Решение №АР-05/19303 ​​​​​​​Решение по делу №016/01/10-1112/2019 от 26 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх.№ АР-05/19303 от 26.12.2019

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/10-1112/2019, возбужденное в отношении ООО «Гринта» (ИНН 1650326509, 423800, РТ, г. Набережные Челны, проезд Автосборочный, 29/63) по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании невыгодных условий договора на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов для ООО «УК ЭкСПО»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан из Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам поступило обращение оператора в сфере захоронения твердых коммунальных отходов ООО «УК «ЭкСПО» (вх.№7143) на действия регионального оператора ООО «Гринта» в части навязывания невыгодных условий о порядке оплаты по договору на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов.

Татарстанским УФАС России по результатам анализа имеющейся информации и документов установлено следующее.

Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно протоколу от 06.07.2018 №070618/2342676/03 о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО по Восточной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан признано ООО «Гринта».

Соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО по Восточной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан и ООО «Гринта» заключено 22.08.2018 №57 сроком на 10 лет.

В зону деятельности регионального оператора ООО «Гринта» входит муниципальное образование «город Набережные Челны» и 22 муниципальный район Республики Татарстан, в том числе, Нижнекамский муниципальный район, на территории которого осуществляет деятельность заявитель.

Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2018 №10-189/кс установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Гринта».

В связи с определением регионального оператора по Восточной зоне между ООО «Гринта» и оператора в сфере захоронения твердых коммунальных отходов ООО «УК «ЭкСПО» был заключен Договор на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов №14/2018 от 11.09.2018.

В соответствии с Договором №14/2018 расчет  ООО «Гринта» производится в следующем порядке:

а) 75% стоимости услуг, оказанных в месяце, за который осуществляется оплата (расчетный месяц), вносится до истечения месяца, следующего за расчетным месяцем;

б) оплата за фактически оказанные услуги в расчетном месяце осуществляется в месяце, следующем за месяцем, когда были перечислены 75% стоимости услуг в соответствии с подпунктом а) пункта 4.3 настоящего договора с учетом средств, ранее внесенных региональным оператором в качестве оплаты за такие услуги, оказанные в расчетном месяце.

Вышеназванный порядок расчетов за оказываемые услуги Оператора, а также новая система оборота твердых коммунальных отходов в целом по словам заявителя существенно ухудшает положение ООО «УК «ЭкСПО»: долговременное отсутствие оплаты за выполненные работы Оператора не позволяет ООО «УК «ЭкСПО» выполнить задачи, предусмотренные производственной программой, в том числе выполнение мероприятий на полигоне ТКО, содержание сотрудников и проч.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2018 №1094, вступившим в силу 27.12.2018 (т.е после заключения договора заявителем), внесены изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 №641, а именно ст. 38 предусмотрен новый порядок оплаты, согласно которому, если иное не предусмотрено условиями договора, фактически оказанные в истекшем месяце услуги оплачиваются в полном объеме до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие услуги оказаны.

Учитывая изложенное, ООО «УК «ЭкСПО» обратилось в ООО «Гринта» (исх.№39 от 25.03.2019) о подписании Дополнительного соглашения к Договору №14/2018, предусматривающего условие оплаты услуг Оператора до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие услуги оказаны.

Вместе с тем, заявителем получен отказ ООО «Гринта» (исх.№ОД-130 от 25.03.2019) от изменений условий по порядку оплаты на редакцию, предложенную заявителем.

Предмет деятельности по обращению с ТКО – деятельности регионального оператора закреплен в ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и определяется как сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Таким образом, продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка прямо определены действующим законодательством.

Как указывалось ранее, в силу прямого законодательного закрепления в рассматриваемом случае выход на рынок услуг регионального оператора в рассматриваемой (Восточной) зоне возможен только по результатам  конкурсного отбора; замена услуг регионального оператора в сфере обращения ТКО на какие либо иные услуги иных хозяйствующих субъектов действующим законодательством не предусмотрена.

Географические границы рассматриваемого товарного рынка также имеют прямое законодательное закрепление и определены границами Восточной зоны действия Регионального оператора Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.03.2018г. №149, которым утверждена Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО Республики Татарстан, в которой определены две зоны деятельности региональных операторов на территории Республики Татарстан – западная и восточная.

В настоящем случае временной интервал исследования определен фактическим существованием товарного рынка, так как деятельность регионального оператора осуществляется с 01.01.2019.

Учитывая, что действующий Региональный оператор по Восточной зоне – ООО «Гринта» отобран сроком на 10 лет, вход на рассматриваемый товарный рынок в определенных географических границах возможен только при условии утраты ООО «Гринта» соответствующего статуса и проведения нового отбора. Соответственно, ООО «Гринта» обладает признаками доминирующего положения на рынке услуг по обращению с ТКО, в связи с чем, на него распространяются ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе запрет на навязывание контрагентам условий договора, невыгодных для него.

Тем самым, в отсутствие объективных причин, препятствующих включению в договор условий о полной оплате, такой отказ со стороны регионального оператора может указывать на признаки злоупотребления им доминирующим положением и нарушении антимонопольного законодательства.

Следовательно, отказ регионального оператора от включения условий в договор с оператором в сфере захоронения твердых коммунальных отходов, может свидетельствовать о признаках злоупотребления им доминирующим положением и нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Таким образом, действие регионального оператора ООО «Гринта» содержит признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами, запрещенного пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действии регионального оператора ООО «Гринта» (ИНН 1650326509, 423800, РТ, г. Набережные Челны, проезд Автосборочный, 29/63) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании невыгодных условий договора, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало в адрес Общества предупреждение о необходимости прекращения нарушения путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно в срок до 15 июля 2019 года направить в адрес ООО «УК ЭкСПО» подписанный со стороны Регионального оператора договор (либо дополнительное соглашение к действующему договору) на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов, устанавливающий условия оплаты ООО «Гринта» фактически оказанных в истекшем месяце услуг операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие услуги оказаны.

В ответ на указанное предупреждение ООО «Гринта» направило в адрес Управления письмо от 24 июня 2019 года (вх.№9961 от 25.06.2019), в котором указало, что в действиях регионального оператора нарушение антимонопольного законодательства отсутствует ввиду наличия законодательной возможности установления альтернативного порядка оплаты, а также ввиду экономической обоснованности избранного порядка.

Управление, изучив указанные доводы, признает их несостоятельными ввиду того, что наличие законодательной возможности установить альтернативный порядок оплаты не может позволять субъекту, занимающему доминирующее положение на рынке, навязывать своему контрагенту соответствующее альтернативное условие без объективного на то обоснования, которое в настоящем случае не подтверждено.

Таким образом, предупреждение ООО «Гринта» не исполнено.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании вышеизложенного, издан Приказ Татарстанского УФАС России от 25.04.2019г. № 01/319-к о возбуждении дела 016/01/10-1112/2019 по признакам нарушения ООО «Гринта» (ИНН 1650326509, 423800, РТ, г. Набережные Челны, проезд Автосборочный, 29/63) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании невыгодных условий договора на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов для ООО «УК ЭкСПО».

В ходе рассмотрения дела №016/01/10-1112/2019 со стороны участников по указанному делу были представлены письменные и устные пояснения относительно обстоятельств дела, а также запрошенные документы. В результате, Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено следующее.

Согласно пояснениям ООО «Гринта» в соответствии действующим законодательством Российской Федерации порядок осуществления взаиморасчетов с потребителями услуг по обращению с ТКО регулируется, в частности, постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

Согласно п. 38 указанного Постановления региональный оператор оплачивает фактически оказанные в истекшем месяце услуги операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено договором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие услуги оказаны.

Таким образом, по мнению ООО «Гринта» данная норма о порядке расчетов является диспозитивной, регулирование данных отношений происходит в соответствии с положениями гражданского кодекса Российской Федерации.

По мнению ООО «Гринта», навязыванием невыгодных контрагенту условий договора является не только направление занимающей доминирующее положение организацией договора (дополнения к договору) с невыгодными для контрагента условиями, но и действия доминанта, связанные с понуждением контрагента к заключению договора.

В связи с тем, что на стадии заключения договора № 14/2018 от 11.09.2018 г. ООО «УК «ЭкСПО»  не выразило несогласия с предложенными условиями договора, ООО «Гринта» приходит к выводу, что стороны выразили свою волю о действии договорных отношений на условиях, предусмотренных соответствующей сделкой.

В рамках рассмотрения настоящего дела Комиссией Татарстанского УФАС России также установлено, что в условиях договоров на оказание услуг по размещению (захоронению) ТКО, заключенных с иными организациями, эксплуатирующими полигоны на территории Восточной зоны деятельности регионального оператора, предусмотрен аналогичный порядок оплаты услуги по размещению отходов.

Со стороны ООО «Гринта» также даны пояснения, что невозможность заключения договора на оказание услуг по размещению (захоронению) ТКО с соответствующими организациями на новых условиях, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2018 №1094, обусловлена низким уровнем собираемости оплаты, начисленной потребителям услуг до 15 числа месяца, следующего за месяцем предоставления услуги региональным оператором. Оплата потребителями до 15 числа месяца, следующего за месяцем предоставления услуги региональным оператором, не превышает 3-5% от начисления. Кроме того, к 15 числу каждого месяца у регионального оператора, помимо расходов на захоронение, обязательными платежами является заработная плата сотрудникам, налоговые отчисления, оплата за транспортирование и т.д.

Комиссией Татарстанского УФАС России была изучена информация ООО «ЕРЦ-Татэнергосбыт», ООО «Гринта» о сроках и размерах переводов денежных средств, поступивших в качестве оплаты потребителей услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставляемых ООО «Гринта». В результате, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что к 15 числу каждого месяца, следующего за месяцем предоставления услуги региональным оператором, на счет ООО «Гринта» поступает сумма, недостаточная для оплаты услуг организаций, эксплуатирующих полигоны на территории Восточной зоны деятельности регионального оператора, в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2018 №1094.

Комиссией Татарстанского УФАС России также установлено, что в соответствии с договорами, заключенными ООО «Гринта» с организациями, осуществляющими перевозку (транспортировку) твердых коммунальных отходов, фактически действующий порядок оплаты является аналогичным предусмотренному в договорах на оказание услуг по размещению (захоронению) ТКО.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о подтвержденности довода заявителя относительно невозможности изменения порядка оплаты, установленного для ООО «УК «ЭкСПО», в связи с особенностями порядка поступления платы со стороны конечного потребителя в адрес ООО «Гринта».

Также согласно пояснениями и документам ООО «УК «ПЖКХ», являющимся региональным оператором в Западной зоне деятельности, взаиморасчеты с организациями, осуществляющими размещение ТКО в указанной зоне также осуществляются на условиях, отличных от предусмотренных в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2018 №1094.

Со стороны заявителя, ООО «УК «ЭкСПО», даны пояснения, что на момент рассмотрения дела вопрос оплаты считает урегулированным, претензий к порядку расчету с ООО «Гринта», установленному условиями договора № 14/2018 от 11.09.2018, не имеет.

Учитывая изложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО «Гринта» признаков нарушения пунктов пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании невыгодных условий договора на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов для ООО «УК ЭкСПО».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Рассмотрение дела №016/01/100-1112/2019, возбужденного в отношении ООО «Гринта» (ИНН 1650326509) по признакам пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны