Решение №АР-05/963 РЕШЕНИЕ по делу №016/01/10-1674/2020 от 2 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-05/963 от 02.02.2023 г.

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

рассмотрев дело № 016/01/10-1674/2020 в отношении ООО «Теплоснабинвест» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания ООО «УК «Лето» условий договора, невыгодных для него и не относящихся к предмету договора, экономически и технологически необоснованных и прямо не предусмотренных действующим законодательством, в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещены,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных статьей 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступило обращение ООО «УК «Лето» (вх. №8265 от 11.06.2020) о завышении со стороны ООО «Теплоснабинвест» сумм на оплату потребленной тепловой энергии по многоквартирным домам, находящихся в управлении вышеуказанной организации.

Согласно обращению, ООО «Теплоснабинвест» зарегистрировано в качестве юридического лица 01.06.2017 и осуществляет деятельность, связанную с обеспечением населения тепловой энергией.

Источником теплоснабжения ООО «Теплоснабинвест» является 1 котельная, расположенная по адресу ул. 2 ая-Азинская, д. 7«Г» г. Казани, принадлежащая ему на праве собственности.

ООО «Управляющая компания «Лето» осуществляет управление многоквартирными домами (далее – МКД) № 1В, 1Д, 1Е, 3Б и 3В, расположенными по ул. 2ая-Азинская г.  Казани, являясь исполнителем коммунальных услуг и действуя в интересах собственников жилых помещений указанных МКД.

Теплоснабжение вышеуказанных жилых домов обеспечивается за счет источников тепловой энергии и тепловых сетей ООО «Теплоснабинвест».

Инженерные сети теплоснабжения, присоединенные к котельной и к жилым МКД по вышеуказанным адресам являются взаимосвязанной составной частью единой инженерной тепловой сети, заложенной в ходе проектирования и строительства всех вышеуказанных зданий, которые не могут эксплуатироваться автономно друг от друга.

По результатам изучения материалов вышеуказанного обращения Татарстанским УФАС России установлено, что постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 19.07.2019 решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу №А65-36644/2018 об удовлетворении искового заявления ООО «УК «Лето» об обязании заключить договор теплоснабжения в редакции и на условиях ООО «УК «Лето», оставлено без изменений.

Договор №1 на продажу тепловой энергии от 01.01.2018 был подписан между ООО «УК «Лето» и ООО «Теплоснабинвест» только 01.10.2019. В соответствии с п.1.2. указанного договора точкой отпуска тепловой энергии являются приборы учета тепловой энергии в жилых домах ООО «УК «Лето», перечень которых установлен в Приложении №1 к настоящему договору.

При этом в соответствии с приложенным к обращению Актом отпуска и приема тепловой энергии за ноябрь 2019 года, подписанного со стороны ООО «Теплоснабинвест», установлено, что при расчете сумм, подлежащих оплате по договору, заключенному с ООО «УК «Лето», применяется тариф в размере 1526,6 руб./Гкал, установленный Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в соответствии с Постановлением от 11.12.2018 № 5-73/тэ.

Вместе с тем, Татарстанским УФАС России установлено, что при расчете сумм, подлежащих оплате со стороны ООО «УК «Лето», в расчет также включается доля потребления тепловой энергии, определяемая в соответствии с Приложением №7 к договору (указанное Приложение №7 со стороны ООО «УК «Лето» не подписано). Расчет указанной доли потребленной энергии учитывает, в числе прочего, количество потребленной энергии по показаниям теплосчетчика, установленного на тепловоде, на выходе из котельной.

Таким образом, в соответствии с условиями Приложения №7 к Договору №1 на продажу тепловой энергии от 01 августа 2018 года ООО «УК «Лето» фактически вменяется оплата потерь тепловой энергии при передаче ее по сетям ООО «Теплоснабинвест» до запорной арматуры на входе в жилые дома. В соответствии с произведенными расчетами размер суммы, выставленной в ноябре 2019 года в качестве доли потребления тепловой энергии, составляет 46 481 рубль 68 копеек.

При этом в соответствии с обращением ООО «УК «Лето» (вх. №8265 от 11.06.2020) при передаче указанной организацией в адрес ООО «Теплоснабинвест», подписанного договора со стороны ООО «УК «Лето», 01.10.2019  было также передано сопроводительное письмо с исх. №57, в соответствии с которым сообщалось, что «так как приложения к договору №3 (Эксплуатационная инструкция) и №7 (Расчет потребленного количества коммунального ресурса) противоречат п.1, п.п.1.2. договора №1 от 01 августа 2018 года, п.3.1.2. протокола разногласий к договору №1 от 26 октября 2018 года, они не были подписаны.

Приложения №3 и №7 к договору №1 от 01.08.2018. будут подписаны ООО «УК «Лето» после приведения их в соответствие с заключенными договором и протоколом разногласий к договору». Не согласившись с доводами ООО «УК «Лето», ООО «Теплоснабинвест» направило в адрес организации ответ с исх. №23 от 10.06.2019.

14.02.2020 ООО «УК «Лето» направило в адрес ООО «Теплоснабинвест» очередное обращение не завышать сумму к оплате за потребленную тепловую энергию. В соответствии с пояснениями подателя жалобы ответа на указанное обращение со стороны ООО «Теплоснабинвест» не последовало.

Включение со стороны ООО «Теплоснабинвест» в текст приложений, являющихся неотъемлемой частью договора №1 на продажу тепловой энергии от 01.01.2018, условий по включению в расчет потребленного количества тепловой энергии объема потребленной энергии по показаниям теплосчетчика, установленного на выходе из котельной, могут указывать на признаки злоупотребления им доминирующим положением и нарушении антимонопольного законодательства в части навязывания невыгодных условий договора субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке. Запрет на указанные действия установлен в соответствии с п.3 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения обращения Татарстанским УФАС России было установлено, что с учетом особенностей рассматриваемого рынка географические границы определены как котельная, расположенная по адресу: г. Казань, ул.2-ая Азинская, д.7 «Г». Следовательно, на указанное лицо распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях ООО «Теплоснабинвест» признаков нарушения п. 3 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания ООО «УК «Лето» условий договора, невыгодных для него и не относящихся к предмету договора, экономически и технологически необоснованных и прямо не предусмотренных действующим законодательством, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» было выдано Предупреждение № П05-33/2020 (исх. №АР-05/9590 от 21.07.2020) о необходимости прекращения нарушения, а именно в срок до 21.08.2020 прекратить действия по нарушению норм антимонопольного законодательства путем:

1.            Приведения положений Приложений №3 и №7 к Договору №1 на продажу тепловой энергии от 01.08.2018 в соответствии с положениями Договора №1 на продажу тепловой энергии от 01.08.2018, заключенного на условиях ООО «УК «Лето» в соответствии с постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 19.07.2019 и Решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу № А65-36644/2018, в части изменения условий относительно границы отпуска тепловой энергии, а также в части изменения формулы расчета потребленного количества коммунального ресурса (приложение №7) путем исключения из расчета значений объема потребленной энергии по показаниям теплосчетчика, установленного на выходе из котельной.

2 . Перерасчета сумм, выставленных в отношении ООО «УК «Лето» в период действия Договора №1 на продажу тепловой энергии от 01.08.2018, с учетом приведения положений Приложений №3 и №7 к Договору №1 на продажу тепловой энергии от 01.08.2018 в соответствии с положениями Договора №1 на продажу тепловой энергии от 01.08.2018.

Вместе с тем, по состоянию на 07.09.2020 предупреждение № П05-33/2020 (исх.№АР-05/9590 от 21.07.2020) со стороны ООО «Теплоснабинвест» не исполнено, документов, подтверждающих исполнение предупреждения не представлено.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании вышеизложенного, 14.09.2020 Татарстанским УФАС России был издан приказ № 01/267-к о возбуждении дела № 016/01/10-1674/2020 в отношении ООО «Теплоснабинвест» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части навязывания ООО «УК «Лето» условий договора, экономически и технологически необоснованных, и прямо не предусмотренных действующим законодательством.

На основании приказа № 01/267-к от 14.09.2020, Татарстанским УФАС России вынесено определение от 29.09.2020 о назначении дела № 016/01/10-1674/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. № АР-05/13135 от 30.09.2020). 

По результатам рассмотрения дела № 016/01/10-1674/2020, на основании доводов и материалов, представленных ООО «Теплоснабинвест», Татарстанским УФАС России было установлено следующее.

В соответствии с письменными пояснениями ООО «Теплоснабинвест» (вх.№ 15083 от 28.10.2020), представленными после возбуждения настоящего дела: «ООО «Теплоснабинвест» считает, что надлежащим образом исполняет условия договора на продажу тепловой энергии № 1 от 01.08.2018, заключенный с ООО «УК «Лето», действует исключительно в рамках действующего законодательства в области теплоснабжения и не нарушает Закон о защите конкуренции».

ООО «Теплоснабинвест» осуществляет деятельность по поставке тепловой энергии в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО «УК «Лето» с 01.01.2018 на основании Договора № 1 на продажу тепловой энергии».

Заключению настоящего договора предшествовало обращение ООО «УК «Лето» в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением о понуждении к заключению договора на поставку тепловой энергии в редакции ООО «УК «Лето».

ООО «УК Лето» самостоятельно предъявило в Арбитражный СУД РТ свою редакцию договора, со всеми приложениями, включая приложения № 3 и 7.

Решением Арбитражного суда РТ от 20.03.2019 по делу № А65-36644/2018 исковые требования ООО «УК «Лето» удовлетворены в полном объеме. Арбитражный суд РТ утвердил договор в редакции ООО «УК «Лето», который был полностью разработан, сформирован вместе с приложениями самим истцом, без участия ответчика.

Приложения № 3 и 7, приятые судом в редакции ООО «УК «Лето» являются неотъемлемой частью договора и не оспаривались ни самим ООО «УК «Лето», ни ООО «Теплоснабинвест».

Ранее, приложения № 3 и 7 в данной редакции были подписаны председателем ТСЖ «Лето» - Шигаповым Ф.Г., который в последствии занял должность директора ООО «УК «Лето». Приложения № 3 и 7 отражают сложившуюся практику расчетов по поставке тепловой энергии из котельной по адресу: РТ, г. Казань, ул. 2–я Азинская, д. 7 «Г» начиная с 2011 года.

Между ООО «Теплоснабинвест» и ООО «УК «Лето» заключен договор на продажу тепловой энергии № 1 от 01.08.2018, согласно которому ООО «Теплоснабинвест» приняло обязательство за плату оказывать ООО «УК «Лето» услугу по предоставлению тепловой энергии многоквартирных домов № 1В, 1Д, 1Е, 3Б и 3В, расположенных по адресу: РТ, г. Казань, ул. 2-ая Азинская.

Также, при составлении определения о назначении дела № 016/01/10-1674/2020, Татарстанским УФАС России не учтено, что тарифы стоимости 1 Гкал утверждены Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам, в установленном законом порядке. Для расчета стоимости тепловой энергии с ООО «УК «Лето» используется тариф, утвержденный Постановлением Государственного комитета РТ по тарифам от 13.07.2018 № 5-5/тэ.

Позиция Татарстанского УФАС России о предъявлении излишних сумм теплопотерь являются необоснованными, ввиду того, что объем тепловой энергии и суммы рассчитаны исходя из расчетов тарифа, утвержденного Государственным комитетом РТ по тарифам, на основании экспертного заключения по тарифному делу № 20-81/тэ.

Эксперты при расчете тарифа исходили из договора теплоснабжения между ООО «Теплоснабинвест» и ТСЖ «Жилстрой» от 01.06.2018, который выступал от имени всех потребителей на основании договора о совместной деятельности от 18.11.2011. Договором от 18.11.2011 на ТСЖ «Жилстрой» возложены обязанности по обслуживанию котельной для выработки тепловой энергии.

При этом экспертами Государственного комитета РТ по тарифам за основу расчета принята общая выработка тепловой энергии, взятая с прибора учета на выходе котельной, на основании п.3.2 договора ООО «Теплоснабинвест» с ТСЖ «Жилстрой» от 01.06.2018.

Таким образом, в приложении № 7 расчет производится в соответствии с расчетами экспертного заключения Госкомитета РТ по тарифам, с учетом показаний прибора учета котельной, а не совокупной суммы показаний коллективных ПУ, установленных отдельно в каждом МКД.

Если бы расчет установленного тарифа производился на основе совокупных данных ПУ, установленных в многоквартирных домах, то стоимость 1 Гкал увеличилась бы прямо пропорционально относительной разнице между совокупными показаниями коллективных ПУ и прибором учета котельной, приблизительно                           на 10 %.

Кроме того, в заключении Госкомитета РТ по тарифам значительно снижены текущие траты ООО «Теплоснабинвест» на обслуживание котельной и выработку тепловой энергии.

При требуемых обществом тарифах в размере в 1 полугодии 1570,55 руб./Гкал с НДС и во 2 полугодии 1794,77 руб./Гкал с НДС, Госкомитетом РТ по тарифам утвержден тарифам 1 486,36 руб., что на 20 % ниже экономически обоснованного тарифа, с учетом ПУ в котельной.

При расчете тарифов на 2020 год, в экспертном заключении № 68 по делу № 20-117/тэ, Госкомитетом РТ по тарифам вновь использовался договор с ТСЖ «Жилстрой» ввиду того, что МКД по ул. 2-я Азинская не имею официальных общих сетей подключения к котельной. Находящаяся на балансе ООО «Теплоснабивест» резервная труба, диаметром 100 мм. протяженность 260 м. подходит к дому 1 «Г» ТСЖ «Жилстрой».

Основные трубы диаметром 150 мм. являются бесхозными, стоимость ремонта и обслуживания данных труб, при расчете тарифов не учитывалась, в связи с чем, жителями многоквартирных домов не оплачивается.

В настоящее время, ООО «УК «Лето» тепловая энергия оплачивается не в полном объеме и задолженность продолжает ежемесячно увеличиваться.

Между тем, в Арбитражном суде Республики Татарстан рассматривается дело по иску ООО «Теплоснабинвест» г. Казань к ООО «УК «Лето» г. Казань о взыскании 1 371 905 рублей 93 копейки долга.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.09.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме (А65-10421/2020).

Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции исходил из того, что в приложении № 7 расчет произведен в соответствии с расчетами экспертного заключения Госкомитета РТ по тарифам, с учетом показаний ПУ котельной, а не совокупной суммы показаний коллективных ПУ, установленных отдельно в каждом МКД».

Апелляционные жалобы ООО «УК «Лето» и Татарстанского УФАС России будут рассмотрены 09.11.2020 в Одиннадцатом Арбитражном апелляционном суде.

Кроме того, предупреждение об устранении нарушений, выданное Татарстанским УФАС России, обжалуется в Арбитражном суде Республике Татарстан по заявлению ООО «Теплоснабинвест» (А65-18675/2020)».

10.08.2020 Общество с ограниченной ответственностью «Теплоснабинвест» обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ № П05-33/2020 от 20.07.2020 (исх.№АР-05/9590 от 21.07.2020), о прекращении производства по делу в отношении ООО «Теплоснабинвест».

В соответствии с определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.08.2020 указанное заявление было принято к производству, делу присвоен номер А65-18675/2020.

Выводы по делу № А65-18675/2020 могут иметь значение для рассмотрения дела № 016/01/10-1674/2020, ввиду чего Комиссия сочла возможным приостановить рассмотрение настоящего дела до вступления в силу решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу № А65-18675/2020. 

На основании части 3 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией было принято решение о приостановлении производства по делу № 016/01/10-1674/2020 до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу № А65-18675/2020 (определение от 05.11.2020, исх. № АР-05/14812 от 06.11.2020).

Комиссией Татарстанского УФАС России также установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Теплоснабинвест» обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Лето» о взыскании 1 371 905 руб. 93 коп. долга за потребленную тепловую энергию за период с 01.08.2018 по 30.01.2020. Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.09.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020, исковые требования удовлетворены. Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 06 апреля 2021 года отменены решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.09.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 по делу № А65-10421/2020, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

14.04.2022 Арбитражным судом Республики Татарстан, в рамках дела № А65-10421/2020, вынесено решение об отказе в удовлетворении искового заявления ООО «Теплоснабинвест» к ООО «УК «Лето» о взыскании 8 924 935 рублей 08 копеек долга за потребленную тепловую энергию за период с 01.08.2018 по 31.05.2021.

05.09.2022 Одиннадцатым Арбитражным апелляционным судом г. Самара, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.04.2022 по делу № А65-10421/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Теплоснабинвест» – без удовлетворения.

14.07.2022 Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено, что 30.06.2022 Арбитражным судом Республики Татарстан принято определение об удовлетворении заявления ООО «Теплоснабинвест» об отказе исковых требований, производство по делу № А65-18675/2020 прекращено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 3, частями 4,  статьи 47 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела № 016/01/10-1674/2020 в отношении ООО «Теплоснабинвест» по признакам нарушения пункта 3 части 1 стати 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» подлежало возобновлению и было назначено на 11.08.2022 в 13:30 по адресу: РТ, г. Казань, ул. Московская, д. 55, 2 этаж, зал заседаний (определение от 14.07.2022 исх. № АР-05/8861).

10.08.2022 (вх. № 10296/ж) ООО «Теплоснабинвест» представил в адрес Татарстанскского УФАС России заявление о том, что в целях неисполнения предупреждения № П05-33/2020 от 20.07.2020, ООО «Теплоснабинвест» обжаловало действия Управления в Арбитражном суде Республики Татарстан (дело № А65-18675/2020). Однако, ООО «Теплоснабинвест» отказалось от исковых требований и 30.06.2022 Арбитражный суд РТ прекратил производство по деду № А65-18675/2020.

11.08.2022 (исх. № АР-05/10230 от 15.08.2022) определением Татарстанского УФАС России дело № 016/01/10-1674/2020 срок рассмотрения дела был продлен до 01.12.2022 включительно.

Также, 11.08.2022 (исх. № АР-05/10231 от 15.08.2022) Управлением вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 016/01/10-1674/2020 в отношении ООО «Теплоснабивест» на 22.09.2022 в 15 часов 00 минут.

22.09.2022 Татарстанским УФАС России вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 01/01/10-1674/2020 (исх. № АР-05/12040 от 28.09.2022). Представители ответчика ООО «Теплоснабинвест» и заявителя ООО «УК «Лето» на участие в заседании Комиссии в назначенные дату, время и место не явились, извещены надлежащим образом.

Ранее, 21.09.2022 (вх. № 12011) в адрес Управления поступили письменные пояснения ответчика ООО «Теплоснабинвест» о том, что котельная по адресу: РТ, г. Казань, ул. 2-ая Азинская, д. 7 «Г» выведена из эксплуатации на основании статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» с согласия Исполнительного комитета г. Казани.

Исполнительный комитет г. Казани передал тепловые сети к МКД № 1, 1Б, 1В, 1Д, 1Е, 3Б и 3В по ул. 2-ая Азинская г. Казани АО «Казэнерго», к данным сетям подключен источник тепловой энергии АО «Казэнерго» по адресу: РТ, г. Казань, ул. Губкина, д. 50.

По мнению ООО «Теплоснабинвест» Общество не является монополистом по рассматриваемому виду услуг ввиду того, что АО «Казэнерго» с мая 2022 года обеспечивает потребителей тепловой энергией по адресу: РТ, г. Казань, ул. 2-ая Азинская, д. № 1, 1Б, 1В, 1Д, 1Е, 3Б и 3В.

Комиссия отмечает, что указанная ситуация (обслуживание котельной АО «Казэнерго») была создана не по инициативе АО «Казэнерго», а из-за прекращения в одностороннем порядке ООО «Теплоснабинвест» подачи тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома № 1, 1Б, 1В, 1Д, 1Е, 3Б и 3В (РТ, г. Казань, ул. 2-ая Азинская) путем вывода из эксплуатации Обществом котельной (РТ, г. Казани 2 ая-Азинская, д. 7«Г»), являющейся для указанных жилых домов источником теплоснабжения.

Комиссия отмечает, что из-за чрезвычайной ситуации вывода ООО «Теплоснабинвест» котельной из эксплуатации 02.06.2022 у руководителя Исполнительного комитета г. Казани Р.Г. Гафурова состоялось совещание с участием представителей прокуратуры г. Казани, прокуратуры Советского района, АО «Казэнерго» по вопросу вывода котельной и тепловых сетей по ул. 2-ая Азинская из эксплуатации ООО «Теплоснабинвест». 

17.06.2022 Комиссией по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности г. Казани принято распоряжение №14-22кчс «О предупреждении чрезвычайной ситуации с теплоснабжением многоквартирных домов по ул. 2-ая Азинская в Советском районе г. Казани».

В целях предупреждения чрезвычайной ситуации и проведения срочных работ по организации теплоснабжения, организована временная альтернативная схема подачи тепловой энергии в МКЖД № 1, 1Б, 1В, 1Д, 1Е, 3Б, 3В по ул. 2-ая Азинская со стороны АО «Казэнерго», горячее водоснабжение в данных домах подлежало восстановлению 31.05.2022.

Комиссия также обращает внимание, что указанное Обществом возражение не отменяет то обстоятельство, что правонарушение ООО «Теплоснабинвест», которое рассматривается в рамках настоящего дела, было совершено до вывода из эксплуатации Обществом котельной (РТ, г. Казани 2 ая-Азинская, д. 7«Г») и не было устранено до возбуждения Приказом №01/267-к от 14.09.2020 года настоящего дела.

Так, длящийся характер выставления платы со стороны ООО «Теплоснабинвест» в адрес ООО «УК «Лето» на основании неподписанного управляющей компанией Приложения №7 к Договору №1 от 01.01.2018 подтверждается материалами антимонопольного дела, а также судебными актами по делу А65-10421/2020.

На основании определения от 13.10.2022 (исх. № АР-05/13013 от 21.10.2022), рассмотрение дела № 016/01/10-1674/2020 Комиссией Татарстанского УФАС России было отложено на 03.11.2022, в связи с тем, что представители ответчика ООО «Теплоснабинвест» и заявителя ООО «УК «Лето» на участие в заседании Комиссии в назначенные дату, время и место не явились, извещены надлежащим образом.

03.11.2022 на рассмотрении дела № 016/01/10-1674/2020 присутствовал представитель ООО «УК «Лето» - Пастухов А.В. (по доверенности от 26.10.2022).

Представители ответчика ООО «Теплоснабинвест» не явились, извещены в надлежащей форме.

В своих пояснениях представитель ООО «УК «Лето» указал на то, что приложения № 3 и 7 к Договору № 1 на продажу тепловой энергии от 01.01.2018 в соответствии с положениями Договора № 1 на продажу тепловой энергии от 01.01.2018, заключенного на условиях ООО «УК «Лето» в соответствии с постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 19.07.2019 и решением Арбитражного суда РТ       по делу № А65-36644/2018, в части изменений условий относительно границы отпуска тепловой энергии, а также в части изменения формулы расчета потребленного количества коммунального ресурса (Приложение № 7) путем исключения из расчета значений объема потребленной энергии по показаниям теплосчетчика, установленного на выходе из котельной заключены, расчеты производятся по приборам учета.

Кроме того, представитель ООО «УК «Лето» сообщил, что задолженности перед ООО «Теплоснабинвест» не имеется. Данный факт подтверждается решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.04.2022 по делу № А65-10421/2020.

Постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда г. Самара от 05.09.2022 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.04.2022 по делу № А65-10421/2020 оставлено без изменений.

Согласно пункту 1.3 Приказа ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке должен включать следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях»;

в) определение географических границ товарного рынка.

Временной интервал исследования товарного рынка определен с 01.08.2018 года по 30.05.2022 года.

Продуктовые границы товарного рынка в рассматриваемом случае определены как услуги по передаче тепловой энергии.

С учетом особенностей рассматриваемого рынка географические границы определены как котельная, расположенная по адресу: г. Казань, ул. 2-ая Азинская, д.7 «Г».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

ООО «Теплоснабинвест» осуществляет предоставление коммунальных услуг, посредством поставки тепловой энергии от котельной, расположенной по адресу: г. Казань, ул. 2-я Азинская, д. 7 «Г».

В связи со сложившейся схемой теплоснабжения, в силу физического расположения энергопринимающих устройств и тепловых сетей, котельной и привязкой их к определенному месту, а также наличия технологического присоединения теплопринимающих энергоустановок субабонентов к тепловым сетям теплоснабжающих организаций с учетом принципа однократности такого присоединения, ООО «УК «Лето» имеет возможность получать тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии на территории, охваченной существующими тепловыми сетями, и не имеют этой возможности (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна) за ее пределами.

Таким образом, ООО «Теплоснабинвест» занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по передаче тепловой энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой тепловыми сетями, обеспечивающими соответствующим ресурсом (тепловой энергией) население, проживающих в МКД по домам №1Е, 1В, 1Д, 3Б и 3В, расположенных по ул. 2ая-Азинская г. Казани.

В связи с вышеуказанным, по результатам рассмотрения дела и установления обстоятельств по делу, изучив доводы ответчика по делу № 016/01/10-1674/2020, Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «Теплоснабинвест» как нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в части навязывания ООО «УК «Лето» условий договора, невыгодных для него и не относящихся к предмету договора, экономически и технологически необоснованных и прямо не предусмотренных действующим законодательством, что привело к завышению сумм на оплату потребленной тепловой энергии по многоквартирным домам, находящимся в управлении указанной организации.

До окончания рассмотрения настоящего дела по существу Комиссией в соответствии со статьёй 48.1 Закона о защите конкуренции было изготовлено заключение об обстоятельствах дела, которое было направлено ответчику.

От ответчика по настоящему делу в адрес антимонопольного органа возражений на заключение об обстоятельствах дела представлено не было.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22, части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, в том числе в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

В силу статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

При рассмотрении настоящего дела со стороны ООО «УК «Лето» было указано, что приложения № 3 и 7 к Договору № 1 на продажу тепловой энергии от 01.01.2018 в соответствии с положениями Договора № 1 на продажу тепловой энергии от 01.01.2018, заключенного на условиях ООО «УК «Лето» в соответствии с постановлением Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 19.07.2019 и решением Арбитражного суда РТ по делу № А65-36644/2018, в части изменений условий относительно границы отпуска тепловой энергии, а также в части изменения формулы расчета потребленного количества коммунального ресурса (Приложение № 7) путем исключения из расчета значений объема потребленной энергии по показаниям теплосчетчика, установленного на выходе из котельной заключены, расчеты производятся по приборам учета. С учетом указанного, Комиссия Татарстанского УФАС России оснований для выдачи предписания не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать ООО «Теплоснабинвест» нарушившим требования пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в навязывании ООО «УК «Лето» условий договора, невыгодных для него и не относящихся к предмету договора, экономически и технологически необоснованных и прямо не предусмотренных действующим законодательством, что привело к завышению сумм на оплату потребленной тепловой энергии по многоквартирным домам, находящимся в управлении указанной организации.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

Члены Комиссии:

<…> – [должностное лицо]

<…> – [должностное лицо]

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны