Решение №ВЧ-08/15986 РЕШЕНИЕ по делу №016/05/7-1540/2022 о нарушении законодатель... от 30 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №ВЧ-08/15986 от 30.12.2022 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению дел о нарушении законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев материалы дела в отношении ИП <…> по факту распространения рекламы никотинсодержащей продукции в открытой социальной сети «ВКонтакте», что имеет признаки нарушения пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе», пункта 1 части 1 статьи 16, части 5 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России, Управление) на рассмотрение поступило обращение <…>, перенаправленное Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан (вх.№ 10182 от 08.08.2022г.) по факту распространения рекламы никотинсодержащей продукции магазина «Магия Востока» в сообществе «Подслушано ВАСИЛЬЕВО» («...») социальной сети «ВКонтакте». В рамках анализа страницы, установлен факт размещения рекламы с текстом «Магазин МАГИЯ ВОСТОКА. Огромное поступление товара! Жидкости HUSKY. Brusko salt… Картридж на MINICAN. Испарители на SMOANT baby и baby plus. Картриджи на xros. Уголь SIMBA и COCODARK. Переходите в наш телеграм-канал, там мы публикуем самые актуальные новости и поступления: «...». Магазин «Магия Востока». Дзержинского 1к1, 10:00-22:00».

Скриншоты рекламного объявления представлены ниже:

<…>

В целях установления хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по указанному в рекламном тексте адресу (<…>), Управлением в адрес Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан был направлен запрос.

Согласно ответу Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, деятельность, связанной с реализацией табачной продукции по адресу <…>.

Кроме того, в рассматриваемой рекламной информации содержится гиперссылка «...». Осуществив переход по данной гиперссылке открывается телеграм-канал «МАГИЯ ВОСТОКА».

Скриншот телеграм-канала представлен ниже:

<…>

В вышеуказанном скриншоте указан номер телефона <…>. Согласно ответу ООО «Тинькофф Мобайл», вышеуказанный абонентский номер зарегистрирован на <…>.

Таким образом, распространяемая реклама содержит информацию о магазине «Магия Востока», специализирующегося на реализации электронных сигарет, табака, кальянов, посредством которой стимулируются продажи такой продукции, как табак, электронных сигарет, кальянов и аксессуаров к ним, что не допустимо.

Кроме того, в ходе анализа фотофиксации информационного стенда магазина «Магия Востока», осуществленной Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района РТ, Комиссией Татарстанского УФАС России обнаружен контактный номер телефона: <…>.

Фотофиксация представлена ниже:

<…>

Согласно информации, представленной ПАО «Вымпелком», номер телефона <…> зарегистрирован на физическое лицо <…>.

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Тем самым признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.

В силу пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ в целях сокращения спроса на табак, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны запрещаются реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции.

В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ запрет рекламы табака, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

В силу пункта 8 статьи 7 Закона «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Данная реклама распространялась в открытом сообществе («...») социальной сети «ВКонтакте».

Объектом рекламирования является табачная продукция.

В торговой точке (магазине) «Магия Востока» адресу <…> предпринимательскую деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель <…>.

Согласно информации, представленной в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности ИП <…> является торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах. 

В рекламе присутствуют изображения электронных сигарет, имеющие яркое оформление и оказывающие побудительное воздействие на потребителя, в том числе создают интерес к электронным сигаретам, ароматизаторам, жидкостям, основам. Продавец акцентирует внимание потребителя на изображённых электронных сигаретах.

Таким образом, совокупность указанной в рекламе информации привлекает интерес к деятельности магазина и реализуемому в нём товару (электронным сигаретам) и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания и поддержание интереса как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции, с целью продвижения товаров.

В силу части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение статьи 7 и 16 данного Закона несет рекламораспространитель, в силу части 6 статьи 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение статьи 7 и 16 данного Закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо- то есть ИП <…>.

В силу пункта 7 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, то есть <…>.

На основании вышеизложенного, нарушение допущено ИП <…> и <…>, Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России принимает решение о прекращении рассмотрения настоящего дела в отношении <…>.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган, в целях прекращения дальнейшего нарушения, выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России, учитывая совокупность имеющихся доказательств, Управление приходит к выводу о нарушении ИП <…>. требований пункта 8 статьи 7 Закона «О рекламе».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ИП <…> и <…> рекламы никотинсодержащей продукции магазина «Магия Востока» в открытом сообществе «Подслушано ВАСИЛЬЕВО» («...») социальной сети «ВКонтакте» с текстом: «Магазин МАГИЯ ВОСТОКА. Огромное поступление товара! Жидкости HUSKY. Brusko salt… Картридж на MINICAN. Испарители на SMOANT baby и baby plus. Картриджи на xros. Уголь SIMBA и COCODARK. Переходите в наш телеграм-канал, там мы публикуем самые актуальные новости и поступления: «...». Магазин «Магия Востока». Дзержинского 1к1, 10:00-22:00», поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе».

Рассмотрение дела в отношении <…> прекратить.

Рекламодателем признать ИП <…>.

Рекламораспространителем признать <…>.

ИП <…> выдать предписание о прекращении нарушения Закона «О рекламе».

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 30 декабря 2022 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны