Определение №ВЧ-08/11900 ОПРЕДЕЛЕНИЕ об отложении рассмотрения дела №016/05/5-1327/20... от 26 сентября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. № ВЧ-08/11900 от 26.09.2022
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
<…> –[должностное лицо]; |
Члены Комиссии: |
<…> –[должностное лицо]; <…> –[должностное лицо]; |
рассмотрев дело № 016/05/5-1327/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «Клик.ру» (125364, г. Москва, ул. Свободы, д. 50, ИНН: 7743771327, КПП: 773301001, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 01.03.2010) по факту распространения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с текстом следующего содержания: «28 ноября 2022 года КСК «УНИКС». Мировое шоу Queen Classics. Повышение цен 15 августа. eventation.ru. Главные хиты группы Queen в Казани. Повышение цен 15.08!», содержащая признаки нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»,
УСТАНОВИЛ:
В ходе проведения мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Управление, Татарстанское УФАС по РТ) 28.07.2022
установлен факт распространения рекламы с текстом: «28 ноября 2022 года КСК «УНИКС». Мировое шоу Queen Classics. Повышение цен 15 августа. eventation.ru. Главные хиты группы Queen в Казани. Повышение цен 15.08!», содержащая признаки нарушения Закона «О рекламе».
Фотоизображения Рекламного объявление представлено ниже:
Рис. № 1
Представленное рекламное объявление «кликабельное», при переходе открывается сайт: https://eventation.ru/queenkazan/?utm_source=yandex&utm_medium=rsya&utm_campaign=queen&utm_content=kluchi&utm_term=biletnikisale&_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs3NjcwMTkzMzsxMjQ4MDI3NDc3NDthbnRpY3dhci5ydTpndWFyYW50ZWU&yclid=4287567797472519663
Фотоизображения содержания сайта представлены ниже:
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Рисунок 5.
Рисунок 6.
Рисунок 7.
Рисунок 8.
Рисунок 9.
При этом в качестве рекламодателя указанной рекламы указана организация Eventation.ru. Информация размещена по адресу: https://yandex.ru/ads/advertiser_info/WEKejI_z8FZb1W1a30IaK7IIIZQe1G3u0373EE9Y000003ZCsii1SBx7uuZ1vVxVaG6G0UYsYFxSW8200fW1wBQ8_boe0VYrYFvSk07cdzUD9TW1ol_1g07e0PO4e0AOdUqGoGOYOzFlHb3QXga7IER8hxk-W3lG1mBG2820W802Y0iEgWiGotGU1KZc001aQgHUsEG50FWFvjZOlVVW50615_0_c1V6qTKi-1Z1YlRieu-y_6E06O8S3N1hGZfLS6LsTrKrOZVf780TVz0X____0GO0h36aGB2iIEXIhX8nl0XCHqO3~1?aim-banner-id=72057606518148531 .
Фотоизображения содержания сайта представлены ниже:
На анализируемом сайте в качестве контакта с рекламодателем с указан абонентский номер <…>, который согласно открытым источникам данных, принадлежит ООО «СМ-МЕДИА ГРУП» (ИНН: 7702727600, 123317,
г. Москва, ул. Литвина-Седого, д. 5, стр. 1, этаж 1, пом. I , ком. 9).
Согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная рекламная информация содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к товарам, реализуемым соответствующими рекламодателями.
Объектом рекламирования являются Мировое шоу Queen Classics, который состоится в КСК «УНИКС», расположенном по адресу: 420111, г. Казань,
ул. Профессора Нужина, 2.
Информация с текстом: «28 ноября 2022 года КСК «УНИКС». Мировое шоу Queen Classics. Повышение цен 15 августа. eventation.ru. Главные хиты группы Queen в Казани. Повышение цен 15.08!», в силу статьи 3 Закона о рекламе, является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель.
Исходя из текста рекламы следует, что мероприятие носит массовый характер, направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц, при этом как в самом рекламном объявлении, так и на сайте, переходном от рекламы, не соблюдены требования категорирования в соответствии с действующим законодательством о рекламе.
Согласно части 10.1 статьи 5 Закона «О рекламе», не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.
Под информационной продукцией согласно статье 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» понимаются предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция СМИ, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, и сетей подвижной радиотелефонной связи.
Согласно части 3 статьи 6 Федерального Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Из положения части 7 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5 Закона «О рекламе», ответственность несет рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно поступившему ответу от ООО «ЯНДЕКС» реклама размещена в рамках договора возмездного оказания услуг № 32246/15 от 01.03.2015, заключённого между ООО «Яндекс» и ООО «Клик.ру» (ОГРН 1107746150126, ИНН 7743771327, юридический адрес: 125364, г. Москва, ул. Свободы, д. 50, стр. 3, офис. 51).
Рассмотрение дела №016/05/5-1327/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «Клик.ру» было назначено на 21 сентября 2022 г. в 15 часов 00 минут.
До заседания Комиссии Татарстанского УФАС Росси поступили письменные пояснения ООО «Клик.ру» (вх. № 11172 от 02.09.2022) исходя из которых следует, что cервис Click.ru - это интернет сервис, позволяющий вести рекламные кампании в сервисах контекстной и таргетированной рекламы, используя единый интерфейс и единую точку оплаты.
Заказы на размещение рекламно-информационных материалов поступают от рекламодателей в ООО «Клик.ру» в электронной форме через их персональные аккаунты в Сервисе «Click.ru» - интернет сервис, позволяющий вести рекламные кампании в сервисах контекстной и таргетированной рекламы, используя единый интерфейс и единую точку оплаты (далее - «Сервис»).
С даты регистрации аккаунта, с которого размещалась спорная реклама, включая первые дни размещения, рекламная компания, в рамках которой было опубликовано рекламное объявление оплачивалась:
Обществом с ограниченной ответственностью «МЕЖДУНАРОДНОЕ КОНЦЕРТНОЕ АГЕНТСТВО «МОСШОУ» (ИНН 7702762852, юридический адрес: г. Москва, Тарный проезд, д. 11, стр. 8, этаж 1, пом. Iv, ком. 1).
16.09.2022 в адрес Управления поступили пояснения ООО «СМ-МЕДИА ГРУП» (вх. № 11813), согласно которым как следует из Правил модерации Яндекс, размещенных в общем доступе в сети интернет https://yandex.ru/support/direct/moderation/adv-rules.html, при размещении рекламного материала возрастные ограничения должны быть указаны во всех объявлениях, которые рекламируют информационную продукцию:
• игры, фильмы;
• концерты, спектакли, спортивные матчи и другие зрелищные мероприятия;
• печатные издания (газеты, журналы и книги);
• программы и передачи на ТВ и радио;
• базы данных и компьютерные программы.
Возрастная отметка «16+» добавляется на объявления автоматически. Для тематик, относящихся к взрослому контенту, по умолчанию будет добавлена отметка «18+».
В связи с изданием Определения о выявлении фактов нарушения нормы
п. 10.1 ст.5 ФЗ «О рекламе» был сделан запрос в Службу Яндекс Директ, из которой также следует, что маркировка производится в автоматическом режиме.
Руководствуясь изложенными фактами и приложенными копиями документов, ООО «СМ-МЕДИА ГРУП» сообщило, что факт нарушения законодательства о рекламе произошел в связи с техническим сбоем на стороне Сервиса ЯНДЕКС.ДИРЕКТ.
На этом основании ООО «СМ-МЕДИА ГРУП» считает необходимым привлечь ООО «ЯНДЕКС» (ИНН 7736207543, КПП 997750001) к участию в деле
№ 016/05/5-1327/2022.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и для привлечения к участию в деле иных лиц, руководствуясь пунктом 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 г. №1922, Комиссия,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Рассмотрение дела № 016/05/5-1327/2022 отложить.
Привлечь в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения закона о рекламе, ООО «Международное концертное агентство «МОСШОУ» (ИНН: 7702762852).
Привлечь в качестве лица, располагающего сведениями
о рассматриваемых в ходе дела обстоятельствах, ООО «Яндекс» (ИНН 7736207543).
Назначить дело № 016/05/5-1327/2022 к рассмотрению на 19 октября 2022 г. в 11 часов 00 минут по адресу: г. Казань, ул. Московская, д. 55, 2-й этаж, зал заседаний.
ООО «Международное концертное агентство «МОСШОУ» в срок
до 17 октября 2022 года (включительно) представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (на электронную почту to16@fas.gov.ru, to16-Garrapova@fas.gov.ru) согласно следующему перечню:
сведения о лице, утвердившем рекламный макет, пояснения лица;
копии всех договоров на изготовление, размещение и распространение вышеуказанного рекламного материала, с приложением документов, подтверждающих исполнение указанного договора (акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение и т.д.), в том числе документы и договоры, на распространение вышеуказанного рекламного материала;
информацию о видах деятельности, фактических осуществляемых обществом в период с 2021 года по настоящее время с приложением подтверждающих документов;
3)информацию о лице, в интересах которого осуществляется распространение рекламы с указанием наименования, ИНН и приложением договоров, приложений к нему, платежных поручений и т.д, подтверждающих исполнение договоров;
5)паспортные данные лица (лицевая сторона, прописка), ответственного за нарушения ч.10.1 ст. 5 38 ФЗ «О рекламе»;
6) информацию о том, какие сведения, информация вносилась ООО «Международное концертное агентство «МОСШОУ» в сервис «Click.ru», в том числе по возрастным ограничениям, с целью дальнейшего размещения вышеуказанной рекламы (с приложением подтверждающих документов, макетов, скриншотов, в том числе приписки с использованием сетей электросвязи, а также иных документов, подтверждающих позицию общества по изложенному в данном пункте определения вопросу);
7) хронологию изменения и настройки спорной рекламы в личном кабинете сервиса «Click.ru», в том числе по возрастным ограничениям, за период с начала настройки (до запуска), во время распространения, а также до прекращения распространения спорной рекламы (с приложением подтверждающих документов);
8) иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.
ООО «Клик.ру» в срок до 17 октября 2022 года (включительно) представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (на электронную почту to16@fas.gov.ru, to16-Garrapova@fas.gov.ru) согласно следующему перечню:
1)информацию о том, какие сведения, информация направлялась в адрес ООО «Клик.ру» в том числе по возрастным ограничениям, с целью дальнейшего размещения вышеуказанной рекламы в сервисе (с приложением подтверждающих документов, макетов, скриншотов, в том числе приписки с использованием сетей электросвязи, а также иных документов, подтверждающих позицию общества по изложенному в данном пункте определения вопросу);
2) хронологию изменения и настройки спорной рекламы в личном кабинете сервиса «Click.ru», в том числе по возрастным ограничениям, за период с начала настройки (до запуска), во время распространения, а также до прекращения распространения спорной рекламы (с приложением подтверждающих документов);
3) письменные пояснения относительно порядка размещения спорной рекламы с разъяснением этапа, на котором проставляется возрастная отметка (с приложением подтверждающих документов, скриншотов);
4) иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.
7. ООО «Яндекс» в срок до 17 октября 2022 года (включительно) представить в Татарстанское УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и материалов (на электронную почту to16@fas.gov.ru,
to16-Garrapova@fas.gov.ru) согласно следующему перечню:
1) письменные пояснения относительно порядка размещения спорной рекламы с разъяснением этапа, на котором проставляется возрастная отметка (с приложением подтверждающих документов, скриншотов);
2) письменные пояснения относительно возможности размещения спорной рекламы (начало трансляции в сети «Интернет»), в случае отсутствия в личном кабинете сервиса «Яндекс.Директ» отметки возрастной категории рекламы (с приложением подтверждающих документов);
3) хронологию изменения и настройки спорной рекламы в личном кабинете сервиса «Яндекс.Директ» за период с начала настройки (до запуска), во время распространения, а также до прекращения распространения спорной рекламы (с приложением подтверждающих документов);
4) иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений – нормативное и документальное их обоснование.
При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.
Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, обязательна.
ВНИМАНИЕ: В целях предотвращения угрозы распространения вируса COVID-19 (коронавирус) Управление рекомендует представлять свои интересы путем направления письменных пояснений, без непосредственного присутствия (по возможности) на заседании, либо подключением к TrueConf по ссылке: https://fas1.tconf.rt.ru/c/2936565323. В случае принятия решения о явке на заседание Комиссии просим обязательно обеспечить меры предосторожности и на заседании использовать медицинскую маску (иные средства защиты).
Об участии посредством удаленного доступа необходимо предварительно проинформировать ответственного исполнителя с направлением на электронный адрес to16-Garrapova@fas.gov.ru документов, подтверждающих полномочия для участия в рассмотрении настоящего дела.
Председатель Комиссии: |
<…> –[должностное лицо]; |
Члены Комиссии: |
<…> –[должностное лицо]; <…> –[должностное лицо]; |