Решение №АЯ-04/3206 Решение по делу №016/07/3-422/2023 от 4 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/3206 от 04.04.2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика ООО ИЦ «ЭНЕРГОПРОГРЕСС» – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности), <…> – [должностное лицо] (по доверенности<…> – [должностное лицо] (по доверенности), в присутствии представителя заявителя ООО ИЦ «ЭНЕРГОПРОГРЕСС» – <…> – [должностное лицо] (по доверенности), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «Завод инновационных тепловых энергетических систем» (вх. №2921/ж от 23.03.2023 г.) на действия заказчика ООО ИЦ «ЭНЕРГОПРОГРЕСС» при проведении закупки №32312182031 на  предмет: «Выполнение комплекса работ по разработке конструкторской, проектной, сметной и рабочей документации (в объеме в соответствии с заданием на проектирование), изготовление, поставка оборудования и сборка угольной блочно-модульной котельной и вспомогательного оборудования на строительной площадке в составе необходимым для ввода в эксплуатацию и в соответствии с требованием задания на проектирование, производство пуско-наладочных работ и комплексного опробования, разработка инструкций по эксплуатации и обучение эксплуатирующего персонала и обеспечение готовности угольной блочно-модульной котельной к сдаче в эксплуатацию по объекту «Реконструкция системы теплоснабжения пос. Омсукчан Магаданской области» для нужд ООО ИЦ «Энергопрогресс»»,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении закупки №32312182031 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 10.03.2023 года.

Заказчик – ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР "ЭНЕРГОПРОГРЕСС".

Начальная (максимальная) цена договора: 992 952 000,00 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупке ИЦ «Энергопрогресс» (далее – Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.

1.Относительно довода заявителя об отсутствии установления в документации требования об обязательствах наличия права выполнения работ по договорам на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договора.

В соответствии с частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ Член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

Предметом рассматриваемой закупки является выполнение комплекса работ по разработке конструкторской, проектной, сметной и рабочей документации (в объеме в соответствии с заданием на проектирование), изготовление, поставка оборудования и сборка угольной блочно-модульной котельной и вспомогательного оборудования на строительной площадке в составе необходимым для ввода в эксплуатацию и в соответствии с требованием задания на проектирование, производство пуско-наладочных работ и комплексного опробования, разработка инструкций по эксплуатации и обучение эксплуатирующего персонала и обеспечение готовности угольной блочно-модульной котельной к сдаче в эксплуатацию по объекту «Реконструкция системы теплоснабжения пос. Омсукчан Магаданской области» для нужд ООО ИЦ «Энергопрогресс».

Так, техническим заданием закупочной документации (п.10) Заказчиком были установлены одни из следующих требований к участникам:

 

Требования к Участнику

Основание установления требования

Информация, документы, подтверждающие соответствие Участника требованиям

1

2

3

4

1

Участник должен являться членом саморегулируемой организации в области

архитектурно-строительного проектирования;

а также Участник должен иметь право выполнять работы по

договорам на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договора,

а именно при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) если стоимость предложения Участника не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого Участником был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ

Пп.1.6 п.1.5.1 Положения о закупке Заказчика; п.9 ч.10 ст.4, п.6, п.9 ч.19.1 ст.3.4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ;

ч.4 ст.48, ст.55.8, ч.11 ст.55.16, ст.55.17 Градостроительного кодекса РФ

 

 

Требование к подтверждающему документу не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется.

Соответствие требованию устанавливается Заказчиком на основании сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций.

[Требования изменены с учетом ст.55.17 ГрК РФ в ред. Федерального закона от 30.12.2021 №447-ФЗ]

 

2

Участник должен являться членом саморегулируемой организации в области

строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

а именно при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) если стоимость предложения Участника не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого Участником был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ;

2) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является Участник, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ.

Пп.1.6 п.1.5.1 Положения о закупке Заказчика; п.9 ч.10 ст.4, п.6, п.9 ч.19.1 ст.3.4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ;

ч.2 ст.52, ст.55.8, ч.13 ст.55.16, ст.55.17  Градостроительного кодекса РФ

 

Требование к подтверждающему документу не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется.

Соответствие требованию устанавливается Заказчиком на основании сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций.

[Требования изменены с учетом ст.55.17 ГрК РФ в ред. Федерального закона от 30.12.2021 №447-ФЗ]

 

 

Как следует из содержания подпункта 2 пункта 10 указанное Заказчиком требование о членстве саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства было установлено Заказчиком в соответствии с действующими положениями ч.13 ст.55.16, ст.55.17 Градостроительного кодекса РФ, регламентирующих порядок осуществления членства в указанной сфере деятельности именно при использовании конкурентных способов заключения договора.

Следовательно, в рассматриваемой части в действиях Заказчика не имеется нарушений при установлении требований к участникам о членстве в СРО в области строительства.

Довод признан необоснованным.

2.Относительно довода заявителя об установлении ненадлежащих критериев оценки.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Так, по мнению заявителя, Заказчиком необоснованно в закупочную документацию были включены следующие показатели оценки по критерию «благонадежность участника», ограничивающие конкуренцию (оспариваемые пункты выделены):

«Наличие у Участника во владении и в пользовании или в пользовании следующих материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения договора:

- помещение площадью не менее 9 квадратных метра (согласно Приложению Д (Таблица Д.2) "СНиП 31-05-2003. Общественные здания административного назначения");

- компьютеры - в количестве не менее 5 шт.;

- производственные помещения для изготовления блочно-модульных котельных площадью не менее 2000 квадратных метра;

- производственные площади в Магаданской области площадью не менее 2000 квадратных метров;

- грузоподъемное оборудование с грузоподъемностью не менее 20тн - в количестве не менее 1 шт.

Наименование документа, необходимого для присвоения балловой оценки:

1) Справка о материально-технических ресурсах по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации о закупке;

2) копии документов, подтверждающих наличие материально-технических ресурсов:

- в отношении транспортных средств, машин и других видов техники, в отношении которых предусмотрена государственная регистрация – копии свидетельств о регистрации транспортных средств, машин (самоходных машин) и других видов техники (или копии паспортов транспортных средств);

- в отношении недвижимого имущества – копии свидетельств о регистрации или выписок из Единого государственного реестра недвижимости;

- в отношении прочих материально-технических ресурсов – копии паспортов;

3) в случае использования материально-технических ресурсов по договору – копии таких договоров (в том числе договоров аренды, лизинга имущества), со всеми приложениями и дополнительными соглашениями (в том числе о пролонгации договора), действующих на дату подачи заявки на участие в закупке; кроме того, если в таком договоре не указан срок действия и (или) содержится условие о пролонгации договора по окончании срока действия без заключения дополнительного соглашения к договору – копия письма от контрагента Участника о том, что договор является действующим и фактически исполняется на дату подачи заявки на участие в закупке

Из представленных пояснений Заказчиком следовало следующее обоснование оспариваемых заявителем пунктов установленных показателей оценки по критерию «благонадежность участника»:

1.Относительно площади помещения не менее 9 кв.м. представителями Заказчика было пояснено, что минимальное значение площади помещения «не менее 9 квадратных метра» было установлено исходя из регламентированных требований Приложения Д (Таблица Д.2) "СНиП 31-05-2003. Общественные здания административного назначения»;

2.Относительно причины указания количества компьютеров «не менее 5 шт.» представителями Заказчика было разъяснено, что базой для расчета в указанном случае являлось определение минимального количества исполнителей, затрагиваемых в выполнении проектных работ в составе: главный инженер проекта – 1 чел.; проектировщики – 3 чел.; инженер-сметчик – 1 чел. – итого 5 человек;

3. Относительно установленного показателя оценки о наличии грузоподъемного оборудования с грузоподъемностью не менее 20тн Заказчиком было разъяснено, что в техническом задании отсутствует однозначное требование иметь технику во владении. В рассматриваемом случае условия технического задания допускают возможность предоставления договоров аренды.

4. Относительно установленных показателей оценки о наличии производственных помещений для изготовления блочно-модульных котельных площадью не менее 2000 квадратных метров и производственных площадей в Магаданской области площадью не менее 2000 квадратных метров заказчиком были даны следующие пояснения.

Расчет площадей производился из учета возможности размещения следующего изготавливаемого оборудования: здание котельной состоящих из блок-модулей суммарно 24м×50м=1200кв.м; склада угля 30м×15м=450кв.м; системы углеподачи 15м×3м(2шт)=90кв.м; системы золошлакоудаления 10м×1,5м(2шт)=30кв.м; ферм дымовых труб 40м×2м(2шт)=160кв.м; угольных котлов 4м×2м(10шт)=80кв.м – Итого 2010кв.м (без учета возможности размещения дополнительного оборудования, материалов и комплектующих, свободных проходов между оборудованием и блоками котельной). Требование к наличию площадей в Магаданской области обусловлено необходимостью перевалочной базы для возможности промежуточного складирования поставляемого оборудования, возможности частичной разборки-сборки блоков котельной для возможности их доставки до труднодоступного пгт. Омсукчан при условии отсутствия автомобильной дороги с твердым покрытием, удалённостью от ближайшего города с развитой инфраструктурой (г. Магадан) ориентировочно 571 км, возможной необходимостью доставки в 2 летних сезона в связи со сложными метеоусловиями и возможностью подготовки строительной площадки в несколько этапов. Наличие договоров аренды данных площадей гарантирует возможность доставки оборудования до строительной площадки, его сохранность при закрытии дорог ввиду сложного транспортного маршрута и труднодоступностью региона, позволит осуществлять монтажные работы, складировать комплектующие и строительные материалы, обеспечивать сохранность специальной автомобильной техники.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к следующему выводу.

Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

С целью обеспечения конкуренции на торгах в Законе о закупках регламентирован порядок проведения торгов, в частности установлены требования к информационному обеспечению закупки, среди которых определены требования к содержанию и составу документации о закупке.

Требования к документации о закупке, установленные в Законе о закупках являются императивными и обязательными к исполнению.

Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установление в рассматриваемом случае обжалуемого квалификационного требования в части наличия производственных площадей не менее 2000 квадратных метров, а также на территории в Магаданской области не может быть применено в равной степени к участникам закупки, поскольку участник закупки, не имеющий в распоряжении соответствующих объектов в конкретном регионе, будет оценен меньшим количеством баллов.

Предметом рассматриваемой закупки является выполнение единого комплекса работ, результатом которых будет являться поставка и сборка готового оборудования - угольной блочно-модульной котельной и вспомогательного оборудования для обеспечения готовности угольной блочно-модульной котельной к сдаче в эксплуатацию по объекту «Реконструкция системы теплоснабжения пос. Омсукчан Магаданской области» для нужд ООО ИЦ «Энергопрогресс». Как следовало из представленных пояснений заявителя и к чему приходит Комиссия в ходе анализа, технология производства блочно-модульных котельных (далее БМК) предусматривает изготовление блоков на заводах, которые могут поставляться заказчикам в готовом виде с последующим монтажом на месте. Соответственно, заводы из других регионов, занимающиеся производством блочно-модульных котельных, имеют такие же возможности по изготовлению качественной БМК в установленные договором сроки, как и завод, расположенный на территории, конкретизированной Заказчиком в техническом задании.

Следовательно, требование о наличии производственных мощностей в рассматриваемом случае нецелесообразно и не соотносится с предметом проводимой закупки, учитывая возможность закупить уже готовые комплектующие/оборудование у других заводов изготовителей, располагающихся на территории других субъектов.

Подобными действиями заказчик может ограничить число участников закупки, так как отсутствие производственных помещений площадью не менее 2000 кв.м., а также на территории конкретного региона, не свидетельствует о невозможности исполнить договор либо об отсутствии положительного опыта выполнения аналогичных работ, о том, что обязательства по договору будут выполнены ненадлежащим образом.

Комиссия приходит к выводу, что критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке должны в равной степени применяться ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В рассматриваемом же случае, Комиссия приходит к выводу, что установление требования о наличии производственных помещений для изготовления блочно-модульных котельных площадью не менее 2000 квадратных метра и производственных площадей в Магаданской области площадью не менее 2000 квадратных метров, предусмотренных техническим заданием, приводит к ограничению конкуренции и созданию преимущественных условий для определённых участников закупки, что не отвечает принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, довод заявителя признан частично обоснованным.

Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания Заказчику в части осуществления оценки заявок участников без учета примененных критериев оценки о наличии производственных помещений для изготовления блочно-модульных котельных площадью не менее 2000 квадратных метра и производственных площадей в Магаданской области площадью не менее 2000 квадратных метров с учетом настоящего решения Комиссии Татарстанского УФАС.

3.Относительно довода заявителя о необоснованном установлении требования о выполнении работ по автоматизированным блочно-модульным котельным, использующим в качестве основного топлива уголь.

Так, техническим заданием закупочной документации Заказчиком был установлен следующий показатель оценки по критерию «квалификация участника», оспариваемый заявителем (в части необоснованного требования об использовании в качестве основного топлива уголь,  выделено):

- Наличие у Участника опыта выполнения работ (оказания услуг), являющихся предметом настоящей закупки и (или) аналогичных работ (услуг)*, которые были завершены не ранее года размещения закупки и 4 предшествующих (указанному году) лет, стоимость которых в сумме составляет не менее 60% начальной (максимальной) цены договора (цены лота) по соответствующему лоту.

* Аналогичными работами (услугами) в целях настоящей закупки признаются:

Выполнение проектных работ, строительно-монтажных работ и/или шеф-монтажных работ (с поставкой материально-технических ресурсов в том числе изготовление и поставка блочной модульной котельной) и пусконаладочных работ по автоматизированным блочно-модульным котельным (использующим в качестве основного топлива уголь) с установленной тепловой мощностью не менее 10 МВт.

Согласно представленным пояснениям представителей Заказчика необходимость указания конкретного используемого сырья обуславливалась следующими обстоятельствами.

Данное требование является основополагающим для возможности качественного исполнения договора, так как сжигание угля кардинально отличается от сжигания жидких и газообразных видов топлива и требует наличия необходимого опыта проектирования, изготовления, монтажа и производства пусконаладочных работ, и выполнение данных работ без указанного опыта недопустимо.

При изготовлении котельных, работающих на газообразном топливе и котельных работающих на угле, существуют кардинальные различия:

- при работе на угле – наличие склада запаса топлива, территории золошлакоотвалов, механизация топливоподачи и золоудаления, специфического исполнения вспомогательного оборудования, требующие детальной проработки исходя из множества условий и опыта реализации аналогичных объектов с использованием в качестве топлива - угля;

- котлы изготавливаются по разным стандартам и правилам и соответственно: технический регламент таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» Приложение №3 п.49. «Котлы отопительные, работающие на жидком и твердом топливе» и технический регламент таможенного союза ТР ТС 016/2011 «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе» и ГОСТ, имеют отличительные габариты при одинаковой мощности и различные технологии сжигания топлива;

- для котельных на твердом топливе дополнительно используется очистное оборудования для очистки дымовых газов до экологических норм.

Объект строительства «Реконструкция системы теплоснабжения пгт. Омсукчан Магаданской области» является уникальным, технически-сложным, нестандартным для Заказчика, ранее аналогичные закупки не проводились. Отсутствие аналогичных поставок в прошлом повышает значимость опыта Участника для аналогичной поставки, так как ввиду отсутствия опыта  аналогичных поставок Заказчик не обладает компетенцией для оценки того, что действия поставщика в процессе поставки (в том числе при осуществлении досборки) обеспечат получение Заказчиком качественного и надежного, надлежащим образом собранного оборудования, обладающего необходимыми Заказчику техническими функциональными характеристиками, указанными в документации о закупке.

Комиссия по результатам анализа приходит к следующим выводам.

Все участники закупки находятся в равных условиях относительно требования о поставке товара, соответствующего условиям документации.

Кроме того, правовая позиция Президиума Верховного Суда РФ, а именно, п.6 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) указывает следующее:

«Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера».

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

                        В рамках требований закона о закупках заказчик вправе любым, не противоречащим законодательству способом обеспечить получение товаров, работ, услуг с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также обеспечить эффективное использование денежных средств.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречит принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

В силу положений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Включение заказчиком в Документацию о закупке дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, безусловно, сужает круг потенциальных участников проводимых закупок.

Вместе с тем, такие действия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, Закона о закупках лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.

При установлении данных требований Заказчик руководствовался необходимостью обеспечения защиты собственных интересов, защиты от недобросовестных поставщиков, контроля за целевым использованием денежных средств и обоснованностью осуществления расходов по договору.

Требования, установленные заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере были отнесены ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.

Кроме того, как следовало из представленных сведений Заказчиком, на участие в закупке были поданы заявки от 2 организаций, следовательно, имелись потенциальные участники, намеревающиеся принять условия, установленные Заказчиком.

Комиссия по результатам анализа приходит к выводу о соблюдении Заказчиком требований законодательства о закупках при указании используемого сырья при изготовлении блочно-модульного оборудования.

Довод заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу заявителя ООО «Завод инновационных тепловых энергетических систем» (вх. №2921/ж от 23.03.2023 г.) на действия заказчика ООО ИЦ «ЭНЕРГОПРОГРЕСС» при проведении закупки №32312182031 на  предмет: «Выполнение комплекса работ по разработке конструкторской, проектной, сметной и рабочей документации (в объеме в соответствии с заданием на проектирование), изготовление, поставка оборудования и сборка угольной блочно-модульной котельной и вспомогательного оборудования на строительной площадке в составе необходимым для ввода в эксплуатацию и в соответствии с требованием задания на проектирование, производство пуско-наладочных работ и комплексного опробования, разработка инструкций по эксплуатации и обучение эксплуатирующего персонала и обеспечение готовности угольной блочно-модульной котельной к сдаче в эксплуатацию по объекту «Реконструкция системы теплоснабжения пос. Омсукчан Магаданской области» для нужд ООО ИЦ «Энергопрогресс»» частично обоснованной по доводу 2 жалобы в части требования о наличии производственных помещений для изготовления блочно-модульных котельных площадью не менее 2000 квадратных метра и производственных площадей в Магаданской области площадью не менее 2000 квадратных метров .

2. Признать заказчика ООО ИЦ «ЭНЕРГОПРОГРЕСС» нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать заказчику ООО ИЦ «ЭНЕРГОПРОГРЕСС» предписание об устранении нарушений действующего законодательства.

4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм действующего законодательства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны