Решение №АЯ-04/13705 Решение по делу № 016/07/3-1698/2022 от 9 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/13705 от 09.11.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика АО «Транснефть-Прикамье» по доверенности – <…> – [должностное лицо] (доверенность №01-01-9/814 от 21.12.2021 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №01-01-9/1030 от 26.12.2019 г.), в присутствии представителя заявителя ООО «Межотраслевые Инженерные Системы» по доверенности – Шпица Н.В. (доверенность б/н от 21.10.2022г.), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «Межотраслевые Инженерные Системы» (вх. №13551/ж от 27.10.2022 г.) на действия заказчика АО «Транснефть-Прикамье» при проведении закупки на электронной торговой площадке http://utp.sberbank-ast.ru извещение № SBR043-2209130046 на предмет: «Электротехническая продукция»,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении запроса цен № SBR043-2209130046 размещено на электронной площадке https://utp.sberbank-ast.ru/ – 13.09.2022 года.

Лот №1200-В01-К-05-03063-2022 «Электротехническая продукция».

Заказчик (организатор закупки) – АО «Транснефть-Прикамье».

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно комиссией по осуществлению закупок принято неправомерное решение об отклонении заявки участника.

Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные пояснения, а также материалы по закупке, которые приобщены к материалам дела.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия организатора закупки, и позиции организатора закупки, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении закупочной деятельности организатор закупки, заказчик руководствуются Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» (далее – Положение), утвержденным от 05.04.2019г. (в редакции от 15.04.2022г.).

Согласно пункту Положения запрос цен – способ неконкурентной закупки, не являющийся торгами, условия осуществления которого не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, при котором победителем признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным в документации о закупке, и содержит наиболее низкую цену договора или низкие цены единиц товаров, работ, услуг (при закупке товаров, работ, услуг в единичных расценках).

В пункте 10.3.2 Положения указаны случаи отклонения заявки на участие в закупке, а именно конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора в случае:

-  превышения цены договора, указанной в заявке на участие в закупке, по сравнению с начальной (максимальной) ценой договора;

- превышения цены любой единицы товара, работы, услуги, указанной в заявке на участие в закупке, по сравнению с начальной (максимальной) ценой соответствующей единицы товара, работы, услуги, указанной в извещении об осуществлении закупки;

- несоответствия участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки;

- несоответствия предлагаемых участником закупки товаров, работ, услуг и договорных условий требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки;

-  установления недостоверности, содержащейся в заявке на участие в закупке, информации в отношении соответствия требованиям, установленным документацией о закупке;

- не предоставления участником закупки обеспечения заявки на участие в закупке, требуемого извещением об осуществлении закупки;

- наличие вступивших в законную силу неисполненных судебных решений об удовлетворении (в полном объеме, частично) исковых требований (имущественного или неимущественного характера), по которым участник закупки выступал ответчиком перед ПАО «Транснефть» либо ОСТ;

- наличия у участника закупки договоров, расторгнутых (в течение 2х лет до даты подведения итогов) в одностороннем порядке по инициативе ПАО «Транснефть» или ОСТ, в связи с неисполнением / ненадлежащим исполнением со стороны участника закупки обязательств по договору, и/ или расторгнутых (в течение 2х лет до даты подведения итогов) в судебном порядке, в связи с неисполнением / ненадлежащим исполнением со стороны участника закупки обязательств по договору;

- наличия (в течение 2х лет до даты подведения итогов) не предусмотренного договором письменного отказа, не связанного с нарушением обязательств ПАО «Транснефть» или ОСТ, со стороны участника закупки от исполнения обязательств по договору, заключенному с ПАО «Транснефть» или ОСТ;

- наличия у участника закупки на дату подведения итогов перед ПАО «Транснефть» либо ОСТ неисполненных просроченных более 30 дней договорных обязательств (подтвержденных претензиями и/или решениями судов) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, возврату аванса;

- не предоставления юридическим лицом документов об одобрении сделки, заключаемой по результатам закупки, если такое одобрение необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительными документами;

- в случае, если цена договора не указана в заявке на участие в закупке, либо из представленных документов невозможно определить цену договора, за которую участник готов выполнить обязательства по договору, в том числе: в составе заявки на участие в закупке указаны противоречащие друг другу цены договора, и/или цена договора, указанная участником закупки с использованием средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом (функционалом) электронной площадки, на которой осуществляется закупка, не соответствует цене договора, указанной в приложенных к заявке на участие в закупке документах в электронной форме;

- не представления участником закупки после признания его победителем, заказчику, организатору закупки в установленный срок определенных документов в соответствии с извещением об осуществлении закупки;

- наличия решения антимонопольного органа о признании участника закупки участником картеля (п.1 ст.11. Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006), вступившего в силу не позднее чем за 3 года до даты подведения итогов закупки и не отмененного в установленном порядке;

- наличия рисков финансово-хозяйственной состоятельности участников с учетом текущей экономической конъюнктуры;

- выявления обстоятельств, свидетельствующих об отрицательной (ненадлежащей) деловой репутации участников.

В соответствии с протоколом № 1200-B01-К-05-03063-2022/Д от 17.10.2022г. заявка заявителя отклонена от дальнейшего участия в закупке на основании п. 10.(1)3.2 Положения (несоответствие участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, несоответствие предлагаемых участником закупки товаров, работ, услуг и договорных условий требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки) в связи с несоответствием пункту 3 Инструкции для участника закупки: по позиции 2985616 предложенный светильник не соответствует ОЛ № 138/07-03/РЭН2022 (пункт 3 предложен встраиваемый вместо настольного).

Согласно позиции заявителя, заявка ООО «Межотраслевые Инженерные Системы» отклонена заказчиком неправомерно, так как, по мнению заявителя, по пункту PID 2985616 «Светильник светодиодный настольный для бытовых помещений» с техническими характеристиками, установленными заказчиком, не представляется возможным поставить светильник настольный, как указано в ОЛ № 138/07-03/РЭН2022 пункт 3 технической документации о закупке. Заявителем предложен к поставке товар «Светодиодный светильник LED Cardan 3*5W 345*140*140мм 6000К 1050lm 29995», тип монтажа «встраиваемый» (монтируется в потолки, пол, ступени).

При этом, в соответствии с пунктом 2 Инструкции для участника закупки, являющейся неотъемлемой частью документации о Закупке, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, указаны в столбцах «Наименование продукции», «ГОСТ, ТУ, ОСТ, опросный лист и пр.» Формы 2 «Расчет цены договора (цены лота)».

В пункте 3 формы 2.2. документации о Закупке «Расчет попозиционных цен единичных расценок» указано наименование продукции: 2985616 Светильник светодиодный настольный для бытовых помещений 3,2Вт IP20 345х140мм 0,5кг 230В без рассеивателя угол светового потока 90, срок службы не менее 2 лет. Аналогичные характеристики продукции установлены в опросном листе ОЛ №138/07-03/РЭН2022.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заявка заявителя не соответствует требованиям заказчика, установленным в пункте 3 формы 2.2. документации о закупке «Расчет попозиционных цен единичных расценок». Заказчик правомерно не допустил заявку ООО «Межотраслевые Инженерные Системы» до процедуры пошагового понижения стоимости.

При этом, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что на участие в закупке подано 8 заявок, и участники №№ 2, 3, 4, 5, 7 указали товар, соответствующий техническим требованиям заказчика. Следовательно, утверждение заявителя о невозможности поставить именно настольный светильник по характеристикам, указанным в ОЛ № 138/07-03/РЭН2022, не соответствует действительности.

Довод заявителя признан необоснованным.

Вместе с тем, относительно довода заявителя о некорректных (ошибочных) технических требованиях к поставляемому товару, установленных заказчиком в документации о закупке, Комиссия приходит к следующему выводу.

В соответствий с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Кроме того, из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц – потенциальных участников закупки.

Также следует отметить, что нарушения при составлении закупочной документации могут быть подразделены на явные и скрытые, проявляющиеся только при злоупотреблении организаторами закупок своими правами при совершении тех или иных действий в рамках их проведения и не выявляемые при общей проверке закупочной документации на предмет ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о закупках. Скрытые нарушения в составе закупочной документации могут быть выявлены и устранены контрольным органом при рассмотрении им жалобы участника закупки на последствия таких нарушений, что не будет являться злоупотреблением правом со стороны последних и не будет свидетельствовать о выходе административного органа за пределы предоставленных ему полномочий и доводов поданной жалобы (часть 13 статьи 3 Закона о закупках).

Вместе с тем, оценивая довод заявителя относительно некорректных технических требованиях, установленных заказчиком в документации о закупке, Комиссия приходит к выводу, что подобное нарушение (в случае его действительного наличия в действиях организатора закупки) являлось явным и не могло не быть обнаружено заявителем при изучении им закупочной документации.

Таким образом, Комиссия отмечает, что оспариваемые заявителем положения закупочной документации подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае, реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки в соответствии с условиями закупочной документации (5 заявок).

Учитывая изложенное, довод заявителя на положения закупочной документации оставляется без рассмотрения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу заявителя ООО «Межотраслевые Инженерные Системы» (вх. №13551/ж от 27.10.2022 г.) на действия заказчика АО «Транснефть-Прикамье» при проведении закупки на электронной торговой площадке http://utp.sberbank-ast.ru извещение № SBR043-2209130046 на предмет: «Электротехническая продукция» необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны