Предупреждение №АЯ-06/12800 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №П06-48/2020 о прекращении действий (бездейст... от 22 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АЯ-06/12800 от 22.09.2020

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение Прокуратуры Республики Татарстан (вх.№8665 от 22.06.2020) о необходимости проверки законности заключения договора аренды  №2/17 от 03 октября 2017 года между МКУ «Исполнительный комитет Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» (ИНН 1651045324) (далее-Исполнительный комитет)   и ООО «Жилколмсервис» (ИНН 1651068882), предметом которого является передача во временное владение и пользование недвижимого имущества Макаровского сельского поседения, а именно водопроводной сети.

Для объективного рассмотрения обращения Татарстанским УФАС России был сделан запрос информации (исх.№АЯ-06/8482 от 29.07.2020) в адрес Исполнительного комитета.

Изучив информацию, представленную Исполнительным комитетом (вх.№9467 от 09.07.2020), Татарстанское УФАС России установило следующее.

03 октября 2017 года между Исполнительным комитетом (Арендодатель) и ООО «Жилкомсервис» (Арендатор) без проведения торгов заключён договор аренды №2/17, согласно пункту 1.1. которого  Арендодатель обязуется предоставить  Арендатору за плату во временное пользование имущество, указанное в «Перечне арендованного имущества» (Приложение №1 к «Договору»).

Согласно Приложению №1 к договору аренды  №2/17 от 03 октября 2017 года Исполнительный комитет передал в аренду ООО «Жилкомсервис» следующие объекты водоснабжения:

скважина №1 (возле здания центральной котельной), дата ввода (приобретения)-1974 год;

скважина №2 (возле здания центральной котельной) дата ввода (приобретения)-1974 год;

водонапорная башня (возле здания центральной котельной), дата ввода (приобретения)-1974 год;

скважина №3 (возле зернотока), дата ввода (приобретения)- 1991 год;

водонапорная башня (возле здания центральной котельной), дата ввода (приобретения)- 1991 год;

скважина №4 (возле коровника), дата ввода (приобретения)- 1992 год;

водонапорная башня (возле здания центральной котельной), дата ввода (приобретения)- 1992 год;

скважина №1 н.п. Макаровка, дата ввода (приобретения)- 1989 год;

водонапорная башня (возле здания центральной котельной), дата ввода (приобретения)-1989 год;

водопровод, дата ввода (приобретения)-1989 год;

водопровод.

В соответствии с пунктом 2.1 договора  аренды №2/17 срок действия договора аренды устанавливается с 03 октября 2017 года до заключения концессионного соглашения.

Согласно пункту 5.2 договора  аренды №2/17 арендатор вносит арендную плату в соответствии с условиями договора в сумме 1000 (одна тысяча рублей) за 11 месяцев, в том числе НДС в размере 18%, не позднее -1 февраля следующего года.

Таким образом, Исполнительный комитет по договору аренды №2/17   без проведения торгов передал ООО «Жилколмсервис» объекты водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие  закону и иным  правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В то же время, частью 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности.

Указанная передача объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности не соответствует Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон о защите конкуренции) и Федеральному закону от  07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее- Закон о водоснабжении и водоотведении).

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении.

В соответствии с частью 6  статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее-Закон о концессионных соглашениях)  по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях  концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Таким образом, объекты водоснабжения, переданные согласно договору   аренды №2/17 без проведения торгов, могли быть переданы исключительно по результатам проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения, так как срок, исчисляемый как разница между датой ввода в эксплуатацию каждого переданного объекта водоснабжения и датой передачи указанных объектов, значительно превышает 5 лет.

Однако в нарушение действующего законодательства Исполнительный комитет конкурс  на право заключения концессионного соглашения не провёл, а 03 октября 2017 года  передал муниципальное имущество ООО «Жилкомсервис» путём прямого заключения договора.

В то же время Исполнительный комитет не представил документов, подтверждающих возможность предоставить ООО «Жилкомсервис» объекты водоснабжения без проведения торгов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Договор аренды №2/17 от 03 октября 2017 года является ничтожной сделкой, так как нарушает Закон о защите конкуренции и Закон о водоснабжении, а также посягает на  публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

Таким образом, с 03 октября 2017 года  ООО «Жилкомсервис» незаконно владеет и пользуется объектами водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности Макаровского сельского поселения. В то же время Исполнительный комитет не предпринимает действий, направленных на передачу прав владения и пользования объектами водоснабжения в соответствии с действующими законодательством.

Необходимо отметить, что заключение договора аренды без проведения торгов сроком действия до момента заключения концессионного соглашения действующим законодательством не предусмотрена.

Согласно официальному сайту Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (https://kt.tatarstan.ru/rus/ntarif.htm) на 2017 год и 2018 год тарифы в Нижнекамском районе Республики Татарстан  на питьевую воду Государственным комитетом Республики Татарстан утверждены пяти организациям:

-АО «Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство» (423570, ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, ГОРОД НИЖНЕКАМСК, УЛИЦА АХТУБИНСКАЯ, 4Б, ОГРН: 1031619001325, Дата присвоения ОГРН: 24.01.2003, ИНН: 1651035245, КПП: 165101001);

-ООО «Бриг» (423559, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, СЕЛО СУХАРЕВО, УЛИЦА ПРОЛЕТАРСКАЯ, ЗДАНИЕ 12, ОГРН: 1061651036920, Дата присвоения ОГРН: 08.06.2006, ИНН: 1651046871, КПП: 165101001);

- ООО "Шереметьевский ЖилСтройСервис" (423560, ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, СЕЛО ШЕРЕМЕТЬЕВКА, УЛИЦА ЗАВОДСКАЯ, 1, , ОГРН: 1061651025325, Дата присвоения ОГРН: 13.02.2006, ИНН: 1651045420, КПП: 165101001);

-ООО «Жилкомсервис» (423575, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, ГОРОД НИЖНЕКАМСК, ПРОСПЕКТ СТРОИТЕЛЕЙ, 6А, ОГРН: 1131651000887, Дата присвоения ОГРН: 04.04.2013, ИНН: 1651068882, КПП: 165101001);

ООО "Водоканал-КП" (423564, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, РАЙОН НИЖНЕКАМСКИЙ, ПОСЕЛОК ГОРОДСКОГО ТИПА КАМСКИЕ ПОЛЯНЫ, ЗД.(320В), ОГРН: 1121651003759, Дата присвоения ОГРН: 14.12.2012, ИНН: 1651067952, КПП: 165101001).

Таким образом, рынок по поставке питьевой воды в границах Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан является конкурентным.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность  конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия)  существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия  соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно  устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Не проведение органом власти конкурентной процедуры (торгов) по передаче муниципального имущества предусмотренной действующим законодательством, в то время как указанным имуществом владеет и пользуется хозяйствующий субъект, получившим муниципальное имущество от органа власти незаконно (без торгов), создаёт для данного хозяйствующего субъекта преимущественные условия ведения предпринимательской деятельности и ограничивает возможность иных заинтересованных лиц в приобретении муниципального имущества.

Указанное бездействие органа власти может  привести к негативным последствиям для конкуренции в виде ограничения, недопущения, устранения, так как иные хозяйствующие субъекты, потенциально заинтересованные в использовании муниципального имущества и получении прибыли от такого использования, вследствие непроведения торгов не имеют возможности получить указанное имущество во владение и пользование.

Следовательно, не проведение органом власти конкурентной процедуры (торгов), предусмотренной действующим законодательством (т.е. бездействие), по передаче муниципального имущества, в то время как указанным имуществом владеет и пользуется хозяйствующий субъект, получившим муниципальное имущество от органа власти незаконно (без торгов), содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии  с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15  Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в бездействии Исполнительного комитета Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, в части не проведения конкурентной процедуры (торгов) по передаче муниципального имущества (11 (одиннадцать) объектов водоснабжения, указанных на странице 1 и 2 настоящего предупреждения) предусмотренной действующим законодательством, в то время как указанным имуществом владеет и пользуется хозяйствующий субъект, получивший муниципальное имущество от Исполнительного комитета Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан незаконно (без торгов), признаков нарушения  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан предупреждает Исполнительный комитет Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путём:

1) обеспечения с соблюдением антимонопольного законодательства определения лица, во владение и пользование которого будут переданы объекты водоснабжения, указанные в «Перечне арендованного имущества» (приложение №1 к договору аренды №2/17 от 03 октября 2017 года) (11 (одиннадцать) объектов водоснабжения, указанных на странице 1 и 2 настоящего предупреждения), в целях осуществления водоснабжения потребителей Макаровского сельского поселения;

2) прекращения прав владения и пользования ООО «Жилкомсервис» объектами водоснабжения (11 (одиннадцать) объектов водоснабжения, указанных на странице 1 и 2 настоящего предупреждения), которые МКУ «Исполнительный комитет Макаровского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан» передало ООО «Жилкомсервис» по договору аренды №2/17 от 03 октября 2017 года с соблюдением прав жителей Макаровского сельского поселения на бесперебойную подачу питьевой воды.

Предупреждение должно быть исполнено в течение 30 дней с момента получения.

Об исполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня его исполнения, но не позднее окончания срока, установленного для его исполнения, представив подтверждающие документы.

<…>                                                                                                   [должностное лицо]

Связанные организации

Связанные организации не указаны