Решение №АЯ-04/2547 Решение по делу №016/07/3-302/2021 от 4 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АЯ-04/2547 от 04.03.2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика МУП города Казани «Водоканал» – <…> – [должностное лицо] (доверенность №34-0/29458 от 30.11.2020 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №34-0/29457 от 30.11.2020 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность №34-0/33218 от 29.12.2020 г.) и <…> – [должностное лицо] (доверенность №34-0/29740 от 02.12.2020 г.), в присутствии представителя заявителя ООО «ЭкоИндустрия» - <…> – [должностное лицо] (доверенность от 16.02.2021 г.), рассмотрев жалобу (вх.№1845/ж от 12.02.2021 г.) на действия заказчика МУП города Казани «Водоканал» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, с номером извещения №32109960139 на предмет: поставка флокулянта катионного для обеспечения нужд МУП «Водоканал»,

УСТАНОВИЛА:

04 февраля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru был размещен аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, с номером извещения №32109960139 на предмет: поставка флокулянта катионного для обеспечения нужд МУП «Водоканал».

Начальная (максимальная) цена – 7 324 999,95 рублей.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По мнению заявителя, заказчик нарушил действующее законодательство при составлении документации, а именно в части того, что в техническом задании указаны требования к товарным знакам, без использования слов «или эквивалент».

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы, пояснений заказчика и изучения документации приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Часть 6.1 статьи 3 Закона о закупках устанавливает, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Технической частью документации о проведении аукциона в электронной форме установлено следующее.

 

 

 

 

№ п/п

Наименование поставляемого товара

Технические, качественные и функциональные характеристики поставляемого товара и требования к поставляемому товару

 

Ед. изм.

Кол-во

1

Флокулянт катионный

«Праестол 857BS», «Зитаг 8167», «Русфлок 576»

 

Наименование показателя

Норма

Внешний вид

Белый или желтоватый сыпучий порошок.

Гранулометрический состав,%

 мас.гранул размером:

 

 

-более 1250мкм

не более 20

-менее 100мкм

не более 2

Насыпная плотность, г/1000см³

 550-750

Объемная доля геля, см³/1000 см³

не более 15

Динамическая вязкость, МПа*с-1% раствора в 10% растворе NaCL

700-1600

Массовая доля остаточного акриламида, %  не более

0,099

Сыпучесть

свободная

Транспортная маркировка осуществляется по ГОСТ 14192-96. Маркировка на упаковке должна содержать следующие данные:

- Наименование предприятия-изготовителя, его товарный знак и адрес;

- Наименование и марку Товара;

- Номер партии;

- Массу «нетто»

- Дату изготовления;

- Гарантийный срок и условия хранения.

Упаковка: Четырехстропные биг-беги из полипропиленовой ткани, расположенные на поддонах:с верхним и нижним клапаном с дополнительным завязывающимся фартуком, грузоподъемностью 1200 кг.

Масса «нетто» в мешке не более 1000 кг.

тонн

15

В описании объекта закупки указана «необходимость взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком». Таким образом, все реагенты, используемые для очистки  воды  и обработки осадка, должны обеспечивать максимальную совместимость с    установленным оборудованием, применяемым в процессе обработки осадка, с целью получения наилучших показателей качества осадка, минимизацию затрат на его дальнейшую обработку в рамках исполнения закона ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и  соблюдения требований экологического законодательства в части соблюдения нормативов образования отходов /осадков/.  Флокулянт марки ZETAG 8167(Зетаг 8167) и/или РусФлок 576 и/или Praestol 857BS (Праестол 857BS) гарантирует качество осадка сточных вод установленной влажности в соответствии с сертификатом на осадок.

Следовательно, заказчик устанавливает требования к конкретным товарным знакам поставляемого товара, а именно: «Праестол 857BS», «Зитаг 8167», «Русфлок 576» и указывает обоснование их указания.

Исходя из жалобы заявителя, в документации об аукционе в электронной форме имеются указания в отношении конкретных товарных знаков поставляемого товара, при этом возможность поставки эквивалентного товара прямо запрещается данной документацией. Заявитель планировал принять участие в закупке и предложить заказчику к поставке по данной закупке флокулянт катионный марки Экоплюс 550, который по своим свойствам идентичен флокулянту катионному марок «Праестол 857BS», «Зитаг 8167», «Русфлок 576» и является эквивалентом флокулянта катионного перечисленных марок.

Указанное подтверждается следующими доказательствами:

Основным компонентом всех перечисленных флокулянтов является полиакриламид (полипроп-2-енамид) (CAS  номер <...> -05-8).

Все вышеперечисленные флокулянты предназначены для обезвоживания осадка и очистки производственных, хозяйственно-бытовых сточных вод в промышленности и в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Флокулянт Экоплюс 550 соответствует следующим характеристикам:

Наименование показателя

Показатель

Внешний вид

Белый порошок.

Гранулометрический состав, % макс.гранул размером:

-более 1250мкм

5

-менее 100мкм

1

Насыпная плотность, г/1000см³

 750

Объемная доля геля, см³/1000 см³

12

Динамическая вязкость, МПа*с-1% раствора в 10% растворе NaCL

810

Массовая доля остаточного акриламида, %

0,0245

Сыпучесть

Свободная

При указанных обстоятельствах, заявитель полагает, что указание заказчиком в Документации об аукционе в электронной форме на конкретные товарные знаки флокулянта катионного – «Праестол 857BS», «Зитаг 8167», «Русфлок 576» без указания эквивалента приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки и нарушает требования Закона № 223-ФЗ.

Также в ходе рассмотрения вышеуказанной жалобы от заявителя поступили дополнения к жалобе. Согласно данным дополнениям 09 февраля 2021 года им было направлено предложение заказчику о согласовании посещения очистных сооружений заказчика с целью проведения испытаний флокулянта катионного марки Экоплюс (исх. № 87/02 от 09.02.2021 года), однако до настоящего момента (01.03.2021) ответ от заказчика на данное письмо не получен. Письмо было направлено заявителем посредством электронной почты (на адрес 2316104@kznvodokanal.ru), а также почтовым отправлением АО «Почта России» (номер почтового идентификатора 80084657399072).

Заявитель просил также обратить внимание Комиссии на тот факт, что нигде в документации о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора по предмету: «Поставка флокулянта катионного для обеспечения нужд МУП «Водоканал», извещение №32109960139 от 04.02.2021 не имеется указания на то, что закупка флокулянта катионного производится для использования на новых очистных сооружениях заказчика, описания очистных сооружений заказчика также не содержится, об установке новых очистных сооружений заказчик заявителя не уведомлял, как и не предлагал заявителю принять участие в лабораторных и/или опытно-промышленных испытаниях, проводимых на новом оборудовании. В отношении флокулянтов катионных «Праестол 857BS», «Зитаг 8167», «Русфлок 576» заявитель отмечает следующее: флокулянты катионные «Праестол 857BS» и «Зитаг 8167» являются флокулянтами производства концерта SOLENIS, дистрибьютором которых на территории РФ является компания «Очистные технологии», флокулянт катионный «Русфлок 576» является флокулянтом производства компании «Очистные технологии» (информация с сайта http://wttech.ru/).

Согласно пояснениям заказчика ПАО «Томскгазстрой», являясь подрядчиком по контракту № 2018.5286 на строительство объекта: «Реконструкция БОСК. Сооружения термомеханической обработки осадка в закрытых помещениях», руководствуясь Технологическим регламентом «Реконструкция БОСК г.Казани. Строительство сооружений термомеханической обработки осадка в закрытых помещениях» (пояснительная записка) совместно с ООО «Очистные технологии» провели лабораторные испытания 11 флокулянтов. Подбор флокулянтов осуществлялся в соответствии с Технологическим регламентом, флокулят «по типу «Praestol», класс опасности IV. Лабораторные испытания выявили наилучшие результаты: Русфлок 576, Праестол 857BS и Зетаг 8167. Нитрофлок 1345. Другие товарные знаки не проходили лабораторные испытания.

Комиссия приходит к выводу, что заказчик сам определил эквиваленты необходимого к поставке товара. Кроме того, на указанных в документации флокулянтах, были проведены лабораторные испытания. На основании данных результатов была составлена проектная документация, в которой были учтены указанные товарные знаки. Иные флокулянты, которые не проходили лабораторные испытания, могут быть несовместимы с оборудованием используемыми заказчиком.

Таким образом, учитывая положение пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, указание заказчиком конкретных товарных знаков, при проведении рассматриваемой закупки, не противоречит требованиям действующего законодательства.

Довод в жалобе заявителя признан необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ЭкоИндустрия» (вх.№1845/ж от 12.02.2021г.) на действия заказчика МУП города Казани «Водоканал» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, с номером извещения №32109960139 на предмет: поставка флокулянта катионного для обеспечения нужд МУП «Водоканал», необоснованной.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.           

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны