Решение №ИП-06/11426 РЕШЕНИЕ по делу №06-8/2019 от 2 августа 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ИП-06/11426 от 02.08.2019 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №06-8/2019 в отношении МКУ «Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части бездействия органа исполнительной власти, повлекшее за собой размещение нестационарного торгового объекта неустановленными лицами на участке из земель неразграниченной собственности в присутствии:

- представителя МКУ «Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования г.Казань»              <   > 

- представителя МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казань» <   >  

- представителя Индивидуального предпринимателя <   >  по доверенности <   > 

- в отсутствии Индивидуального предпринимателя <   >  извещенного надлежащим образом.

УСТАНОВИЛА:

В адрес Татарстанского УФАС России поступило на рассмотрение обращение (вх.№67/л от 15.08.2018г.) по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Татарстанским УФАС России был направлен запрос (исх.№ИП-06/13811 от 30.08.2018г.) о предоставлении информации о земельном участке, находящемся по адресу: г. Казань, ул. Гвардейская, вблизи д.31 в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани и МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казани».

В ответ на запрос, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани направил ответ (вх.№14406 от 10.09.2018г.) о предоставлении информации о земельном участке с кадастровым номером 16:50:060621:26, находящемся по адресу: г. Казань, ул. Гвардейская, вблизи д.31.

При анализе поступившей информации из Исполнительного комитета муниципального образования города Казани установлено следующее.

 В ходе обследования земельного участка с кадастровым номером 16:50:060621:26, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Гвардейская, вблизи д.31, площадью 20 кв. м, вид разрешенного использования – для целей, не связанных со строительством, МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета города Казани» было установлено, что на данном земельном участке расположен павильон по продаже цветов, который используется неустановленными лицами (подтверждено актом обследования №2381 от 05.09.2018г.).

Таким образом, путем размещения павильона по продаже цветов неустановленными лицами используется участок из земель неразграниченной государственной собственности без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том ее виде, в каком это требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), принимать различного рода акты (нормативного или ненормативного характера), способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Одним из основных принципов земельного законодательства в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 1 ЗК РФ является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охрана земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов.

На основании вышеизложенного, использование земельного участка под хозяйственную деятельность без разрешительной документации, без подписания договора в отношении земельного участка нарушает антимонопольное законодательство, так как неизвестные лица используют в своей предпринимательской деятельности муниципальный земельный участок без разрешительных документов и заключенного договора в отношении земельного участка, что приводит, или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно п.3.1.31 Положения о МКУ «Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в полномочия Комитета потребительского рынка входит:

- выявление и осуществление учета, демонтажа, перемещения, хранения, транспортирования самовольно установленных и (или) незаконно размещенных нестационарных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания на территории г. Казани, в том числе подготовка муниципальных правовых актов о принудительном демонтаже таких объектов; выявление нестационарных торговых объектов, демонтаж и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможны, и обращение в суд о признании таких объектов самовольными.

На основании этого, 03 октября 2018 года было выдано предупреждение №П06-117/2018 (исх. №ИП-06/15650 от 03.10.2018г.) о необходимости прекращения указанного бездействия путем освобождения земельного участка от третьих лиц (павильон по продаже цветов с вывеской «ЦВЕТЫ»), расположенного по адресу: г. Казань, ул. Гвардейская, вблизи д.31.

18.10.2018г. в адрес Татарстанского УФАС России поступило ходатайство от МКУ «Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (вх.№16549 от 18.10.2018г.) о продлении срока исполнения предупреждения №П06-117/2018 до 20.11.2018г. в связи с тем, что данный нестационарный объект включен в перечень незаконно размещенных объектов, подлежащих демонтажу, и будет демонтирован в соответствии с утвержденным Порядком в срок с 19.10.2018г. по 17.11.2018г., ходатайство удовлетворено.

Срок исполнения предупреждения №П06-117/2018 – 20.11.2018г.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.

15 ноября 2018 года от МКУ «Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» поступило письмо (вх.№18028 от 15.11.2018г.), в котором сообщалось, что «в соответствии с действующей Схемой и утвержденным Порядком, Комитетом потребительского рынка г. Казани заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта от 08.11.2018 №197/НТО, профиль – «цветы», по адресу: г. Казань, ул.Гвардейская, вблизи дома №33 с Индивидуальным предпринимателем < >  однако подтверждающих документов и оснований для заключения договора с предпринимателем представлено не было.

Вышеуказанные действия МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного издан приказ Татарстанского УФАС России от 22.01.2019г. №01/21-к о возбуждении дела и создания комиссии по признакам нарушения МКУ «Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части бездействия органа муниципальной власти, повлекшее за собой размещение нестационарного торгового объекта неустановленными лицами на участке из земель неразграниченной государственной собственности.

В ходе рассмотрения дела №06-8/2019 представители Ответчика по делу на заседании Комиссии указали на отсутствие нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения дела № 06-8/2019 Комиссией Татарстанского УФАС России с учетом представленных ответчиками возражений установлено следующее.

Между МКУ «Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань» и Индивидуальным предпринимателем < >  заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта и объекта общественного питания от 08.11.20198 года по результатам проведения электронного запроса предложений.

В ходе рассмотрения дела № 06-8/2019 у Комиссии возникли вопросы по поводу законности заключения вышеуказанного договора с <   >  и ограничения прав лиц, имеющих намерения заявиться на участие на торгах на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта и объекта общественного питания на участке, предоставленной <   >  .

Согласно письму МКУ «Комитет потребительского рынка Исполнительного Комитета г. Казань» (вх. 2991 от 25.02.2019) Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 30.05.2017 №2030 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани» (далее - Схема) определены места для размещения нестационарных торговых объектов.

На территории г. Казани действует Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани, утвержденное постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 22.05.2017 №1908 (далее - Порядок).

В Порядке определены условия заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания без проведения торгов (далее – договор на размещение НТО).

В соответствии с пунктом 4.3 Порядка Комитетом потребительского рынка Исполнительного комитета г. Казани (далее - Комитет) с 16.07.2018 по 14.08.2018 с целью заключения договоров без проведения торгов на размещение НТО, ранее размещенного на том же месте, а именно вблизи объекта капитального строительства согласно адресному ориентиру, указанному в схеме размещения НТО, и земельного участка, ранее предоставленного по договору аренды, действовавшему на 1 марта 2015 года, проведен прием заявлений от хозяйствующих субъектов.

По результатам приема заявлений от хозяйствующих субъектов для заключения договоров на размещение НТО без проведения торгов по адресу: ул. Гвардейская, вблизи дома №33 реестровый номер С-20 по профилю «цветы» были поданы заявления от двух хозяйствующих субъектов.

16.07.2018 в Комитет поступило заявление и документы для заключения договора без проведения торгов от индивидуального предпринимателя < >  у которой действовал договор аренды земельного участка №15352 от 28.02.2011 до 23,09.15, с разрешенным использованием – для целей, не связанных со строительством, а именно для размещения объекта мелко-розничной сети по продаже цветов, земельный участок расположен по адресу: г. Казань, ул. Гвардейская, вблизи дома №31, кадастровый номер <...> :50:060621:26.

08.08.2018 в Комитет поступило заявление и документы для заключение договора без проведения торгов от индивидуального предпринимателя < >  , у которого действовал договор аренды земельного участка №15338 от 14.02.2011 до 23.09.2015, с разрешенным использованием – для, не связанных со строительством, а именно для размещения объекта мелко-розничной сети по продаже продовольственных товаров, земельный участок расположен по адресу: г. Казань, ул. Гвардейская, вблизи дома №33, кадастровый номер <...> :50:060621:25.

Постоянно действующей комиссией по организации и проведению торгов на размещение НТО проведена оценка соответствия заявителей предъявляемым требованиям в соответствии с пунктом 4.2.2 Порядка, и принято решение о допуске к участию в электронном запросе предложений всех заявителей.

17.09.2018 на электронной торговой площадке 223etp.zakazrf.ru и на официальном сайте Комитета: https://www.kzn.ru/meriya/ispolnitelnyy-komitet/kpr было опубликовано извещение о проведение электронного запроса предложения среди квалифицированных участников.

На рассмотрение постоянно действующей комиссии оператором электронной площадки был представлен протокол проведения электронного запроса предложения с приложением заявок квалифицированных участников с предложениями по стоимости права на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: г.Казань, ул.Гвардейская, вблизи дома №33.

Квалифицированный участник электронного запроса предложения, который предложил наиболее высокую стоимость лота и заявка которого соответствует требованиям документации, признается победителем электронного запроса предложения.

Комиссией принято решение о соответствии всех заявок требованиям документации.

Победителем электронного запроса предложения признана <   >  .

Таким образом, к участию на торгах были допущены 2 лица, у которых ранее действовал договор аренды земельных участков на размещение нестационарных торговых объектов в районе дома №33 по улице Гвардейская.

Для подтверждения позиции ответчиков Комиссией были запрошены копии договоров аренды земельных участков, заключенных с <   >  и <   >  и платежные поручения, подтверждающие оплату по договору земельного участка. Также в качестве лиц, обладающих сведениями были привлечены МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань» и <   > 

МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений  Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань» представило следующую информацию: - «Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 24.09.2010 №8653, договором аренды от 28.02.2011 №15352 земельный участок с кадастровым номе-ром 16:50:060621:26 площадью 20,0 кв.м по ул. Гвардейская, 31 Советского района г. Казани был предоставлен <   >  для целей, не связанных со строительством, а именно для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже продовольственных товаров в аренду сроком до 23.09.2015.

В связи с истечением срока аренды в адрес <   >  направлено уведомление от 16.07.2015 №10958 о расторжении договора аренды от 28.02.2011 №15352 .

За период с 01.10.2010 по 23.09.2015 по договору аренды земельного участка от 28.02.2011 №15352  начислено арендной платы за землю – 97 442,89 руб., оплачено – 97442,89 руб., начислено пени – 971,25 руб., оплачено – 971,25 руб. Задолженности не имеется.

За период с 24.09.2015 по 08.11.2018 начислена сумма неосновательного обогащения  – 66 660,0 руб., оплачено – 69 741,96 руб., начислены проценты за пользование чужими денежными средствами -  905,84 руб., оплачено – 905,84 руб.  Задолженности не имеется.

Заключен договор с Комитетом потребительского рынка г. Казани от 08.11.2018 №197/НТО.

Постановлением Исполнительно комитета г. Казани от 24.09.2010 №8646, договором аренды от 14.02.2011 №15338 земельный участок с кадастровым номером 16:50:060621:25 площадью 10,0 кв.м по ул. Гвардейская, вблизи дома №33 Советского района г. Казани предоставлен <   >   для целей, не связанных со строительством, а именно для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже продовольственных товаров  в аренду сроком до 23.09.2015.

В связи с истечением срока аренды Комитетом земельных и имущественных отношений г. Казани в адрес <   >  было направлено уведомление от 04.07.2015 №1098/Кзио-исх о расторжении договор аренды от 14.02.2011 №15338.

За период с 01.10.2010 по 23.09.2015 по договору аренды от 14.02.2011 №15338 начислено арендной платы за землю – 47 297,04 руб., оплачено – 47 297,04 руб. За несвоевременную уплату арендной платы за землю начислены пени в размере – 402,97  руб., оплачено – 402,97 руб., задолженности не имеется.

За период с 24.09.2015 по 16.07.2019 сумма неосновательного обогащения, начисленная за пользование земельным участком с кадастровым номером 16:50:060621:25 составляет – 41 110,68 руб., оплачено – 42 157,0 руб., переплата – 1 046,32 руб.», с приложением копии платежных поручении и договоров аренды.

Таким образом, в связи с тем, что ранее право на размещение нестационарных торговых объектов предоставлялся без указания конкретных точек расположения, а посредством определения ориентировочного адреса расположения, МКУ «Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования» считает соответствующим законодательству проведенную процедуру заключения договора  на размещение нестационарного торгового объекта от 08.11.2018 года с Индивидуальным предпринимателем <   >  по результатам проведения электронного запроса предложений.

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность  конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия)  существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия  соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно  устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Согласно п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях МКУ «Комитет потребительского рынка муниципального образования г. Казань» при проведении электронного запроса предложений. Кроме того, в адрес Татарстанского УФАС России поступило ходатайство от представителя <   >  (представитель по доверенности 16АА4397073 – <   >  о прекращении производства по делу №06-8/2019 (вх.7827 от 17.05.2019).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено, что действия МКУ «Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань», выраженное в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта и объекта общественного питания от 08.11.2018 года по результатам проведения электронного запроса предложений с <   >  не образуют состав нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела № 06-8/2019, возбужденного в отношении МКУ «Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования г. Казань» (420014, РТ, г. Казань, ул. Кремлевская 3/5; ИНН 1655336229; ОГРН 1151690070652), в связи с отсутствием состава нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны