Решение №04-04/11545 Решение по делу №016/07/3-1718/2021 от 13 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №04-04/11545 от 13.09.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей оператора электронной площадки https://etp-rt.ru ООО «Интеллект Центр» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 03.09.2021 г. №б/н), заказчика АО «Сетевая компания» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 31.12.2020 г. №119-13/131), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 09.02.2021 г. №119-13/366), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 15.01.2021г. №119-13/317), заявителя ИП Елизарьева А.С. – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 03.09.2021 г. №б/н), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ИП Елизарьева А.С. (вх. №11842 от 31.08.2021г.), перенаправленную по подведомственности из ФАС России на действия оператора электронной площадки https://etp-rt.ru ООО «Интеллект Центр» при проведении закупки №32110476732 на предмет: «2021/9-56 Выполнение работ по модификации мобильного приложения АСУЗ (МП АСУЗ)»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении закупки №32110476732 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 16.07.2021 года.

Заказчик – Акционерное общество «Сетевая компания»

Оператор электронной площадки https://etp-rt.ru – ООО «Интеллект Центр»

Способ размещения закупки – Предложение делать оферты в электронной форме

Дата начала срока подачи заявок 16.07.2021 (МСК)

Дата и время окончания подачи заявок 27.07.2021 в 15:00 (МСК)

Дата подведения итогов 26.08.2021 (МСК)

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно во время формирования заявки на ЭТП не загрузился архив с сертификатами подписи налоговой службы, в результате чего заявка участника была отклонена.

Оператор электронной площадки с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

Заказчик также представил устные и письменные пояснения и материалы по закупке.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия оператора ЭТП и позиции оператора ЭТП, заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной процедуры заказчик руководствовался Положением о закупке Акционерное общество «Сетевая компания» (далее – Положение).

Пунктом 10.4.1 Положения установлено, что для участия в ПДО участник закупки должен подготовить заявку, оформленную в полном соответствии с требованиями документации о закупке.

Согласно пункту 10.4.6 Положения до подачи заявки участник закупки обязан ознакомиться с документацией о закупке и регламентом электронной площадки, в том числе самостоятельно обеспечить соответствие автоматизированного рабочего места пользователя требованиям оператора электронной площадки.

В соответствии с пунктом 10.4.9 Положения установлено, что заявки подаются посредством функционала электронной площадки в соответствии с регламентом электронной площадки и подписываются ЭП лица, имеющего право действовать от имени участника закупки. При этом не допускается установление заказчиком закупки в документации о закупке требования о представлении копии заявки в печатном виде /на бумажном носителе.

Пунктом 10.4.12 Положения установлено, что документы в составе заявки представляются в электронной форме. Все документы, в том числе, формы, заполненные в соответствии с требованиями документации о закупке и входящие в состав заявки, должны быть представлены участником закупки посредством использования функционала электронной площадки в отсканированном виде в доступном для прочтения формате и подписаны ЭП лица, которое является уполномоченным представителем участника

закупки и полномочия которого подтверждены документами, входящими в состав заявки.

Согласно пункту 10.5.2 Положения рассмотрение заявок участников проводится Заказчиком на основании результатов непубличной процедуры вскрытия конвертов с заявками. В рамках отборочной стадии ЦЗК рассматривает:

1) соответствие Участников требованиям закупочной документации;

2) соответствие заявок по содержанию условиям закупочной документации.

В соответствии с пунктом 10.5.4 Положения на основании результатов рассмотрения заявок, заявки Участников могут быть отклонены в любом из следующих случаев:

1) несоответствие Участника требованиям закупочной документации;

2) предоставление заявки, не отвечающей по содержанию условиям закупочной документации;

3) предоставление заявки, оформленной с существенными отклонениями от требований закупочной документации;

4) предоставление заявки, содержащей более одной оферты;

5) предоставление заявки, содержащей предложение с превышением НМЦ;

6) в иных случаях, предусмотренных закупочной документацией.

Пунктом 10.5.5 Положения при рассмотрении заявок участников ЦЗК принимает решение о допуске или отказе в допуске заявки Участника к процедуре оценки.

В соответствии с пп.6 п.3.2.1. документации заказчиком установлено, что заявка должна содержать справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданная налоговым органом не ранее чем за 20 дней ДО даты опубликования (ВКЛЮЧИТЕЛЬНО) извещения об осуществлении закупки, подтверждающая отсутствие задолженности по налогам и сборам на момент проведения закупочных процедур, содержащая реквизиты выдавшего справку налогового органа: печать, оттиск, иное.

Пунктом 2.9.3 документации установлено, что по результатам рассмотрения, заявки участников отклоняются в следующих случаях:

а) несоответствия участника (в том числе лиц, выступающих на стороне одного участника закупки) требованиям документации о закупке;

б) несоответствия документов требованиям действующего законодательства РФ по форме и (или) содержанию, несоответствия заявки требованиям документации о закупке, в том числе по составу, содержанию, форме, порядку предоставления сведений и документов, несоответствия или отсутствия документов, подтверждающих страну происхождения товаров;

в) несоответствия предлагаемой продукции и (или) условий исполнения договора требованиям документации о закупке, в том числе в случаях, (1) когда не предусмотрена возможность предложения эквивалента и предлагается эквивалент, (2) а также когда предусмотрена возможность предложения эквивалента, но предлагаемый эквивалент не обладает такими же или лучшими показателями качества, техническими или функциональными характеристиками (потребительскими свойствами), не соответствует требованиям к безопасности, размерам, упаковке, отгрузке;

г) предложения цены заявки, превышающей размер НМЦ, в том числе в случае, когда предлагаемая участником цена без учета НДС (например, в случае освобождается от уплаты НДС) превышает НМЦ без НДС, указанную в извещении об осуществлении закупки и (или) документации о закупке; предложения значения формулы цены (например, понижающего коэффициента) и/или цены единицы товара, работы услуги, превышающие установленный размер, когда ценовым предложением участника являются эти значения;

д) непредставления обеспечения заявки в случае установления требования об обеспечении заявки;

е) несоответствия сведений, содержащихся в представленных документах, сведениям, отраженным в  общедоступных электронных сервисах и открытых источниках получения сведений (электронный сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» на официальном сайте Федеральной налоговой службы, электронный сервис «Проверка по списку недействительных российских паспортов» на официальном сайте Главного управления по вопросам миграции МВД России, электронный сервис «Реестр недобросовестных поставщиков» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок и т.д.);

ж) наличия противоречий в сведениях, содержащихся в представленных документах, и (или) предоставления в составе заявки заведомо недостоверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки;

з) наличия признаков подделки документов (изготовление полностью фальсифицированного документа либо частичное фальсифицирование реквизитов подлинного документа путем внесения в текст документа заведомо недостоверных сведений, исправлений, фальсификация подписей или иных реквизитов документа);

и) наличия разногласий к проекту договора, с которыми не согласился заказчик;

к) наличия негативных факторов, выявленных при проявлении должной осмотрительности, способных прямо или косвенно повлиять на частичное или полное неисполнение участником своих обязательств;

л) несоответствия другим требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В соответствии с итоговым протоколом №2021/9-56/2 от 23.08.2021г. заявка заявителя признана несоответствующей требованиям по причине того, что документы заявки не соответствуют требованиям документации о закупке: по «ведущему партнеру» коллективного участника - 3.2.1(в)6 (представленная справка ни «живой», ни электронной подписи представителей налогового органа не имеет). Заявка отклонена в соответствии с п.2.9.3(б) документации о закупке.

Согласно доводам заявителя, участник закупки в лице ведущего партнера консорциума ИП Елизарьева А.С. в составе заявки приложил справку из ИФНС №174297 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов от 21.06.2021г. в электронном виде. Данная справка предоставляется в виде двух файлов – информационного файла в формате pdf и архива в формате zip с сертификатами электронной подписи представителя налоговой службы, подтверждающий достоверность информации. В процессе подачи заявки были загружены оба файла, однако по неизвестной причине архив с подписями не был доставлен заказчику.

При отправке заявки посредством функционала электронной площадки не было получено никаких уведомлений об ошибках, невозможности загрузки данного конкретного файла или иных сообщений, кроме уведомления о том, что заявка успешно подана.

О том, что заказчику был доставлен не полный комплект файлов, а именно отсутствовал архив с подписями, заявитель узнали только после подведения итогов закупки.

Данная ситуация, по мнению заявителя, возникла вследствие непредвиденного технического сбоя на электронной торговой площадке и привела к необоснованному отклонению заявки.

Процесс подачи заявки подробно описан в разделе 8 инструкции участника по работе на электронной торговой площадке etp-rt.ru:

«Для подачи Заявки по процедуре, необходимо осуществить вход (аутентификацию) на ЭТП, перейти в раздел «Объявленных закупок», перейти на страницу закупки, где по нажатию на кнопку «Подать заявку» откроется окно с «Черновиком заявки» (рис.8.1.1-8.1.2).

На первом шаге подачи заявки необходимо создать и подписать документ «Форма№1 Заявка на участие» (рис.8.1.3), затем прикрепить и подписать все необходимые формы и документы, после чего нажать на кнопку «Далее», которая появиться внизу страницы (рис.8.1.4).

Важно! Максимальный шаг снижения цены не должен превышать значение предыдущей цены более чем в 10 раз. Требования к документам и ЭП, представляемых через ЭТП в составе заявки, изложены в закупочной документации. Требования к сертификату ЭП, которой подписываются электронные документы изложены в п.10.2 «Инструкции Участника».

Обращаем ваше внимание на то размер подписываемого файла не должен превышать 20 Мб.

Для справки: при подписании документов Вы используете плагин КриптоПро ЭЦП Browser plug-in, выпущенный компанией КРИПТО-ПРО, который имеет предел по размеру подписываемого файла. При этом, этот предел напрямую зависит от совокупности программно-аппаратного обеспечения АРМ Участника. Другими словами, у одного Участника данный предел может составлять 20Мб, у другого 10Мб и меньше. Эмпирическим путем было установлено, что с подписанием файлов размером до 20 Мб у Участников проблем не возникает. Поэтому в случае, когда Вам необходимо прикрепить файл размером более 20 Мб, его необходимо делить на части не превышающие размер 20 Мб.

На втором шаге Вам необходимо проверить корректность Вашей заявки, после чего нажать кнопку «Подать заявку» (рис. 8.1.5).

Важно! До тех пор, пока не будет нажата кнопка «Подать заявку», Ваше заявка будет находиться в статусе «Черновик заявки» и не будет зарегистрирована на ЭТП.

После нажатия на кнопку «Подать заявку» должно появиться сообщение «Заявка зарегистрирована в системе» (рис.8.1.6)

После чего, на странице закупки Вы увидите дату и время регистрации и значения критериев своей заявки (рис.8.1.7). Просмотр значения критериев заявки доступно только Участнику, подавшему заявку.

До окончания приема заявок Вы можете изменить или отозвать свою заявку, нажав на соответствующую кнопку».

Согласно пояснениям оператора электронной площадки, подготовка файлов заявки их внутреннее содержание, в том числе пакетов документов в виде архивов, производится Участником самостоятельно. Далее Участник загружает файлы заявки/архивы на ЭТП с одновременным их подписанием КЭП. Создание электронной подписи производится на стороне Участника с помощью программного обеспечения КРИПТО-ПРО, после чего файл и его подпись загружается на сервер ЭТП. В случае, если на каком-либо этапе произойдет ошибка, файл и его подпись загружены не будут, а ЭТП выдаст ошибку.

Участник ИП Елизарьев Александр Сергеевич начал подачу заявки на участие в закупке №32110476732 (Id №2545) 26.07.2021 13:03. Им было загружено 15 файлов из которых 8 архивов. Все 15 файлов были загружены корректно, о чем свидетельствует отчет о проверке ЭП.

Участник закончил процесс 27.07.2021 12:13, создал опись документов (2545_2021_9-56_ИП_Елизарьев_А.С._03.09.2021_1038.zip) и заявка была зарегистрирована.

27.07.2021г. 15:00 произошло вскрытие электронных конвертов, Заказчик получил доступ и возможность скачать заявки Участников на ЭТП.

В период приема предложений с 16.07.2021 по 27.07.2021 15:00 ЭТП работала в штатном режиме. Ошибок и перерывов в работе ЭТП не было, что подтверждается логом сервера.

Никаких обращений через электронную почту технической поддержки, на телефон горячей линии, почтовых писем со стороны ИП Елизарьева А.С. также не было.

При этом проверить целостность (валидность) каждого файла заявки доступно как Участнику, так и Заказчику, с помощью ПО КриптоАРМ, либо сайта госуслуг https://www.gosuslugi.ru/pgu/eds.

Также проверить целостность всей заявки можно путем проверки на валидность подписи описи документов, созданной Участником.

Исходя из вышеизложенного, следует, что внести какие-либо изменения оператором электронной площадки в состав заявки участника и тем более в файлы невозможно. При таком изменении нарушится целостность файла, и электронная подпись его будет недействительна. Заказчику открывается доступ ко всем файлам Участника без исключений. Заказчик имеет возможность скачать все файлы заявки.

Таким образом, в данной ситуации, оператор ЭТП полагает, что участником была допущена ошибка, в результате которой необходимый файл, а именно сертификат электронной подписи представителя налоговой службы, не был загружен на ЭТП и поэтому не попал к Заказчику.

Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что при направлении заявки на участие в закупке, в том числе при ее формировании участнику необходимо самостоятельно проверить ее состав и соответствие всех загруженных документов требованиям заказчика, установленным в документации, чего заявителем при направлении заявки сделано не было.

Согласно представленному оператором ЭТП логу сервера технических сбоев и перерывов в работе электронной площадки в день направления заявителем заявки на участие в закупке№32110476732 не наблюдалось.

Заявителем в качеств доказательств обоснованности своих доводов был представлен скриншот с сайта ЭТП, в соответствии с которым участником был загружен архив в формате zip с сертификатами электронной подписи представителя налоговой службы.

Вместе с тем, необходимо отметить следующее.

Скриншоты - это страницы в сети Интернет (снимок экрана, показывающий то, что видит пользователь на экране монитора), подтверждающие размещение информации, подлежащей раскрытию.

Допустимыми доказательствами являются, в том числе сделанные и заверенные распечатки материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети (скриншот), с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения.

В соответствии со ст. 102 Основ законодательства РФ о нотариате в некоторых случаях документы и материалы, используемые в качестве доказательств в суде или административном органе, могут быть нотариально заверены. Основанием необходимости совершения нотариальных действий является снижение вероятности представления недостоверных или незаконных доказательств. Так, нотариус составляет протокол, в котором описывает скриншот, и подшивает к нему непосредственно распечатку экрана. После этого лицо, представляющее доказательство, и нотариус расписываются в протоколе. Кроме того, протокол или распечатка должны содержать все необходимые данные о скриншоте.

 

Заявителем были представлены скриншоты без указания на них даты и времени, когда был сделан снимок с экрана компьютера, без указания адресной строки интернет-сайта. Также представленный участником скриншот не является нотариально заверенным.

В рассматриваемом случае, скриншот с электронной страницы формирования заявки на участие не может являться относимым и допустимым доказательством, поскольку содержит информацию отличную от информации ЭТП.

Комиссия отмечает, что лица, представляющие доказательства, преследуют цель добиться выгодного им решения и удовлетворить свои интересы. В случаях, когда одним из методов достижения этой цели является использование в качестве доказательств скриншотов, необходимо помнить, что, несмотря на отсутствие нормативного регулирования, скриншоты являются особенным типом письменных доказательств.

Сведения, представленные заявителем, не соответствуют информации, зафиксированной на электронной торговой площадке.

Иных доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов, а также наличия технического сбоя на электронной торговой площадке во время формирования и направления заявки на участие в обжалуемой закупке заявителем на заседании Комиссии Татарстанского УФАС России не представлено.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ИП Елизарьева А.С. (вх. №11842 от 31.08.2021г.), перенаправленную по подведомственности из ФАС России на действия оператора электронной площадки https://etp-rt.ru ООО «Интеллект Центр» при проведении закупки №32110476732 на предмет: «2021/9-56 Выполнение работ по модификации мобильного приложения АСУЗ (МП АСУЗ)» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Заместитель Председателя Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны