Решение №ВЧ-08/4761 Решение по делу №016/05/5-432/2023 в отношении ИП Перегудово... от 12 мая 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу №016/05/5-432/2023 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

Исх. №ВЧ-08/4761 от 12.05.2023

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело №016/05/5-432/2023 в отношении ИП <…> по факту распространения рекламы с текстом: «МЫ ЛУЧШЕ ЧЕМ ЛОМБАРД, ДЕНЬГИ В ОБМЕН НА ЗОЛОТО» по адресу: г. Бугульма, ул. Мусы Джалиля, д. 25, что имеет признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7, части 13 и 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) (вх № 2972 от 24.03.2023) по факту размещения рекламы с содержанием «Деньги в обмен на золото» по адресу: г. Бугульма, ул. Мусы Джалиля, д. 25, что имеет признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе».

Исходя из обращения следует, что ИП <…> осуществляет деятельность на территории Республики Татарстан, а именно по адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Мусы Джалиля, д. 25

По адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Мусы Джалиля, д. 25 располагается офис ИП <…>. Снаружи и внутри офиса размещена реклама следующего содержания: «Деньги в обмен на золото».

Фотоизображение приведено ниже:   

<…>

По адресу: РТ, г. Бугульма, ул. Мусы Джалиля, д. 25 на электронном табло, расположенном над окном салона, демонстрируется информация следующего содержания: «ДЕНЬГИ в обмен на ЗОЛОТО» и «Мы лучше чем ЛОМБАРД».

Фотоизображение приведено ниже:   

<…>

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах», ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом
«О потребительском кредите (займе)».

Согласно части 1 статьи 3 Закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 2 статьи 3 Закона «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение к которым направлена реклама.   

Объектом рекламирования вышеуказанной рекламной информации являются – финансовые услуги, предоставляемые ИП <…>.

Реклама ИП <…> направлена на привлечение внимания и формирование интереса со стороны потребителей к услугам, которые оказывает рекламодатель

Как указано в пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»: рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона «О рекламе», не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В данном случае отсутствие у ИП <…>, осуществляющей деятельность под брендом «МЫ ЛУЧШЕ ЧЕМ ЛОМБАРД, ДЕНЬГИ В ОБМЕН НА ЗОЛОТО» статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, а также отсутствие сведений о нем в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России квалифицируется как отсутствие специального разрешения, требуемого для осуществления деятельности по предоставлению займов под залог движимого имущества.

В соответствии с частью 13 статьи 28 Закона «О рекламе», реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В соответствии с частью 14 статьи 28 Закона «О рекламе»,  оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Пунктом 1 статьи 358 ГК РФ предусмотрено, что принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями – ломбардами. При этом согласно пункту 3 данной статьи закладываемые вещи передаются в ломбард.

Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.

Из положений главы 4 Закона «О ломбардах» следует, что в случае, если заемщик не погашает обязательства перед ломбардом в срок, установленный договором займа, то по истечении установленного статьей 10 Закона льготного срока, ломбард вправе обратить взыскание на невостребованную вещь путем ее продажи (часть 2 статьи 12, часть 2 статьи 13), с целью удовлетворения требований ломбарда к заемщику (часть 1 статьи 13).

Таким образом, договор займа подразумевает передачу заложенной вещи в ломбард, поскольку именно из стоимости заложенной вещи подлежат удовлетворению требования ломбарда в случае невозврата денежных средств заемщиком.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, предусмотренных частью 2 статьи 5, частями 13 и 14 статьи 28, Федерального закона «О рекламе» несет ответственность рекламодатель.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований, предусмотренных частью 7 статьи 7, частью 13 статьи 28, Федерального закона «О рекламе» несет ответственность рекламораспространитель.

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. При этом отнесение того или иного лица к рекламодателю осуществляется исходя из объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении рекламы, а также иных обстоятельств распространения рекламы (письмо ФАС России от 31.05.2016 № АК/36350/16 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе»).

Статьей 3 Закона «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В связи с указанными обстоятельствами, Управление возбуждает данное дело в отношении ИП <…>, которое в рассматриваемом случае является рекламодателем и рекламораспространителем.

До заседания Комиссии поступили письменные пояснения ИП <…> (вх. №4333 от 27.04.2023), исходя из содержания, которых следует, что вывеска «Салон украшений Российское СЕРЕБРО» не направлена на привлечение внимания и формирования интереса со стороны потребителей к услугам, так как это вывеска ИП <…> не относиться. Часть помещения была сдана в аренду ИП <…> для розничной торговли серебряными изделиями согласно договору аренды №1 от 01 марта 2022 года. Вывеска «Салон украшений Российское Серебро» принадлежит <…> «Деньги в обмен на золото» является вывеской. В связи с тем, что в помещении был потоп, документы на вывеску были испорчены, документы восстанавливаются. По адресу город Бугульма, улица Мусы Джалиля, дом 25 ИП <…> ведет деятельность по оказанию услуги по скупке у граждан ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий (96.09.1), торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах (47.79). ИП <…> от 25 апреля 2022г №Л337 предоставлена лицензия на осуществление деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий с присвоением номера №ЛО23-00119-16/00151996 от 25.04.2022 г. Помещение по адресу г. Бугульма, ул. М. Джалиля дом 25, пом. 100 принадлежит <…> на основании права собственности. Выручка от продажи бывшими в употреблении ювелирных изделий в магазине и от сдачи в аренду помещение за 2022 год составило 801295 рублей, за 2023 год 99809 рублей.

Комиссия Татарстанского УФАС отмечает, что вывеска с текстом «МЫ ЛУЧШЕ ЧЕМ ЛОМБАРД...ДЕНЬГИ В ОБМЕН НА ЗОЛОТО» является рекламой, так как содержит сведения рекламного характера. Размещение вывески преследует цель известить неопределенный круг лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа, довести до сведения потребителя наименование и режим работы. Размещение же рекламной конструкции преследует иную цель — привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

На заседании Комиссии ИП <…> пояснила, что разместили информацию на бегущей строке с текстом «МЫ ЛУЧШЕ ЧЕМ ЛОМБАРД, ДЕНЬГИ В ОБМЕН НА ЗОЛОТО» ошибочно. Также ИП <…> отметила, что при скупке у граждан ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней они заключают дополнительное соглашение к договору купли-продажи, согласно которому «продавец» может расторгнуть сделку и получить свое имущество обратно, если имущество еще не реализовано, возвратив общую стоимость товара поданному договору и оплатив штрафные санкции в размере …% за каждый день пользования деньгами продавца.

Комиссия Татарстанского УФАС отмечает, что, исходя из содержания данного дополнительного соглашения, а также рекламы, можно прийти к выводу о том, что ИП <…> осуществляет деятельность по принятию от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов без специального разрешения, что является нарушением законодательства «О рекламе».

На момент рассмотрения дела №016/05/5-432/2023 в материалах дела отсутствуют подтверждения прекращения распространения ненадлежащей рекламы. Таким образом, комиссией Татарстанского УФАС установлены основания для выдачи предписания.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ИП <…> посредством размещения рекламной вывески с текстом: «МЫ ЛУЧШЕ ЧЕМ ЛОМБАРД, ДЕНЬГИ В ОБМЕН НА ЗОЛОТО» по адресу: г. Бугульма, ул. Мусы Джалиля, д. 25, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 7, части 13 и 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2. Рекламодателем и рекламораспространителем признать ИП <…>.

3. Выдать ИП <…> предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны