «АВАНГАРД» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является 77.11 Аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств.

Одним из дополнительных видов экономической деятельности Общества является 45.11 Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности.

В последующем Управлением осуществлен переход на страницы сайта, с указанием каталога автомобилей и их стоимости, а также условий кредитования.

Исходя из представленных скриншотов, следует, что единственной возможностью получения полных условий кредитования является заполнение заявки с указанием ФИО, номера телефона, марки и модели автомобиля и предоставления согласия на обработку персональных данных.

В качестве требований к клиенту обозначены требования:

- гражданство РФ;

- паспорт РФ и права;

- возраст от 21 до 65 лет;

- стаж не менее трех месяцев.

При анализе в представленного сайте условий, раскрывающих предложение автосалона, а именно возможности приобретения автомобилей по стоимости указанном на сайте, конкретных действий, необходимых для покупки автомобиля по предлагаемой стомости не обнаружены. Само содержание сайта предполагает возможность приобретения автомобиля за счет кредитных средств, однако как и в первом рекламном объявлении единственной возможностью получения полных условий кредитования является заполнение заявки с указанием ФИО, номера телефона, марки автомобиля, модели автомобиля и предоставления согласия на обработку персональных данных.

Кроме того, Управлением выборочно осуществлен мониторинг официального сайта производителя автомобиля марки «Lada Granta Sedan» https://www.lada.ru/, в результате которого установлена, что цена такого автомобиля, по состоянию на 07.04.2022 г., составляла от 727 900,00 рублей рублей.

Вместе с тем, согласно поступившему ответу от ООО «ЯНДЕКС» реклама была размещена в рамках договора, заключённого между ООО «Яндекс» и ООО «КИТ» (ИНН: 6320061290, ОГРН: 1216300053815, юридический адрес: 445036, г. Тольятти, ул. Дзержинского, д. 74, пом. 14-24) на условиях оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ», расположенной в сети «Интернет» по адресу: https://yandex.ru/legal/oferta_direct/. Договор между ООО «Яндекс» и ООО «КИТ» был заключён посредством акцепта ООО «КИТ» оферты в порядке, предусмотренном разделом 7 оферты.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «КИТ» по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является 73.11 Деятельность рекламных агентств.

Учитывая вышеизложенное, Управлением было принято решение о возбуждении дела №016/05/5-679/2022 в отношении ООО «АВАНГАРД» и ООО «КИТ» по признакам нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закон «О рекламе».

Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования являются услуги по продаже автомобилей.

Информация со сведениями: 1) «Автоцентр «Булак» в Казани…Первоначальный взнос 0%. Выгода по трейд-ин до 100 000 р. Оставь заявку на сайте: Финансовые услуги оказывает: ПАО АКБ «Абсолют Банк», ПАО СК «Росгосстрах»; 2) «Автоцентр «Булак». Подарки покупателям!...Автокредит от 3% 1-ый взнос от 0%. Оформим за 1день. Полис КАСКО в подарок: По 2 документам. Гибкие сроки погашения. Госпрограммы. Одобрение 95%» в силу статьи 3 Закона о рекламе является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.

В рассматриваемых рекламах размещена информация о процентной ставке по кредиту (от 3 %), а также о банке и организации, оказывающих финансовые услуги.

С целью установления достоверности размещенной информации Управлением, в рамках рассмотрения дела, были направлены запросы в адрес указанных организаций.

Так, согласно информации, указанной в рекламе, финансовые услуги оказывает ПАО АКБ «Абсолют Банк» и ПАО СК «РОСГОССТРАХ».

Исходя из ответа ПАО АКБ «Абсолют Банк» следует, что между банком и ООО «АВАНГАРД» заключено соглашение о сотрудничестве №21/004/000/297 от 11.01.2022 г.

Однако в банке отсутствуют программы кредитования с процентной ставкой от 3% годовых.

Согласно ответу ПАО СК «РОСГОССТРАХ» договорные отношения между ПАО СК «РОСГОССТРАХ» и ООО «АВАНГАРД» отсутствуют.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что рекламодатель намеренно вводит в заблуждение потребителя, отражает только выгодные для рекламодателя условия, сообщаются недостоверные сведения относительно стоимости автомобилей, что автомобили приобретаются у официального дилера, а также не сообщаются исчерпывающие условия, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика.

Кроме того, Управлением в отношении ООО «НОВИКО» и ООО «АВАНГАРД» вынесено решение по делу №016/05/5-261/2022 по признакам нарушения пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе», в ходе производства которого установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в поисковой системе «Яндекс» распространялись рекламы с текстом: 1) «Купи авто по госпрограммам. Ставка от 0%. Комплект шин в подарок. Подробнее: Оформление за 1 день. Одобрение до 95%. Выгодный трейд-ин. Все авто в наличии. Финансовые услуги оказывает: ПАО «Плюс Банк», ПАО СК «Росгосстрах» и др., 2) «Kia Rio 2021. 507 900 р…Левый руль. Седан. 2021. 1.4 МТ (100 л.с.). Узнать подробнее».

В рамках рассмотрения дела №016/05/5-261/2022 установлены аналогичные факты, а именно отсутствие исчерпывающей информации, раскрывающей полные условия приобретения автомобиля в том числе фактическая стоимость автомобиля, срок предоставления кредита, требования относительно необходимости страхования (имущества, жизни и т.д.).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что подобное поведение ООО «АВАНГАРД» на товарном рынке по торговле автотранспортными средствами является однообразным и подтверждает недобросовестность действий по отношению к потребителям и другим участникам рынка.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Недостоверной признается реклама, в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

Условиями, влияющими на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Согласно пункту 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

На основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» следует, что за нарушение требований, установленных частью 3, 7 статьи 5, статьей 28 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 N АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).

Учитывая, что рекламные кампании размещались ООО «АВАНГАРД» через рекламное агентство ООО «КИТ», Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем рассматриваемых реклам является ООО «АВАНГАРД».

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России учитывая совокупность имеющихся доказательств, в том числе материалы предоставленные в адрес Управления, приходит к выводу о нарушении ООО «АВАНГАРД» требований пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».

Кроме того, Комиссия Татарстанского УФАС России, по результатам рассмотрения материалов, приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «КИТ» нарушений Закона «О рекламе», в связи с чем прекращает производство по делу в отношении ООО «КИТ».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать ненадлежащей рекламы, распространенные ООО «АВАНГАРД» (ИНН: 6320060828, ОГРН: 1216300051384, юридический адрес: 445037, Самарская область, г. Тольятти, проезд Новый, д. 3, ком. 6В-2) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - поисковой системе «Яндекс» с текстом: 1) «Автоцентр «Булак» в Казани…Первоначальный взнос 0%. Выгода по трейд-ин до 100 000 р. Оставь заявку на сайте: Финансовые услуги оказывает: ПАО АКБ «Абсолют Банк», ПАО СК «Росгосстрах»; 2) «Автоцентр «Булак». Подарки покупателям!...Автокредит от 3% 1-ый взнос от 0%. Оформим за 1день. Полис КАСКО в подарок: По 2 документам. Гибкие сроки погашения. Госпрограммы. Одобрение 95%», поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3, части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Рекламодателем признать ООО «АВАНГАРД».

ООО «АВАНГАРД» выдать предписание об устранении нарушения Закона «О рекламе».

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 21 июня 2022 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

Члены Комиссии:

<…> –[должностное лицо];

<…> –[должностное лицо].

Связанные организации

Связанные организации не указаны