Решение №АЯ-04/7987 Решение по делу №016/07/3-1075/2023 от 3 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFИсх. №АЯ-04/7987 от 03.08.2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |
в присутствии представителя заказчика Федерального казенного предприятия «Научно-производственное объединение «Казанский завод точного машиностроения» – <…> – [должностное лицо] (доверенность №437/26-20 от 27.07.2023 г.), представителей заявителя ООО «НашТрейд» – <…> – [должностное лицо] (доверенность б/н от 20.04.2023 г.), <…> – [должностное лицо] (доверенность б/н от 20.04.2023 г.), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО «НашТрейд» (вх. №7477/ж от 21.07.2023 г.) на действия заказчика Федерального казенного предприятия «Научно-производственное объединение «Казанский завод точного машиностроения» при проведении закупки №32312524669 на предмет: «Поставка агрегатных станков для механической обработки деталей для нужд Федерального казенного предприятия «Научно-производственное объединение «Казанский завод точного машиностроения», г. Казань Республики Татарстан»,
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона в электронной форме №32312524669 размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru – 26.06.2023 г.
Заказчик – Федеральное казенное предприятие «Научно-производственное объединение «Казанский завод точного машиностроения».
Начальная (максимальная) цена договора – 394 785 000,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно заказчик неправомерно отклонил заявку заявителя, признал не соответствующей требованиям документации.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
В ходе заседания Комиссии Татарстанского УФАС России, назначенной уведомлением исх. №АЯ-04/7671 от 25.07.2023 г. на 31.07.2023 г. в 10 час. 00 мин., в связи с необходимостью изучения материалов по жалобе, а также необходимостью направления заявителем технических документов (технического паспорта, инструкции) по оборудованию, указанному заявителем в своей заявке, Комиссией был объявлен перерыв на 31.07.2023г. в 16 час. 00 мин.
31.07.2023г. в указанное время Комиссия продолжила рассмотрение жалобы после перерыва.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.
Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При проведении закупочной деятельности заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд федерального казенного предприятия «Научно – производственное объединение «Казанский завод точного машиностроения» (в редакции от 17.03.2023 г.) (далее – Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1 и 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлены, что в документации о конкурентной закупке в том числе должны быть указаны:
- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара
- требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с пунктом 1 технического задания заказчиком установлены в том числе следующие требования к поставляемому оборудованию (приведены характеристики по которым заявка заявителя отклонена):
№ п/п |
Требования |
Показатель |
|
Полная мощность станка
|
не более 100,0 кВт |
|
Число станций |
не менее 10 шт. |
|
Мощность одной станции |
более 4,5 кВт |
|
Инструментальный шпиндель |
не менее 19 шт. |
|
Мощность всех систем станка (освещение, вентиляция, управление, насосы и прочее), кроме шпинделей |
не более 10% от полной мощности |
В заявке заявителя (идентификационный номер 335041), представлены следующие характеристики предлагаемого к поставке оборудования марки KESTECH (Турция):
№ п/п |
Требования |
Показатель |
|
Полная мощность станка
|
100,0 кВт |
|
Число станций |
10 шт. |
|
Мощность одной станции |
5,5 кВт |
|
Инструментальный шпиндель |
не менее 11 шт. |
|
Мощность всех систем станка (освещение, вентиляция, управление, насосы и прочее), кроме шпинделей |
10% от полной мощности |
В соответствии с протоколом подведения итогов №32312524669-1 от 13.07.2023 г. заявке заявителя отказано в допуске на участие в закупке по следующим основаниям:
На основании пп. 4. п. 8 ст. 29 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Федерального казенного предприятия «Научно-производственного объединения «Казанского завода точного машиностроения», пп.4 п.12.8. подраздела 12, раздела 3 документации о закупке в форме аукциона в электронной форме на право заключения договора/контракта поставку автоматов продольного точения для нужд Федерального казенного предприятия «Научно-производственное объединение «Казанский завод точного машиностроения», г. Казань Республики Татарстан, комиссия отклоняет заявку участника процедуры закупки по следующему основанию: 1) несоответствие предлагаемой продукции и/или условий исполнения договора/контракта требованиям, установленным в разделах 6-7 настоящей документации и п. 12 информационной карты, а именно количество инструментальных шпинделей; 2) наличие в составе первой части заявки недостоверных сведений, а именно полная мощность станка.
Согласно позиции заявителя, отклонение заявки заявителя является неправомерным.
По показателю «Инструментальный шпиндель» заявителем допущена техническая ошибка и вместо 19 шт., указано 11 шт., о чем заявитель сообщил заказчику посредством контактного лица.
Также заявитель полагает, в части характеристики «полная мощность» заявителем указано значение в требуемом диапазоне 0-100 кВт: 100,0 кВт.
Согласно пояснениям заказчика, по показателю «полная мощность» станка заказчиком учтены дополнительные характеристики, указанные заказчиком в техническом задании, а именно «число станций», «мощность одной станции», «Мощность всех систем станка (освещение, вентиляция, управление, насосы и прочее), кроме шпинделей».
Таким образом, заказчиком произведен расчет мощности станка: мощность одной станции (в заявке заявителя значение 5,5 кВт)*количество станций (в заявке – 10). Далее Мощность всех систем станка (освещение, вентиляция, управление, насосы и прочее), кроме шпинделей – 10% от полной мощности, т.е. 55*10%.
В заявке заявителя полная мощность станка – 100,0 кВт, что не соответствует действительности с учетом приведенного выше расчета.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 29 Положения при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник закупки не допускается комиссией к участию в аукционе в случае несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям аукционной документации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что при формировании и направлении заявки на участие в закупке заявитель указал значения характеристик предлагаемого к поставке оборудования (полная мощность станка, количество инструментальных шпинделей), не соответствующие требованиям технического задания заказчика, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 29 Положения о закупке влечет отказ в допуске на участие в аукционе.
На основании изложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу заявителя ООО «НашТрейд» (вх. №7477/ж от 21.07.2023 г.) на действия заказчика Федерального казенного предприятия «Научно-производственное объединение «Казанский завод точного машиностроения» при проведении закупки №32312524669 на предмет: «Поставка агрегатных станков для механической обработки деталей для нужд Федерального казенного предприятия «Научно-производственное объединение «Казанский завод точного машиностроения», г. Казань Республики Татарстан», необоснованной, предписание не выдавать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<…> – [должностное лицо] <…> – [должностное лицо] |