Решение №АЯ-04/10495 Решение по делу №016/07/4-1359/2020 от 7 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/10495 от 07.08.2020 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление) по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «Татэнерго» - <…> – [должностное лицо] (доверенность №119/20-140 от 19.12.2019 г.) и <…> – [должностное лицо] (доверенность №119/20-305 от 21.05.2019 г.), в присутствии представителей заявителя ООО «РусЭнергоПром» - <…> – [должностное лицо] (доверенность №1 от 24.04.2020 г.), в присутствии представителей заявителя ООО «НПК» - <…> – [должностное лицо], <…> – [должностное лицо] (доверенность №03-08/1-Д от 03.08.2020 г.), рассмотрев жалобы (вх.№10295/ж от 27.07.2020 г., №10162/ж от 23.07.2020 г.) на действия заказчика при проведении закупки №32009235107 на предмет: оказание услуг по поверке и внесению изменений в документ «Описание типа средства измерения «Система автоматизированная информационно-измерительная коммерческого учета электрической энергии (мощности) (АИИС КУЭ) филиала АО «Татэнерго» Набережночелнинская ТЭЦ» в 2020 году,

УСТАНОВИЛА:

11 июня 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru была размещена закупка с номером извещения №32009235107, на предмет: оказание услуг по поверке и внесению изменений в документ «Описание типа средства измерения «Система автоматизированная информационно-измерительная коммерческого учета электрической энергии (мощности) (АИИС КУЭ) филиала АО «Татэнерго» Набережночелнинская ТЭЦ» в 2020 году.

Начальная (максимальная) цена - 634 560,00 рублей.

По мнению заявителя, в действиях заказчика, при проведении закупки, содержится нарушение норм действующего законодательства, в части неправомерного отклонения заявок заявителей.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения изучения документации приходит к следующим выводам.

По мнению заявителей, в действиях заказчика, при проведении закупки, содержится нарушение норм действующего законодательства, в части неправомерного отклонения заявок заявителей.

Согласно пунктам 9 и 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки и  требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

В протоколе этапа закупки № 32009235107-01 от 13.07.2020 были отражены следующие результаты рассмотрения и квалификационного отбора участников закупки:

п/п

Участник

Дата и время регистрации заявки

Решение

Основание отклонения

Причина отклонения

1

Заявка 143959

17.06.2020 09:25:32 (+03:00)

Не соответствует требованиям

Несоответствие участника закупки требованиям документации

На основании пп.1.4.2.5 п.2.2.4 Положения о закупках Заказчика поскольку Участник не соответствует требованиям пп.1 п.10 приложения 1 к Документации о конкурентной закупке, поскольку не представлены документы, подтверждающие соответствие Участника требованиям: наличие у Участника аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений на право испытания в целях утверждения типа (документы предоставлены не на Участника, а на иное лицо, однако требование было предъявлено именно к Участникам закупки согласно п.9 ч.10 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ)

2

Заявка 144066

17.06.2020 12:00:56 (+03:00)

Соответствует требованиям

   

3

Заявка 143792

17.06.2020 13:03:21 (+03:00)

Соответствует требованиям

   

4

Заявка 144118

17.06.2020 18:27:04 (+03:00)

Не соответствует требованиям

Несоответствие участника закупки требованиям документации

На основании пп.1.4.2.5 п.2.2.4 Положения о закупках Заказчика поскольку Участник не соответствует требованиям пп.1, 2 п.10 приложения 1 к Документации о конкурентной закупке, поскольку не представлены документы, подтверждающие соответствие Участника требованиям:

 1) Наличие у Участника аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений на право испытания в целях утверждения типа (документы предоставлены не на Участника, а на иное лицо, однако требование было предъявлено именно к Участникам закупки согласно п.9 ч.10 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ);

 2) Наличие у Участника аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений на право поверки средств измерений (документы предоставлены не на Участника, а на иное лицо, однако требование было предъявлено именно к Участникам закупки согласно п.9 ч.10 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ)

 

В итоговом протоколе этапе закупки № 32009235107-02 от 15.07.2020 отражены следующие итоги закупки:

п/п

Участник

Дата и время регистрации заявки

Решение

Ценовое предложение

Ценовое предложение с НДС

Результат оценки по критериям

Занятое место

2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И ИСПЫТАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН"

17.06.2020 12:00:56 (+03:00)

Соответствует требованиям

634 560,00

Да

49,17

2

3

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СПЕЦЭНЕРГОПРОЕКТ"

17.06.2020 13:03:21 (+03:00)

Соответствует требованиям

312 000,00

Да

100,00

1

 

Однако, исходя из предмета закупки, было необходимо предоставить услуги по поверке и внесению изменений в описание средства измерений, а не работы по проектированию, строительству, модернизации и ремонту, к тому же, как отмечено заказчиком Набережночелнинская ТЭЦ, для которой закупались услуги, не связана с использованием атомной энергии.

Таким образом, в соответствии с законодательством требования могли быть предъявлены заказчиком в данном конкретном случае только к участникам закупки, а не к привлекаемым им соисполнителям.

С учетом вышеизложенных норм законодательства в пункте10 приложения 1 к Документации о закупке были предъявлены следующие квалификационные требования именно к Участникам закупки, а не к привлекаемым ими соисполнителям:

Требования

Основание установления требования

 

Документы, подтверждающие соответствие требованиям

1

2

3

4

1

Наличия у Участника Аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений на право испытания в целях утверждения типа с областью аккредитации:

измерения электрических и магнитных величин

Ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ

"Об обеспечении единства измерений",

- ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 №412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации

Копия аттестата аккредитации с приложениями.

 

2

Наличия у Участника Аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений на право поверки средств измерений с областью аккредитации:

Поверка средств измерений в отношении групп средств измерений: измерения электрических и магнитных величин

Ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ

"Об обеспечении единства измерений",

- ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 №412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"

Копия аттестата аккредитации с приложениями.

 

В документации Заказчиком были установлены, в том числе следующие требования к участникам закупки:

10. Квалификационные требования к участникам закупки (а в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства – также к привлекаемым участниками закупки субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара)

Требования

Основание установления требования

 

Документы, подтверждающие соответствие требованиям

1

2

3

4

1

Наличия у Участника Аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений на право испытания в целях утверждения типа с областью аккредитации:

измерения электрических и магнитных величин

Ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ

"Об обеспечении единства измерений",

- ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 №412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации

Копия аттестата аккредитации с приложениями.

 

2

Наличия у Участника Аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений на право поверки средств измерений с областью аккредитации:

Поверка средств измерений в отношении групп средств измерений: измерения электрических и магнитных величин

Ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ

"Об обеспечении единства измерений",

- ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 №412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"

Копия аттестата аккредитации с приложениями.

 

 

Кроме того, в документации было установлено, что Закупочная комиссия отклонит предложения, которые не соответствуют требованиям, указанным в следующих пунктах настоящего технического задания: п.2, 3, 4, 7, 8, 9, 10 (если иное прямо не указано в настоящей документации о закупке).

Предметом договора являлось оказание услуг по поверке и внесению изменений в документ «Описание типа средства измерения». Данные услуги являлись основными, и в отношении способности их выполнения в документации о закупке были предъявлены требования к участникам закупки.

Однако документаций о закупке (в том числе проектом) договора не было запрещено привлечение соисполнителе к выполнению неосновных (сопутствующих) услуг. При этом в Документации о закупке не было установлено никаких требований к таким соисполнителям в соответствии с п.10 ч.10 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Согласно п.6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018):

«6. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Суд пришел к выводу, что установленные заказчиком требования, связанные с финансовыми показателями, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, поскольку требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют….».

Требования, установленные в п.10. приложения 1 к Документации о закупке, были равно (одинаково) применены ко всем 4 участникам закупки: 2 заявки, соответствующие требованиям, были допущены, 2 заявки, не соответствующие требованиям, были отклонены. Допуск двух заявок свидетельствует об отсутствии преимуществ отдельному лицу. Сами же требования были обоснованы законодательством, регулирующим оказание услуг, являющихся предметом закупки, то есть обеспечивают заказчику гарантии надлежащего исполнения договора.

В соответствии с законодательством, регулирующим оказание услуг, являющихся предметом закупки:

Согласно ст.12 Федерального закона Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений":

«Статья 12. Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений

5. Испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа проводятся юридическими лицами, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на выполнение испытаний в целях утверждения типа».

В соответствии со ст.13 Федерального закона Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений":

«Статья 13. Поверка средств измерений

2. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели».

Согласно ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 №412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации":

«1) аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации».

Кроме того, следует отметить, что согласно п.2 ст. 721 ГК РФ, которая регулирует взаимоотношения по оказанию услуг, если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «РусЭнергоПром» (вх.№10295/ж от 27.07.2020г.) на действия заказчика АО «Казэнерго» (ИНН: 1659143468) на действия заказчика при проведении закупки №32009235107 на предмет: оказание услуг по поверке и внесению изменений в документ «Описание типа средства измерения «Система автоматизированная информационно-измерительная коммерческого учета электрической энергии (мощности) (АИИС КУЭ) филиала АО «Татэнерго» Набережночелнинская ТЭЦ» в 2020 году, необоснованной.

Признать жалобу ООО «НПК» (вх.№10162/ж от 23.07.2020г.) на действия заказчика при проведении закупки №32009235107 на предмет: оказание услуг по поверке и внесению изменений в документ «Описание типа средства измерения «Система автоматизированная информационно-измерительная коммерческого учета электрической энергии (мощности) (АИИС КУЭ) филиала АО «Татэнерго» Набережночелнинская ТЭЦ» в 2020 году, необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны