Решение №04-04/2738 Решение по делу №016/07/3-344/2023 от 23 марта 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №04-04/2738 от 23.03.2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
в присутствии представителей заказчика АО «Татэнерго» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 29.12.2021 г. №119/20-50), <…> – [должностное лицо] (доверенность от 29.12.2022 г. №119/20-22), <…> – [должностное лицо], <…> – [должностное лицо], <…> – [должностное лицо] (в качестве слушателей), в присутствии представителя заявителя ООО «СОЮЗ ТЭК» – <…> – [должностное лицо] (доверенность от 01.02.2023 г. №9), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ООО «СОЮЗ ТЭК» (вх. №2636/ж от 15.03.2023 г.) на действия заказчика АО «Татэнерго» при проведении закупки №32312178195 на предмет: «Оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений и прилегающих территорий, мойке окон Казанской ТЭЦ-2 и районной котельной «Савиново» сроком на 1 год (12 месяцев) в 2023-2024гг. для нужд филиала АО «Татэнерго» Казанская ТЭЦ-2.»,
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32312178195 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 09.03.2023 года.
Заказчик – АО «Татэнерго».
Начальная (максимальная) цена договора – 16 398 538,92 рублей.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Закон о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При проведении обжалуемой закупки заказчик руководствовался Положением о закупке АО «Татэнерго» (далее – Положение).
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 13 и 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Пунктом 11 технического задания (приложение №1 к документации о закупке) заказчиком установлены критерии оценки и порядок присвоения балловой оценки предложений участников закупки (в том числе документы, необходимые для присвоения балловой оценки), в том числе:
Наименование группы критериев |
№ критерия |
Наименование критерия |
Максимальный балл по критерию |
Порядок присвоения балловой оценки |
Наименование документа, необходимого для присвоения балловой оценки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Благонадежность Участника
|
2 |
Наличие у Участника официально оформленных работников (привлекаемых по трудовым и гражданско-правовым договорам, указанным в п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"), необходимых для исполнения договора: - менеджер для организации и контроля процесса или аналогичная должность в количестве не менее – 1 чел.; - оператор профессиональной уборки или аналогичная должность в количестве не менее – 20 чел.; - дворник или аналогичная должность в количестве не менее – 3 чел. |
30 |
- полное соответствие критерию – максимальный балл, который может быть присвоен по данному частному критерию; - несоответствие или не полное соответствие критерию – 0 баллов.
При оценке заявок каждый человек (работник, предусмотренный настоящей Документацией о закупке) учитывается один раз. Если один и тот же человек указан в Справке о кадровых ресурсах несколько раз, то при оценке заявок он учитывается только один раз – первый раз, когда он был упомянут в Справке о кадровых ресурсах. При наличии у одного работника нескольких областей аттестации (предусмотренных настоящей Документацией о закупке, если данные области были предусмотрены Документацией о закупке) при оценке заявок учитывается каждая область такая аттестации, имеющаяся у работника. |
- Справка о кадровых ресурсах по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в настоящей документации о закупке; - форма СЗВ-М (Сведения о застрахованных лицах) на последнюю отчетную дату с отметкой ПФР о получении; - форма СЗВ-ТД (Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица) на вновь принятых работников, которые по данной причине еще не отражены в форме СЗВ-М, с отметкой ПФР о получении; - специфические документы |
Согласно доводам заявителя, требование о наличии сотрудников только в штате, ограничивает участника в возможности предоставления иных документов для оценки имеющегося персонала, таких как договора гражданско-правового характера, либо найма сотрудников после призвания победителем в конкурсной процедуре, а также существенно снижает баллы по нестоимостному критерию – о наличии сотрудников. Отсутствие у участника на момент подачи заявки указанного в документации квалифицированного персонала не влияет на возможность надлежащего исполнения участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, поскольку такой квалифицированный персонал может быть привлечен участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки.
Вместе с тем, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что заказчиком предусмотрена возможность привлечения сотрудников по трудовым и гражданско-правовым договорам.
Так, разделом 2.9 документации установлена форма справки о кадровых ресурсах. В таблице 1 заполняются сведения о работниках, которые будут привлечены к исполнению договора.
Согласно пункту 2.9.2 « Инструкции по заполнению вышеприведенной формы» заказчиком установлено:
2.9.2.1. Инструкции по заполнению не следует воспроизводить в документах, подготовленных Участником закупки.
2.9.2.2. В таблице-1 данной Справки перечисляются только те работники, которые будут непосредственно привлечены Участником в ходе исполнения Договора.
2.9.2.3. В таблице-2 данной Справки указывается общая численность всех работников Участника.
2.9.2.4. В таблице-1 вышеуказанной Справки отражаются сведения о работниках, наличие которых является критерием отбора, оценки предложений, указанным в п.10 и (или) 11 приложения 1 к настоящей Документации о закупке «Техническое задание» (в случае наличия таковых работников).
2.9.2.5. В данной Справке указываются работники, состоящие в штате Участника.
Таким образом, в справке о кадровых ресурсах по установленной заказчиком форме указываются работники, состоящие в штате Участника, что означает привлекаемых по трудовым и гражданско-правовым договорам (согласно пунктам 11 технического задания).
Кроме того, для присвоения балловой оценки заказчику необходимо именно наличие в работников в настоящем времени, а не после заключения договора по результатам закупки.
Критерий оценки благонадежности участника закупки, в рамках которого оценивается наличие у Участника закупки, в том числе, справок о кадровых ресурсах по формам СЗВ-М, СЗВ-ТД не является основанием для отклонения заявок участие в закупке, а учитывается в качестве критерия оценки заявок.
Установленные заказчиком требования в равной мере были отнесены ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке.
Действующим законодательством о закупках не определен исчерпывающий перечень критериев, подлежащих оценке при рассмотрении и сопоставлении заявок, что свидетельствует о том, что выбор таких критериев является правом заказчика в зависимости от целей удовлетворения потребностей.
Кроме того, установленный заказчиком критерий оценки не являлся единственным в документации, из чего следует, что оценка заявок будет производится из совокупности всех критериев, установленных заказчиком в документации.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Указание заказчиком в документации особых характеристик товара (работы, услуги), которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара (работы, услуги), не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в п.6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением ФЗ от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного суда РФ 16.05.2018), уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Аналогичная позиция отражена в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2022 N 11АП-15158/2022 по делу N А65-9125/2022.
Участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика.
Вместе с тем, заявитель на заседании Комиссии доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов не представил.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае действия заказчика по установлению критериев оценки заявок на участие в закупке не противоречат требованиям действующего законодательства.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, доводы заявителя признаны необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу заявителя ООО «СОЮЗ ТЭК» (вх. №2636/ж от 15.03.2023г.) на действия заказчика АО «Татэнерго» при проведении закупки №32312178195 на предмет: «Оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений и прилегающих территорий, мойке окон Казанской ТЭЦ-2 и районной котельной «Савиново» сроком на 1 год (12 месяцев) в 2023-2024гг. для нужд филиала АО «Татэнерго» Казанская ТЭЦ-2.» необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |