Определение №ВЧ-08/8081 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела №016/05/15-1080/2023 и назнач... от 4 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/8081 от 04.08.2023 г.

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…> – [должностное лицо], рассмотрев обращение (вх. №5693 от 05.06.2023 г.), представленное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан по факту нарушения части 2 статьи 15 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление, Татарстанское УФАС России) на рассмотрение поступило обращение от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан (вх. №2976 от 24.03.2022) о выявленных признаках нарушений в действиях ООО «РАДИО «МАКСИМУМ-КАЗАНЬ» (ИНН 1656021655).

В соответствии с вышеуказанным письмом, в ходе проведения планового систематического наблюдения в отношении ООО «РАДИО «МАКСИМУМ-КАЗАНЬ» (учредитель радиоканала «Сто один и девять») в результате анализа записи эфира за период с 00:00 15.05.2023 по 23:59:59 21.05.2023 было установлено, что объем рекламных сообщений в составе радиоканала «Сто один и девять» 20.05.2023 превышает установленные законом 20% от времени вещания в сутки:

<…>

Целями Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с письмом ФАС России от 08 октября 2015 года №АК/54867/15 «О порядке расчета объема рекламы в радиопрограммах» в случае вещания на одной частоте двух и более радиопрограмм, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в радиопрограмме рассчитывается для каждой радиопрограммы, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в сутки.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона «О рекламе» в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве СМИ и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение суток.

В соответствии с ч. 10 ст. 15 Закона «О рекламе» требования, установленные частями 1 - 9 настоящей статьи, не распространяются на радиопрограммы, которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и транслируются на основании лицензии на вещание, при условии, что в таких радиопрограммах продолжительность рекламы составляет восемьдесят и более процентов времени фактического вещания в течение суток.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требования, установленного частью 2 статьи 15 ФЗ «О рекламе» несёт рекламораспространитель, в данном случае ООО «РАДИО «МАКСИМУМ-КАЗАНЬ» (ИНН 1656021655, ОГРН: 1021603065681, адрес регистрации: 420111, РТ, г. Казань, ул. Баумана, д. 44/8, офис 501/2).

24.07.2023 в адрес Управления поступили письменные пояснения ООО «РАДИО «МАКСИМУМ-КАЗАНЬ» (вх. №7508), исходя из содержания, которого следует, что Общество отрицает факт превышения объема рекламы 20% в сутки 20.05.2023.

Общество полагает, что произведенный Управлением Роскомнадзора по РТ подсчет объема вещания радиоканала «Сто один и девять» и объема распространенной в эфире радиоканала рекламы является арифметически неверным.

В соответствии с предоставленными Управлением Роскомнадзора по РТ сведениями объем вещания радиоканала «Сто один и девять», учредителем которого является ООО «Радио «Максимум-Казань», составило:

<…>

Указанный расчет, по мнению Общества, является неверным, не соответствует фактическому объему вещания радиоканала «Сто один и девять», в силу чего не может свидетельствовать о наличии признаков превышения объема рекламы.

ООО «Радио «Максимум-Казань» осуществляет деятельность по радиовещанию на основании лицензии № 24063 от 12.08.2013 и является учредителем средства массовой информации – радиоканала «Сто один и девять». Согласно приложению № 1 к лицензии в рамках осуществления деятельности по радиовещанию осуществляется распространение средств массовой информации: радиоканал «Сто один и девять» (в соотношении вещания продукции данного СМИ к общему объему вещания 21 час в неделю) и радиоканал «Радио Рекорд» (в соотношении вещания продукции данного СМИ к общему объему вещания 147 часов в неделю).

В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 04.02.2014 № 05КМ-3178 «О порядке подсчета объема вещания телеканала (радиоканала)», в связи с многочисленными обращениями лицензиатов Роскомнадзором выработан единый подход к проверке территориальными органами Роскомнадзора в рамках контрольно-надзорных мероприятий соблюдения вещателями требований об объеме вещания средства массовой информации, указанного в лицензии. В случае распространения по лицензии двух средств массовой информации объем вещания регионального СМИ подсчитывается путем сложения:

времени, затраченного на вещание непосредственно телепередач (радиопередач);

рекламных блоков в «окнах» регионального вещания;

рекламных блоков в «окнах» для размещения в эфире сетевого партнера «региональных рекламных блоков», если они сопровождаются выходными данными регионального СМИ, его наименованием и (или) логотипом.

Если в эфире сетевого партнера размещается региональная реклама, которая не сопровождается наименованием, логотипом и (или) выходными данными регионального СМИ, такая реклама в общий объем регионального СМИ не включается и относится к объему вещания СМИ сетевого партнера.

Таким образом, по мнению Общества, в объем вещания радиоканала «Сто один и девять» подлежат включению все время, затраченное на вещание непосредственно радиопередач.

Согласно статье 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации» под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год. В силу буквального толкования приведенной нормы под радиопередачей понимаются периодические аудиосообщения.

Под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов (статья 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации»).

В силу требований статьи 27 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации» вещание радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) радиоканала. Каждый выход в эфир радиопрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) радиопрограммы.

Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций совместно с Российской академией радио разработан единый подход, согласно которому переход с вещания одного СМИ на другое (например, переход с ретранслируемого федерального СМИ на региональное СМИ и наоборот оформляется только выходными данными радиоканала (полными или сокращенными). При этом под полными выходными данными понимаются: название СМИ, зарегистрировавший его орган, регистрационный номер и сообщение об ограничении распространения информационной продукции среди детей. Под сокращенными выходными данными понимается сочетание наименования радиоканала и сообщения об ограничении распространения информационной продукции среди детей.

Таким образом, по мнению ООО «РАДИО «МАКСИМУМ-КАЗАНЬ», в состав объема вещания регионального радиоканала «Сто один и девять» подлежит включению время эфира с момента объявления выходных данных регионального радиоканала «Сто один и девять» до момента объявления выходных данных федерального радиоканала «Радио Рекорд».

Согласно сетке вещания радиоканала «Сто один и девять», выписке из регистрационного журнала радиопередач, в соответствии с анализом записи эфира за 20.05.2023 и составленной по его результатам таблицы расчета вещания радиоканала «Сто один и девять» в сутки за 20.05.2023 с учетом времени рекламы (по таблице, представленной Управлением Роскомнадзора по Республике Татарстан), 20.05.2023 общий объем вещания радиоканала «Сто один и девять» составил: 3 часа 21 минуту 16 секунд (12 076 секунд), в том числе, распространение рекламы – 14 минут 28 секунд (868 секунд).

Также Общество представило подсчет. Согласно формуле пропорционального расчета соотношения рекламного времени к общему объему вещания радиоканала «Сто один и девять», распространение рекламы 20.05.2023 осуществлено ООО «Радио «Максимум-Казань» в объеме 2,72 %:

12 076 секунд – 100 %

868 секунд – Х %

868 х 100 / 12 076 = 7,19 %

По мнению Общества, Указанные расхождения со сведениями, предоставленными Управлением Роскомнадзора по РТ, обусловлены тем, что Управлением Роскомнадзора по РТ при подсчете объема вещания радиоканала «Сто один и девять» и объема региональный рекламы за 20.05.2023 ошибочно не включены отдельные периоды регионального вещания с момента объявления выходных данных радиоканала «Сто один и девять» до момента объявления выходных данных радиоканала «Радио Рекорд», что является нарушением порядка, установленного  информацией Роскомнадзора «О размещении джинглов сетевого партнера в эфире региональных (местных) радиоканалов».

В соответствии со статьей 34 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации» в целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакция радио-, телепрограммы обязана:

сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в записи;

фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир.

По мнению ООО «РАДИО «МАКСИМУМ-КАЗАНЬ», корректность указанного расчета ООО «Радио «Максимум-Казань», опровергающего предоставленные Управлением Роскомнадзора по РТ сведения, подтверждается сеткой вещания (программой передач) радиоканала «Сто один и девять», а также записью эфира с вышедшими передачами и регистрационным журналом передач. Поскольку форма журнала и порядок его ведения не установлен нормативными правовыми актами, редакция имеет право вести данный журнал в электронной форме, что следует из Рекомендаций по соблюдению отдельных требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере массовых коммуникаций для редакций телеканалов (радиоканалов) и вещателей (в частности, опубликовано https://77.rkn.gov.ru/p7872/p19393/).

В подтверждение данных доводов также Общество направило ссылку на облачное хранилище в телекоммуникационной сети Интернет с размещенными ООО «Радио «Максимум-Казань» записями эфира за 20.05.2023 - файлы записи эфира: https://disk.yandex.ru/d/lN-3pAhdJFpOyA.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Возбудить производство по делу №016/05/15-1080/2023 по признакам нарушения части 2 статьи 15 Закона «О рекламе».

Признать лицами, участвующими в деле:

- заявитель – Управление Роскомнадзора по Республике Татарстан;

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «РАДИО «МАКСИМУМ-КАЗАНЬ» (ИНН 1656021655);

3. Назначить дело №016/05/15-1080/2023 к рассмотрению на 29 августа 2023 года в 11 час. 00 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д. 55, 2-й этаж, зал заседаний.

4. ООО «РАДИО «МАКСИМУМ-КАЗАНЬ» в срок до 25 августа (включительно) представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (с дублированием на электронную почту to16-<…>@fas.gov.ru, to16@fas.gov.ru) согласно следующему перечню:

документы, подтверждающие полномочия руководителя ООО «РАДИО «МАКСИМУМ-КАЗАНЬ» с приложением копии паспорта (страница с Ф.И.О., датой и местом рождения, страница с адресом регистрации);

информацию о должностном лице, ответственном за вставку в эфир рекламных блоков, с приложением паспортных данных (общие сведения, адрес регистрации), должностных инструкций и письменных пояснений данного лица;

иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.

В случае, если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.

5. Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в срок до 25 августа (включительно) представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (с дублированием на электронную почту to16-<…>@fas.gov.ru, to16@fas.gov.ru) согласно следующему перечню:

1) информация относительно исполнения/неисполнения предписания об устранении выявленного нарушения от 06.04.2023 №П-0/МК-2/16/-/1/62, выданного в адрес ООО «РАДИО МАКСИМУМ-КАЗАНЬ», при неисполнении предписания – информацию о Ваших дальнейших действиях;

2) информация относительно исполнения/неисполнения предписания об устранении выявленного нарушения, выданного в адрес ООО «Максимум Радио», при неисполнении предписания – информацию о Ваших дальнейших действиях;

3) письменную позицию по доводам, изложенным в настоящем Определении со ссылкой на правовые нормы;

4) иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.

При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.

При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.

Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Явка лица, в чьих действиях содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, обязательна.

ВНИМАНИЕ: В целях предотвращения угрозы распространения вируса COVID-19 (коронавирус) будет организована посредством удаленного доступа через программу «TrueConf Server». Вход в конференцию по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/2936565323/conference.

Подключение к конференции возможно в том числе со смартфона или планшета под управлением операционной системы Android или iOS.

Информацию о невозможности участия посредством удаленного доступа необходимо сообщить до 25 августа 2022 года до 17:00.

<…> – [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны