Постановление №АР-05/6431 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу №016/04/14.31-781/2... от 23 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. №АР-05/6431 от 23.06.2023 г.

[должностное лицо] Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении №016/04/14.31-781/2023, возбужденного в отношении юридического лица – АО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» (далее – АО «Азнакаевское ПТС») (ИНН: <…>) по факту нарушения антимонопольного законодательства, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В целях реализации своих функций и целей, административный орган наделен рядом полномочий, определенных ст. 23 Закона о защите конкуренции, в числе которых - недопущение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы № 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее – Татарстанское УФАС России) поступило обращение ИП <…> (вх. № <…> от <…> г.) по вопросу нарушения порядка ценообразования за прием и переработку сточной жидкости АО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» (далее – АО «Азнакаевское ПТС»).

Как следует из поступившего обращения, АО «Азнакаевское ПТС» за оказанные услуги по приему и переработке 1 кубического метра (далее – м3) сточной жидкости взимает <…> рублей. В то же время, в близлежащих городах стоимость за аналогичную услугу составляет <…> руб./м3. Вместе с тем, ИП <…> отмечает, что цена по договору за оказанную услугу АО «Азнакаевское ПТС» не определена и из чего она образуется неизвестно.

По результатам рассмотрения обращения, изучения представленных документов издан Приказ Татарстанского УФАС России № <…> от <…> г. и создана Комиссия по рассмотрению дела № 016/01/10-1620/2022 по признакам нарушения АО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка ценообразования на услуги по приему, транспортировке и очистке сточных вод.

В ходе рассмотрения дела № 016/01/10-1620/2022 в рамках предоставленных полномочий Комиссией Татарстанского УФАС России было установлено следующее.

АО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей потребителям тепловую энергию и теплоноситель, хозяйственную питьевую воду и услуги по отведению и очистке сточных вод.

В соответствии с пунктом 1, пунктом 1.2 Постановления Руководителя Исполкома муниципального образования «г. Азнакаево» Азнакаевского муниципального района от 17.02.2014 N 04 «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Азнакаево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан», АО «Азнакаевское ПТС» определен гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «город Азнакаево» Азнакаевского муниципального района

Потребителями предоставляемых услуг являются: население, учреждения и промышленные предприятия города Азнакаево, <…>.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>) является перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами, а дополнительными - сбор и обработка сточных вод, деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам.

ИП <…> в ходе рассмотрения настоящего дела было пояснено, что предприниматель владеет ассенизационными машинами и оказывает населению услуги по откачке и вывозу жидких бытовых отходов, которые в последующем утилизируются на очистных сооружениях АО «Азнакаевское ПТС».

Между АО «Азнакаевское ПТС» и ИП <…> заключен Договор об оказании услуг № <…> от <…> г. (далее – Договор № <…>).

В соответствии с условиями Договора № <…>, АО «Азнакаевское ПТС» обязуется оказать следующие услуги: производить переработку сточных вод ИП <…> на биологических очистных сооружениях (далее – БСО) АО «Азнакаевское ПТС», а ИП <…> обязуется оплатить эти услуги.

Согласно п. 6 Договора № <…>, расчет стоимости приема и переработки 1 м3 сточной жидкости определяется по утвержденному расчету АО «Азнакаевское ПТС», действующему на момент оплаты услуг. АО «Азнакаевское ПТС» вправе изменять стоимость услуг в связи с увеличением собственных затрат, изменением законодательства, нормативов, инфляции. Оплата производится по талонам.

По информации, представленной ИП <…>, следует, что в соответствии с разовым талоном, действительного на 2022г., стоимость услуги по договору за 1 м3 составляет <…> руб.

По мнению ИП <…>, указанная стоимость является завышенной и ущемляет его права в сфере предпринимательской деятельности, так как от данной стоимости зависит конечная цена услуги по вывозу жидких бытовых отходов, оказываемая населению Азнакаевского района.

АО «Азнакаевское ПТС» с вменяемым нарушением не согласилось, представило письменные пояснения (исх. № <…> от <…> г.), из которых следует, что:

- в отношении услуг по переработке жидких бытовых отходов государственное регулирование тарифов не осуществляется;

- прием на переработку жидких бытовых отходов не является коммунальной услугой;

- жидкие бытовые отходы удаляются путем исключающим их сброс в водные объекты;

- услуги по переработке жидких бытовых отходов оплачиваются организацией, осуществляющей сбор и вывоз жидких бытовых отходов, по возмездному договору в соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

Вместе с тем АО «Азнакаевское ПТС» считает, что общество при переработке жидких бытовых отходов, исходя из технических характеристик, не осуществляет их транспортировку.

Комиссия Татарстанского УФАС России, изучив позицию сторон, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоотведении, ФЗ N 416), настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

Как следует из статьи 2 Закона о водоотведении:

- водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

- централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;

- канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;

- транспортировка сточных вод - перемещение сточных вод, осуществляемое с использованием канализационных сетей.

По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (пункт 1 статьи 14 Закона о водоснабжении).

Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией (пункт 5 статьи 7 Закона о водоснабжении).

В соответствии с частью 7 статьи 31 Закона N 416-ФЗ к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод.

Согласно абз. 10, 11 письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 апреля 2017 года N 12-47/9678 «Разъяснения в области обращения с жидкими фракциями сточных вод», в случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

Если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах.

Согласно материалам, представленным АО «Азнакаевское ПТС», установлено, что согласно Решениям Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан о предоставлении водного объекта в пользование:

- № <…> от <…> г.- п. <…>: выпуск сточных вод после очистки на БОС осуществляется в р. <…>;

- № <…> от <…> г. – г. <…>: выпуск сточных вод после очистки на БОС осуществляется в р. <…>;

- № <…> от <…> г. – пгт. <…>: выпуск сточных вод после очистки на БОС осуществляется в р. <…>;

- № <…> от <…> г. – с. <…>: выпуск сточных вод после очистки на БОС осуществляется в р. <…>.

Вместе с тем, из понятия «водоотведение» следует, что существенным критерием отнесения деятельности к водоотведению является конечный этап передачи стоков на очистку с использованием централизованной системы.

В соответствии с материалами рассматриваемого дела, а также из условий договора № <…> установлено, что очистные сооружения АО «Азнакаевское ПТС» являются централизованными.

При этом, согласно порядку приема сточных вод в очистных сооружениях АО «Азнакаевское ПТС» и схем очистных сооружений, в приемные камеры, расположенные на территории очистных сооружений, поступают сточные воды по напорному либо безнапорному канализационному коллектору.

Так же в данные приемные камеры сливаются хозяйственно-бытовые стоки, транспортируемые с помощью ассенизационных машин.

Для предотвращения негативного воздействия залповых сбросов хозяйственно-бытовых стоков, сливаемых из ассенизационных машин, сточные воды поступают в приемный канал для смешивания сточных вод, поступающих из города с высококонцентрированными хозяйственно-бытовыми стоками, сливаемыми из ассенизационных машин.

Далее после смешивания в приемном канале стоки поступают на механическую очистку в здание решеток, затем проходят весь цикл механической и биологической очистки в очистных сооружениях.

В случае очистного сооружения пгт. <…>: для предотвращения негативного воздействия залповых сбросов хозяйственно-бытовых стоков, сливаемых из ассенизационных машин, сточные воды поступают на иловые площадки, фильтруются и с помощью дренажных насосов подаются на механическую очистку в здание решеток, далее проходят весь цикл механический и биологической очистки в очистных сооружениях.

Таким образом, хозяйственно-бытовые стоки, транспортируемые с помощью ассенизационных машин, перемещаются с места слива с использованием трубопровода, далее смешиваются, после чего и сточные воды, и хозяйственно-бытовые стоки по трубопроводу поступают в очистные сооружения, где проходят очистку и сброс в водный объект.

При изложенных обстоятельствах сложившиеся отношения в рамках договора №<…> свидетельствуют, что АО «Азнакаевское ПТС» оказывает ИП <…> услуги по приему, транспортировке и очистке сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, следовательно, и плата за данную услугу необходимо определять в соответствии с положениями Закона N 416-ФЗ.

Согласно части 6 статьи 14 ФЗ N416, оплата услуг по договору водоотведения осуществляется в соответствии с тарифами на водоотведение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 ФЗ N 416, на территории Республики Татарстан тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливает Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам.

Также в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами (п. 118 Правил № 644). Необходимо отметить, что если у лиц, осуществляющих услугу водоотведения, есть декларация, характеризующие сточные воды, то данная плата не взимается.

В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (п. 194 Правил № 644).

В силу части 2 Постановления Государственного комитета РТ по тарифам от 28.11.2018 N 10-77/кс «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для Акционерного общества «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» на 2019 - 2023 годы», тарифы действуют с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года.

Для сельского поселения <…> тарифы устанавливаются ежегодно. Постановлением Государственного комитета РТ по тарифам от 19.11.2021 N 312-66/кс-2021 установлен тариф на водоотведение на 2022 год «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для Акционерного общества «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» на 2022 год».

В период с 2020 по 2022 гг. тарифы на водоотведение для АО «Азнакаевское ПТС» составляли:

 

Город

Вид потребителя

Период

c

<…> руб./м3

с

<…> руб./м3

с

<…> руб./м3

с

<…> руб./м3

с

<…> руб./м3

с

<…> руб./м3

<…>

для населения, с НДС

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

иные потребители (тарифы указаны без учета НДС)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

для населения, с НДС

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

иные потребители (тарифы указаны без учета НДС)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

 

для населения, с НДС

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

иные потребители (тарифы указаны без учета НДС)

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

для населения, с НДС

-

-

-

-

<…>

<…>

иные потребители (тарифы указаны без учета НДС)

-

-

-

-

<…>

<…>

 

Вместе с тем, стоимость переработки сточной жидкости, ввозимой сторонними организациями, определялась АО «Азнакаевское ПТС» самостоятельно, без учета вышеуказанных тарифов и составляла в <…> году – <…> руб./м3 без НДС и <…> руб./м3 с НДС; в <…> году – <…> руб./м3 без НДС и <…> руб./м3 с НДС; в <…>году – <…>руб./м3 без НДС и <…> руб./м3 с НДС.

Согласно пояснениям и представленным АО «Азнакаевское ПТС» документам, в период с <…> г. по <…>г. стоимость переработки сточной жидкости, ввозимой сторонними организациями, определялась обществом исходя из общих по всем населенным пунктам затрат и объема принятых сточных вод, учтенных Госкомитетом РТ по тарифам при утверждении тарифов на водоотведение в соответствующие периоды, платежа за сверхнормативный сброс, рентабельности и НДС.

Формула для расчета стоимости переработки 1 м3 сточной жидкости выглядит следующим образом:

((себестоимость услуги по водоотведению г. <…> + себестоимость услуги по водоотведению пгт. <…> + себестоимость услуги по водоотведению шт. <…> + себестоимость услуги по водоотведению с. <…>) /4) + платеж за сверхнормативный сброс+ рентабельность + НДС).

По данным расчета стоимости переработки сточной жидкости, ввозимой сторонними организациями, в период с <…> г. по <…> г. АО «Азнакаевское ПТС» в составе затрат учитывало расходы общества, в том числе, связанные с транспортированием сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения и содержанием канализационных сетей.

Таким образом, стоимость переработки 1м3 сточной жидкости в очистных сооружениях АО «Азнакаевское ПТС», ввозимой сторонними организациями, с <…> г. основывалась на следующих статьях затрат по предприятию:

- себестоимость 1м3 переработанной сточной жидкости – <…> руб. (частное суммы затрат и объема принятых сточных вод, учтенных Госкомитетом РТ по тарифам при утверждении тарифов на водоотведение);

- платеж за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ согласно акта отбора проб – <…> руб./м3;

- рентабельность – <…> %;

- НДС –<…> %.

Таким образом, стоимость переработки 1 м3, отведенной сточной жидкости на <…> год во всех населенных пунктах составляла – <…> руб./м3 без НДС и <…> руб./м3 с НДС.

Необходимо отметить, что до <…> г., включительно, отдельно была установлена стоимость переработки сточной жидкости в очистных сооружениях АО «Азнакаевское ПТС» для цехов <…>. На <…> год расчет тарифа переработки 1м3 сточной жидкости основывался на следующих статьях затрат по предприятию:

- себестоимость 1м3 переработанной сточной жидкости – <…> руб. (частное суммы затрат и объема принятых сточных вод, учтенных Госкомитетом РТ по тарифам при утверждении тарифов на водоотведение для потребителей г. <…> и пгт. <…>);

- платеж за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ согласно акта отбора проб – <…> руб./м3;

- рентабельность – <…>%;

- НДС – <…>%.

В соответствии с вышеуказанными статьями затрат по предприятию, стоимость переработки 1м3 отведенной сточной жидкости на <…> год составляла – <…>руб./м3 без НДС и <…> руб./м3 с НДС.

На основании статьи 4 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" Правительство Российской Федерации постановлением от 13.05.2013 N 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Указанные нормативно-правовые акты не предусматривают применяемый АО «Азнакаевское ПТС» способ ценообразования на услуги, оказываемые ИП <…>. с использованием централизованной системы водоотведения.

При этом, в силу подпункта "б" пункта 11 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы в сфере водоотведения могут устанавливаться в соответствии с методическими указаниями дифференцировано такой категории сточных вод, как жидкие бытовые отходы.

Таким образом, АО «Азнакаевское ПТС» не было лишено возможности установления дифференцированного тарифа на указанные услуги путем обращения в Госкомитет по тарифам РТ в соответствии с Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 25 Правил № 406, орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений регулируемой организации об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в экспертном заключении органа регулирования тарифов.

Учитывая изложенное, действия АО «Азнакаевское ПТС» по установлению и взиманию с контрагентов платы без установленного уполномоченным государственным органом тарифа за услуги по приему и переработке сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, имеют своим результатом ущемление интересов получателей таких услуг, поскольку последние вынуждены оплачивать указанные услуги по экономически необоснованной, не установленной государственным органом цене.

Необходимо отметить, что в ходе рассмотрения дела № 016/01/10-1620/2022 АО «Азнакаевское ПТС» изменило ценовую политику в сфере водоотведения для ввозимых сточных вод на <…> год.

Расчет стоимости переработки 1 м3 сточной жидкости в очистных сооружениях АО «Азнакаевское ПТС» ввозимой сторонними организациями с 01.01.2023г. осуществляется согласно Постановлению Госкомитета РТ № 363-79/кс-2022 от 15.11.2022г. «о корректировке на 2023 год долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для Акционерного общества «Азнакаевское предприятие тепловых сетей», установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 28.11.2018 № 10-77/кс, а также Постановлению Госкомитета РТ № 364-80/кс-2022 от 15.11.2022г. «об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для Акционерного общества «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» на <…> год».

Таким образом, стоимость переработки 1 м3 сточной жидкости в очистных сооружениях АО «Азнакаевское ПТС» ввозимой сторонними организациями с <…> г. для г. <…> - <…>м3/руб. (без НДС), пгт. <…> - <…> м3/руб. (без НДС), пгт. <…> - <…> м3/руб. (без НДС), с. <…> - <…> м3/руб. (без НДС).

Также, взимается плата за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения согласно п. 123(4) Правил № 644.

Вместе с тем, в случае выставления платы за услуги по приему и переработке сточных вод в соответствии с установленными тарифами согласно Закону о водоснабжения, предусмотрены основания для освобождения от платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения или платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.

Например, если ИП <…> предоставит декларацию, характеризующую сточные воды, или доказательства того, что он предоставляет данную услугу именно населению, то такая плата с него взиматься не будет.

При этом, применяемая АО «Азнакаевское ПТС» в период с <…> г. по <…>  г. в отношениях с ИП <…> стоимость приводила к тому, что предприниматель нёс большие затраты, чем вправе был рассчитывать, если бы гарантирующий поставщик применял установленные государственным органом тарифы.

Согласно материалам рассматриваемого дела, например, в г. <…>, ИП <…> в <…> году приобретал талон, на основании которых оказывалась услуга по водоотведению в очистных сооружениях АО «Азнакаевское ПТС», со стоимостью переработки 1 м3 сточной воды - <…> руб. (в том числе, сверхнормативный сброс загрязняющих веществ), вместо <…> руб. с НДС (в том числе, плата за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения), если бы общество изначально считало согласно тарифу, установленному Госкомитетом.

Следовательно, в случае, если объем бочки ассенизаторской машины ИП <…> составляет 4 м3, то оплата <…> рейсов такой машины составит:

- по стоимости АО «Азнакаевское ПТС» - <…> руб.;

- по тарифу Госкомитета - <…> руб.

Таким образом, АО «Азнакаевское ПТС», самостоятельно определяя размер платы за переработку сточных вод, извлекло монопольную выгоду и ущемило интересы организаций, оказывающих услуги по вывозу жидких бытовых отходов, в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к естественно-монопольным видам деятельности. Хозяйствующий субъект, осуществляющий водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, является субъектом естественной монополии.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

На основании вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что АО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» в период с <…> г. по <…> г. являлось хозяйствующим субъектом, занимающее доминирующее положение на локальном рынке услуг по водоотведению с использованием централизованных систем в пределах географических границ, определенных территорией расположения объектов хозяйства АО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей».

Учитывая вышеизложенное, на АО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

17 февраля 2023 года Комиссией Татарстанского УФАС России было вынесено заключение об обстоятельствах дела № 016/10/1620/2022, которое было направлено ответчику АО «Азнакаевское ПТС».

На заседание Комиссии Татарстанского УФАС России 23 марта 2023 года в 13 часов 30 минут представитель АО «Азнакаевское ПТС» не явился, извещен надлежащим образом.

Вместе с тем, письменные возражения на заключение об обстоятельствах дела № 016/01/10-1620/2022 от 17.02.2023г. в адрес Комиссии Татарстанского УФАС России представлены не были.

Таким образом, комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу о нарушении АО «Азнакаевское ПТС» (ИНН 1643013463) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по приему и переработке сточных вод, в связи с чем 31.03.2023 было принято решение по делу №016/01/10-1620/2022 (исх. АР-05/3134 от 03.04.2023 г.).

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса,

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Злоупотребление АО «Азнакаевское ПТС» доминирующим положением, которое выразилось нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги по приему и переработке сточных вод, запрещенное пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

Событие административного правонарушения и виновность АО «Азнакаевское ПТС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, установлена и подтверждается доказательствами, содержащимися в материалах дела.

Время совершения АО «Азнакаевское ПТС» административного правонарушения – с <…> по <…> годы.

Местом совершения административного правонарушения является <…>.

 Согласно представленной АО «Азнакаевское ПТС» информации (вх. 1484 от 16.05.2023 г.) сумма выручки Общества полученная в <…> составляет <…> рублей.

Выручка АО «Азнакаевское ПТС» от оказания услуги по водоотведению (стоков, ЖБО) от абонентов, не имеющих присоединения к системе водоотведения в <…> году составила <…> рублей.

Таким образом, сумма выручки за оказание услуг по водоотведению от абонентов, не имеющих присоединения к системе водоотведения за <…> год составляет <…>% процентов от совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

Сумма минимального размера административного штрафа за административное правонарушение, обстоятельства которого рассматриваются в рамках настоящего дела об административном правонарушении, совершенного АО «Азнакаевское ПТС», составляет <…> рублей.

Сумма максимального размера административного штрафа за административное правонарушение, обстоятельства которого рассматриваются в рамках настоящего дела об административном правонарушении, совершенного ООО УК «ПЖКХ», составляет <…> рублей.

Размер административного штрафа, рассчитанного в соответствии с пунктом 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ, составляет <…> рублей.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Согласно п.2 примечания к статье 14.31 КоАП РФ, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2-7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.

При назначении административного штрафа по делу № 016/04/14.31-781/2023 в отношении АО «Азнакаевское ПТС» установлено следующее обстоятельство, смягчающие административную ответственность:

- добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение (пп. 2 п. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).

При назначении административного штрафа по делу № 016/04/14.31-781/2023 в отношении АО «Азнакаевское ПТС» установлено следующее обстоятельство, отягчающее административную ответственность:

- совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год (пп. 1 п. 3 примечания к 14.31 КоАП РФ).

В рамках рассмотрения административного дела представителями АО «Азнакаевское ПТС» устно было заявлено ходатайство о применении в отношения Общества исключительных обстоятельств и назначении административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного в рамках части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Также в письменных пояснениях (вх. 6224 от 19.06.2023) Общество указывает на то, что АО «Азнакаевское ПТС» по состоянию на 1 июня 2023 года имеет задолженности по обязательствам в размере <…> рублей из которых: <…> рублей налоговая задолженность, задолженность по лизинговым платежам в размере <…> рублей, задолженность по договорам займа, заключенных с АО «УКС» в размере <…> рублей, задолженность по оплате теплоносителей в размере <…>рублей. 

В соответствии с ч. 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с п. 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях является защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. Административная ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причиненного нарушением действующих в государстве правил. С помощью мер административной ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений.

В силу ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Должностное лицо считает, что, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, применительно к обстоятельствам совершенного правонарушения и субъекту административной ответственности возможно применение меры административного взыскания в виде штрафа с учетом положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Должностное лицо принимает во внимание также и имущественное положение привлекаемого лица, а именно финансовый убыток от регулируемого вида деятельности. Так, согласно выписке из официального ресурса ФНС https://bo.nalog.ru/ убыток АО «Азнакаевское ПТС» в <…> году составила <…> рублей.

Снижая размер наказания до твердой суммы в рублях должностное лицо исходит из того, что снижение на ½ является правом должностного лица и принимает во внимание доводы привлекаемого лица, которое указывает на тяжелые последствия от совершенного правонарушения в виде неблагоприятных последствий для хозяйствующего субъекта.

Снижение в данном случае административного наказания направлено на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления экономической деятельности субъекта. С учетом характера совершенного административного правонарушения, его последствий, имущественного и финансового положения юридического лица, установленных по делу обстоятельств при квалификации действий АО «Азнакаевское ПТС» (ИНН 1643013463) по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ размер административного штрафа составляет <…> рублей.

В целях извещения АО «Азнакаевское ПТС» о дате, времени и месте составления протокола направлялось уведомление о составлении протокола по адресу нахождения юридического лица (исх. № ВЧ-05/4445 от 3.05.2023 г.). Согласно почтовому идентификатору 80082584885743 уведомление получено адресатом 12.05.2023 года.

01.06.2023 года в адрес Татарстанского УФАС России поступило ходатайство (вх. 5563 от 01.06.2023г.) от генерального директора АО «Азнакаевское ПТС» Хафизова Р.Г. о рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствии представителей АО «Азнакаевское ПТС», пояснений представлено не было.

В день составления протокола по настоящему административному делу (1 июня 2023 года в 11 часов 00 минут) в Татарстанское УФАС России представитель               АО «Азнакаевское ПТС» не явился, извещен надлежащим образом. Рассмотрение административного дела №016/04/14.31-781/2023 было назначено на 15 июня 2023 года в 10 часов 30 минут.

В ходе рассмотрения административного дела №016/04/14.31-781/2023 в адрес Татарстанского УФАС России было заявлено устное ходатайство от представителей АО «Азнакаевское ПТС» <…> - [физическое лицо] и <…> - [физическое лицо] о применении в отношении АО «Азнакаевское ПТС» ряда смягчающих обстоятельств при вынесении административного наказания. Определением (исх. АР-05/6201 от 16.06.2023г.) рассмотрение административного дела было отложено для дополнительного выяснения обстоятельств. Рассмотрение административного дела было назначено на 20 июня 2023 года в 16 часов 00 минут.

В адрес Татарстанского УФАС России были представлены письменные пояснения (вх. 6224 от 19.06.2023) от АО «Азнакаевское ПТС», а также ходатайство о рассмотрении административного дела отсутствии представителей АО «Азнакаевское ПТС».

 В день вынесения постановления по настоящему административному делу (20 июня 2023 года в 16 часов 00 минут) для участия в административном производстве в Татарстанское УФАС России представитель АО «Азнакаевское ПТС» не явился.

Срок давности привлечения юридического лица АО «Азнакаевское ПТС» к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, за нарушение антимонопольного законодательства на момент вынесения настоящего постановления не истек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями: ст. 1.2, ст. 3.5, ст. 4.1 ст.14.31, ст.23.48, ст.ст.29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать юридическое лицо АО «Азнакаевское предприятие тепловых сетей» (ИНН: 1643013463, КПП: 164301001, ОГРН: 1141690004631, Дата присвоения ОГРН: 28.01.2014, адрес: 423332, РТ, Азнакаевский район, г. Азнакаево, ул. Гагарина, д. 14) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

2. Применить в отношении АО «Азнакаевское ПТС» меру ответственности в виде административного штрафа в размере <…> рублей (<…>) <…> копеек.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 32.2 КоАП РФ, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.                          

Сумма административного штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:

Получатель

УФК по РТ (Татарстанское УФАС России л/с 04111475540)

ИНН

1653003714

КПП

165501001

Банк получателя (реквизит 13)

ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН БАНКА РОССИИ//УФК по Республике Татарстан                  г. Казань

БИК (реквизит 14)

019205400

Номер счета банка получателя средств (реквизит 15)

40102810445370000079

Номер счета получателя средств (реквизит 17)

03100643000000011100

КБК

16111601141010031140

Назначение платежа – УИН

<…>

 

 

Назначение платежа – УИН <…> денежное взыскание (штраф) по делу №016/04/14.31-781/2023 за нарушение антимонопольного законодательства.

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральном законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

[Должностное лицо]                                                                     <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны