Решение №ИП-06/13905 РЕШЕНИЕ по делу № 016/01/16-724/2019 от 13 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП-06/13905 от 13.09.2019

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/01/16-724/2019 в отношении Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район», Исполнительного комитета муниципального образования г. Лениногорск и МУП «БЛАГСТРОЙДОРХОЗ» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению конкуренции при проведении аукциона в электронной форме № 0111300000416000286,  в отсутствии:

- представителя Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» извещенного надлежащим образом, извещенного надлежащим образом;

- представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Лениногорск извещенного надлежащим образом;

- представителя МУП «БЛАГСТРОЙДОРХОЗ», извещенного надлежащим образом

УСТАНОВИЛА:

На основании приказа от 21.02.2019 №01/97-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении Исполнительного комитета муниципального образования г. Лениногорск (423250, РТ, г. Лениногорск, ул. Кутузова 1, ИНН 1649012836, КПП 164901001, ОКПО 94319908).

По результатам анализа представленных документов Татарстанским УФАС России установлено, что МУП «БЛАГСТРОЙДОРХОЗ» были выполнены работы по содержанию и текущему ремонту дамбы г. Лениногорск ул. Заварыкина до опубликования извещения о проведении аукциона на выполнении указанных работ. Заказчиком работ выступил Исполнительный комитет муниципального образования г. Лениногорск. Уполномоченным органом закупки выступил Исполнительный комитет муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан.

На основании вышеизложенного, издан приказ Татарстанского УФАС России 01/225-к от 31.05.2019 о возбуждения дела в отношении Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район», Исполнительного комитета муниципального образования г. Лениногорск и МУП «БЛАГСТРОЙДОРХОЗ» по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению конкуренции при проведении аукциона в электронной форме № 0111300000416000286.

По результатам рассмотрения настоящего дела, Комиссией установлено следующее.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru 28 ноября 2016 было опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме № 0111300000416000286 с предметом: «Содержание и текущий ремонт дамбы г. Лениногорск ул. Заварыкина».

Уполномоченным органом закупки выступил Исполнительный комитет муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан.

Заказчиком вышеуказанной закупки выступил Исполнительный комитет муниципального образования г. Лениногорск.

Начальная максимальная цена контракта по аукциону № 0111300000416000286 составила 482 890.00 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 13.12.2016 г., победителем аукциона признано МУП «БЛАГСТРОЙДОРХОЗ» (ИНН 1649022418).

Между Исполнительным комитетом муниципального образования г. Лениногорск и МУП «БЛАГСТРОЙДОРХОЗ» был заключен муниципальный контракт № 99-1 от 25.12.2016 г. на сумму 480 475,55 рублей.

Так по условиям указанного контракта МУП «БЛАГСТРОЙДОРХОЗ» должен был выполнить с момента подписания контракта, следующие работы:

ВИДЫ И ОБЪЕМ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ

Наименование

Ед. изм.

Кол.

1

2

3

4

Раздел 1.

1

Очистка отверстий труб от грязи и наносов

10 м

24

2

Устройство глиняного замка у водоотводящих труб

1 м3 изолирующего слоя

24

3

Разработка грунта экскаваторами с погрузкой на автомобили-самосвалы

1000 м3 грунта

0,242

4

Перевозка грузов автомобилями-самосвалами на расстояние до 15 км, I класс груза

1 т груза

436,88

5

Наращивание стальных водопроводных труб диаметром 800 мм

1 км трубопровода

0,04

6

Наращивание стальных водопроводных труб диаметром 89 мм

1 км трубопровода

0,006

7

Засыпка траншей и котлованов бульдозерами

1000 м3 грунта

0,042

8

Укрепление обочин дамб грунтом

1000 м3 грунта

0,2993

Согласно п. 1.4 муниципального контракта работы должны быть выполнены с момента подписания муниципального контракта с 25 декабря до 31 декабря 2016 г.

Согласно акту о приемке выполненных работ № 1 (форма №КС-2) указанные работы  были выполнены с 13.12.2016 до 25.12.2016, то есть до подписания контракта, а именно:

- Очистка отверстий труб от грязи и наносов;

- Устройство глиняного замка у водоотводящих труб;

- Разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторы с ковшом вместимостью 0,25 м3, группа грунтов 1;

- Перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера, на расстоянии до 15 км, 1 класс груза;

- Укладка стальных водопроводных труб с гидравлическим испытанием диаметром 800 мм;

- Засыпка траншей и котлованов с перемещением грунта до 5 м бульдозерами мощностью 59 кВт, группа грунтов 1;

- Устройство бетонного оголовка при сливе;

- Посадка деревьев и кустарников с комом земли размером: 0,5х0,5х0,4 м на откосах дамб.

Необходимо отметить, что вышеперечисленные работы согласно акту о приемке выполненных работ исполнялись с 13 до 25 декабря, то есть до заключения контракта, выполнение таких работ, как посадка деревьев, требуют особых погодных условий.

Согласно открытым данным в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории города Лениногорск 25.12.2015 г. температура воздуха составляла отрицательные значения (≈-13°С), что свидетельствует о невозможности выполнения указанных работ.

Кроме того, необходимо отметить, что выполнение вышеперечисленных работ помимо особых погодных условий требует привлечение и использование технических и трудовых ресурсов, которые занимают определенное время.

На заседании Комиссии представители Исполнительного комитета Лениногорского района и Исполнительного комитета  г. Лениногорск не смогли дать пояснения по вопросу возможности исполнения вышеизложенных работ в указанный период времени.

 В силу пункта 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Вместе с тем, Татарстанское УФАС России приходит к выводу, что работы по муниципальному контракту от 25.12.2016 г. были выполнены до заключения муниципального контракта.

Таким образом, в действиях ответчиков усматривается:

– намеренное поведение каждого определенным образом для достижения заранее оговоренной цели, то есть достижение и исполнение ими соглашения;

– заведомая осведомленность о будущих действиях друг друга, при отсутствии внешних, объективных обстоятельств, обуславливающих подобное поведение.

В результате достижения антиконкурентного соглашения Исполнительный комитет муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» и МУП «БЛАГСТРОЙДОРХОЗ» реализовали модель группового поведения, состоящую из действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка.

Факт обмена ответчиками информацией в рамках реализации соглашения был установлен Комиссией на основании анализа совокупности косвенных доказательств и относительно единообразного поведения ответчиков, приведшего к взаимовыгодному для них результату.

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.

В соответствии со статьей 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.Согласно п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность  конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия)  существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия  соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно  устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Комиссия отмечает, что целесообразность проведения таких работ МУП «БЛАГСТРОЙДОРХОЗ» до момента определения предприятия в качестве победителя Аукциона и заключения контракта, учитывая обстоятельства настоящего дела, объективно может иметь место лишь в случае наличия у хозяйствующего субъекта оснований считать себя победителем данного аукциона до его официального признания в качестве такового.

Исполнительный комитет муниципального образования г.Лениногорск, являясь заказчиком, должен был располагать информацией о действиях МУП «БЛАГСТРОЙДОРХОЗ» по проведению вышеуказанных работ. Таким образом, Исполнительный комитет муниципального образования г.Лениногорск при опубликовании извещения о проведении аукциона в электронной форме № 0111300000416000286 обладал информацией о том, что указанные работы уже выполнены заранее определенным лицом.

По мнению Комиссии, при условии, что работы, которые должны быть заказаны муниципальным заказчиком по результатам проведения конкурентных процедур, уже исполнены, потенциальные исполнители, действуя добросовестно, лишены возможности принять участие в такой закупке.

Целью проведения аукциона в электронной форме № 0111300000416000286 и заключение указанного муниципального контракта был не поиск лица для выполнения подрядных работ, а только получение финансирования из бюджета и передача денежных средств лицу, выполняющему работы до заключения муниципального контракта.

На момент опубликования извещения о проведении аукциона в электронной форме № 0111300000416000286 отсутствовала нужда в выполнении работ по содержанию и текущему ремонту дамбы, действия Исполнительного комитета муниципального образования г. Лениногорск и МУП «БЛАГСТРОЙДОРХОЗ» содержат признаки нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению конкуренции при проведении аукциона в электронной форме № 0111300000416000286.

Для определения товарного рынка необходимо установление его продуктовых границ и географических границ.

Определение продуктовых и географических границ товарного рынка осуществляется в соответствии с Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

При этом в рассматриваемом случае продуктовые и географические границы однозначно определены организатором торгов, а именно: аукционной документацией. 

Таким образом, продуктовые границы товарного рынка, на котором ответчиками совершено нарушение антимонопольного законодательства, определяются предметом закупки при участии, в которой ответчиками реализовано антиконкурентное соглашение.  

Географические границы определяется территорией, определенной также документацией об аукционе, и являются - местом исполнения работ на территории г. Лениногорск Республики Татарстан.

Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах: в состав участников из рассматриваемого аукциона, входили признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона, хозяйствующие субъекты.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Исполнительного комитета муниципального образования г. Лениногорск и МУП «БЛАГСТРОЙДОРХОЗ» как нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению конкуренции при проведении аукциона в электронной форме № 0111300000416000286.

В соответствии со ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией в адрес ответчиков было направлено заключение об обстоятельствах дела № 016/01/16-724/2019.

До окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения ответчики не представили возражения в письменной форме.

Ответчики в рамках рассмотрения антимонопольного дела не представили документы и информацию о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать Исполнительный комитет муниципального образования г. Лениногорск (423250, РТ, г. Лениногорск, ул. Кутузова 1, ИНН 1649012836, КПП 164901001, ОКПО 94319908) и МУП «БЛАГСТРОЙДОРХОЗ» (423250, РТ, г. Лениногорск, ул. Гончарова 1, ИНН 1649022418, КПП 164901001, ОГРН 1151689001045) нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в достижении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела или могла привести к ограничению конкуренции при проведении аукциона в электронной форме № 0111300000416000286.

2. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

3. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны